Визуальный мир «Офелии»
На съемках фильма «Офелия» (2018) / Фото: Dusan Martinicek / IFC Films
Как рассказала на пресс-конференции в Москве Клер МакКарти, она тоже решила показать историю невесты датского принца под другим углом: «Это не исторически точная Дания. Наша страна больше похожа на признание в любви к прерафаэлитам с их фактурами, цветом, сложными костюмами и прекрасными замками. Мы хотели вовлечь в эту историю молодежь, даже не читавшую „Гамлета“. Тот, кто хорошо знает пьесу, надеюсь, сможет оценить нашу стилизацию».
То, что визуальный стиль картины основан на работах художников-прерафаэлитов очевидно с первых кадров, которые почти впрямую цитируют картину Джон Эверетта Милле «Офелия» (или «Смерть Офелии»), что, по словам режиссера, было сделано сознательно.
Декорации и локации
На фильме работала интернациональная команда: австралийцы, чехи, британцы, американцы, итальянцы. Снимали в Чехии, поэтому в кадре можно увидеть такие туристические достопримечательности, как замок Кршивоклат, расположенный на живописном холме, окруженном лесом, и Костницу в Седлеце, известную своим жутковатым декором из человеческих черепов и костей.
Остальные интерьеры замка построили на пражской киностудии «Баррандов». Художник-постановщик фильма Дейв Уоррен, сказал, что это решение было продиктовано плотным графиком съемок и соблазном привлечения чешских команд с их феноменальными навыками в создании предметов искусства и декора.
Сначала на зрителя выплескивается много цвета и света. Но вместе с растущей паранойей Клавдия меняются и интерьеры — они становятся мрачнее, удлиняются тени. «Некоторые из визуальных цитат здесь взяты из прекрасного палаццо (Даванзатти, — прим. tvkinoradio.ru) во Флоренции», — говорит Уоррен. Покои Гертруды украшают копии известных старинных шпалер. «Мы пытались создать впечатление выцветшего величия — до нее тут жила пара других королев».
В эти декорации по цвету гармонично вписываются костюмы персонажей.
Художник по костюмам Массимо Кантини Паррини
За костюмы отвечал флорентиец Массимо Кантини Паррини, достойный продолжатель традиций итальянских художников по костюмам Пьеро Този, Габриэллы Пескуччи, Маурицио Милленотти.
«Нам посчастливилось родиться в Италии, в колыбели искусств, и это очень помогает в нашей работе при выборе визуальных источников».
Художник по костюмам Массимо Кантини Паррини на съемках фильма «Страшные сказки» (2015) / Фото: Le Pacte
Интерес к костюму у Массимо возник очень рано, благодаря бабушке по материнской линии, флорентийской портнихе. «Ребенком я был очарован тканью в больших рулонах, оживавшей, когда ее накидывали на манекены, — вспоминает Кантини Паррини, — И сегодня я испытываю удовольствие, работая в комнате со своим манекеном. Я набрасываю на него куски тканей, которые нашел в течение недели, и мало-помалу из всего этого начинает проявляться платье»…
Массимо закончил отделение моды и костюма во флорентийском Instituto d’Arte (в этом институте в 40-х гг учились Пьеро Този, Данило Донати, Анна Анни, позже Габриэлла Пескуччи), потом — «Полимоду» (частная школа моды во Флоренции), которая в те годы была связана с нью-йоркским Музеем институты моды и технологий (FIT). Затем Кантини Паррини поступил в Centro Sperimentale di Cinematografia на курс легендарного художника по костюмам Пьеро Този.
«После окончания Центра, мой преподаватель Пьеро Този представил меня Габриэлле Пескуччи, и я начал работать в ателье „Тирелли“. Дино Траппетти (директор ателье, — прим. tvkinoradio.ru) предложил мне стать ассистентом по пошиву, но одновременно с этим я работал и с Габриэллой в качестве ее ассистента на фильмах („Сон в летнюю ночь“, „Ван Хельсинг“, „Братья Гримм“, „Чарли и шоколадная фабрика“ и другие — прим. tvkinoradio.ru). Мой „прорыв“ случился в 2007 году с фильмом „Карнера: Ходячая гора“, на который меня позвала со-художником беременная Сильвия Небиоло. После этого я решил, что могу делать фильмы самостоятельно».
Кадр из фильма «Целое семейство» (2011) / Фото: Distrify
Несмотря на то, что Массимо работал с Гиллиамом, Вайдой и Сколой, делал костюмы к большим постановочным картинам «Барбаросса» и «11 сентября 1683», успех пришел к нему после выхода фильма «Страшные сказки» режиссера Маттео Гарроне.
«Маттео [Гарроне] предоставил мне полную свободу. Сказка — это фантазия, но я не хотел далеко отходить от исторической правды. И еще я всегда принимаю во внимание тело актера, учитываю его вкусы, спрашиваю, какие цвета он любит, потому что он должен непринужденно чувствовать себя в моей одежде … Это как одевать две души: персонажа и актера.
Кадр из фильма «Страшные сказки» / Фото: Le Pacte; Платье для фильма «Страшные сказки» (2015)/ Фото: Tirelli Costumi
Мой способ делать костюм — это найти суть исторического периода, с которым я сталкиваюсь, затем добавить деталей, убрав из него все легкомыслие, присущее эпохе. Очень важны форма и ткань, потому что форма и ткань — это все».
Костюмы «Офелии»
На «Офелии» Массимо пошел своим любимым путем — отточил форму каждого костюма, продумал каждую линию, и соответственно этому, подобрал фактуру и цвет.
На съемках фильма «Офелия» (2018) / Фото: IFC Films; Платье для фильма «Офелия» (2018) / Фото: Tirelli Costumi
«Для образа Офелии, — рассказывал Кантини Паррини, — главной визуальной отсылкой была древняя Греция и моя любимая мраморная статуя второго века нашей эры „Задумчивая муза“, находящаяся в римском музее Чентрале Монтемартини. Муза одета в платье и плащ, в которых читаются элегантность и таинственность — черты, присущие нашей Офелии.
Кадр из фильма «Офелия» (2018) / Фото: IFC Films: Статуя «Задумчивая муза» / Фото: Ancient Art
Также на меня повлияли картины Джона Уильяма Уотерхауса; цветовая палитра полотен великого британского живописца Дж. М.В. Тернера; и опера „Макбет“ 1954 года, которую оформлял Пьеро Този».
Основное платье Офелии сшито из шелка бирюзового цвета (оттенка, столь любимого прерафаэлитами), который красиво оттеняет длинные (тоже прерафаэлитские) рыжие волосы, а его текучие линии намекают нам на шекспировскую судьбу героини. Поскольку Офелия, по версии создателей фильма, девушка из простой семьи, то и ее платье лишено дорогой отделки, как у других придворных дам. «Средневековье было временем и