Главная / Практика / Тишина как источник напряжения: 10 выдающихся примеров (Часть 1)

Тишина как источник напряжения: 10 выдающихся примеров (Часть 1)

Перед тем как перейти к самому списку, очень важно прояснить, что именно мы имеем в виду под тишиной. В данном случае тишиной мы считаем не полное отсутствие звуков или шумов, а абсолютный минимум наложенной музыки, звуковых эффектов и саундтреков.

Нас интересуют сцены, в которых тишина используется для усиления напряжения, концентрируется вокруг контекста и визуальных образов, чтобы вызвать чувство тревоги у зрителя. Соответственно, за рамками этого обзора остались сцены, основанные на уловках и ухищрениях, как это часто бывает в современных фильмах ужасов, которые кажутся страшными только благодаря так называемым «пугалкам» — то есть дешевым, простым и, к сожалению, практически всегда верным способам вызвать «страх».

Дело в том, что мир изменился; в наши дни фильм страшен не потому, что заставил вас на секунду подпрыгнуть от ужаса — весь секрет в том, чтобы продержать зрителя в этом состоянии как можно дольше, чтобы он действительного боялся происходящего на экране.

10. «Красный штат» (режиссер Кевин Смит, 2011)

Это совсем не то, чего вы могли бы ожидать от Кевина Смита, если вы фанат «Клерков» или Джея с Молчаливым Бобом. Если же вас увлекают зверства и бесчинства Баптистской церкви Вестборо, тогда вам стоит обратить внимание на эту скрытую жемчужину. В религии есть что-то такое, что внушает страх. Причем это необязательно касается возмездия, которое ждет нас после смерти — подобные чувства чаще возникают, когда речь заходит о фанатиках и экстремизме внутри какой-нибудь секты.

«Красный штат» щекочет нервы, вызывая страх перед неизвестным. После того как группу друзей обвели вокруг пальца, заманив обманчивым объявлением в интернете, их похищают и держат в вымышленной Троицкой Церкви «Файв Поинтс». Пленников держат в клетках для животных, крошечных настолько, что уместиться там можно только, свернувшись «калачиком».
Полотно, накрывающее клетку, держит главных героев в неизвестности относительно происходящего снаружи, оставляя внешние звуки последним источником информации. И практически единственное, что они могут слышать — пассивно-агрессивная, консервативная и ожесточенная речь ультрахаризматичного пастора Эбина Купера — персонажа, чьим прототипом, вероятно, был Фред Фелпс — американский протестантский пастор, глава Баптистской церкви Вестборо, который известен своими радикальными высказываниями и организуемыми им акциями, направленными против ЛГБТ-движения.

При этом герои фильма осознают, что являются пленниками религиозных экстремистов, использующих насилие и убийства, чтобы прийти к спасению и примириться с Господом — то есть шансы на выживание близки к нулю. Просто представьте себе, что находитесь во тьме, а окружающая вас тишина периодически прерывается подобными речами по мере того неотвратимого приближения момента вашей смерти. Звучит жутко. Выглядит, поверьте, тоже.

9. «Тишина» (режиссер Майк Флэнеган, 2016)

«Тишина» — малоизвестный независимый фильм, вышедший на Netflix — поразит вас сильнее, чем вы могли бы предположить. Сделанный в расчете на бюджет ниже одного миллиона долларов, он не производит впечатление дешевого и практически всегда достигает своей цели. Сюжет и завязка данной картины являются определением того, почему «Тишина» попала в этот список: глухая женщина стала жертвой вторжения в ее домик на природе.

Как лучше всего показать видение глухой женщины? Рассмотрим в качестве примера сцену из фильма «Вавилон», сюжет которого разворачивается в Японии. Звуковой монтаж эпизода в клубе противопоставляет громкую музыку абсолютной тишине, представляющей точку зрения глухой героини.


Сцена из фильма «Вавилон»

«Тишина» использует подобную идею, однако в совершенно иной ситуации. Как спастись от преступника, если вы его не видите, но слышите? Именно в ответе на этот вопрос кроется секрет картины — наблюдать за тем, как режиссер Майк Флэнеган обращает трудности жертвы ей же на пользу — крайне захватывающее дело.

8. «Комната страха» (режиссер Дэвид Финчер, 2002)

«Комната страха» — это четвертый фильм Дэвида Финчера, поскольку считать «Чужого 3» фильмом Финчера будет практически кощунством по отношению к самому режиссеру.

Являясь одним из лучших фильмов о проникновении в дом, «Комната страха» успешна и по многим другим параметрам. Да, Джоди Фостер и еще совсем молодая Кристен Стюарт показали отличную актерскую игру, впрочем — и Джаред Лето с Форестом Уитакером, исполнившие роли злоумышленников, оправдали все ожидания.

Выдающейся особенностью этой картины является то, что самые тревожные моменты не имеют музыкального сопровождения, что позволяет вывести на первый план звуковой дизайн и шумовое оформление. Именно благодаря этому стук от падения прикроватной лампы, неизбежно отвлекающий внимание от преступников создает вдвое больший эффект напряженности, чем наложенный саундтрек.

Вместо последнего в противопоставление взбудораженным антагонистам, пытающимся схватить главную героиню — Мэг Олтман — в ряде кадров с ней используется прием замедленной съемки, который смягчает ощущение тревожного ожидания. И именно это, как ни парадоксально, способствует нарастанию напряжения, удлиняя его воздействие.

Ярко выраженное применение «кадров видеонаблюдения» в фильме усиливает упомянутый выше феномен. Имея возможность только видеть происходящее, но, не слыша злоумышленников в квартире, жертва вынуждена анализировать каждый физический сигнал. Эффект, обратный описанному, работает против преступников — они могут только слушать жертву через систему громкого оповещения, но не видят совершаемые ею действия.

7. «Гравитация» (режиссер Альфонсо Куарон, 2013)

Открытый космос — худшее место для несчастного случая. Практически в любом другом месте вы можете позвать на помощь. В космосе же вас никто не услышит: там физически невозможно произвести звук, поскольку там нет среды, по которой могут распространяться звуковые колебания.

Несмотря на то что «Гравитация» сопровождается тщательно проработанными элементами звукового дизайна, в картине учитывается эта таинственная космическая аномалия — отсутствие звука. В нескольких моментах режиссер фильма — Альфонсо Куарон — очевидно подчеркивает эту абсолютную тишину, смешанную с чистейшим желанием выжить там, где никто не придет помощь.

Эти моменты происходят в полнейшей тишине, где все, что вы можете услышать — это редкий вздох или крик изнутри костюма.

6. «Повелитель бури» (режиссер Кэтрин Бигелоу, 2008)

«Повелитель бури» считается одним из самых оригинальных военных фильмов XXI века, в особенности благодаря тому, что его сюжет не был сконцентрирован вокруг Второй мировой войны или Войны во Вьетнаме. Снятая Кэтрин Бигелоу картина является захватывающей, напряженной, пугающей и — главное — крайне реалистичной. Во многом этот реализм является заслугой Джереми Реннера с его честной и основательной игрой, однако нельзя списывать со счетов и работу съемочной команды.

Следует выделить одну любопытную особенность этого фильма, а именно минимальное использование музыкального оформления, в отличие от его «внебрачного сиквела» — «Снайпер» — в котором каждый тревожный момент сопровождался громким саундтреком, перекрывающим крики, диалоги и даже звуки стрельбы. Обратное можно увидеть в «Повелителе бури», где безлюдное место где-нибудь посреди пустыни будет лишено всяких звуков, что только увеличивает эффект сцены. Это великолепный пример того, что лучше меньше да лучше.

Источник: tasteofcinema.com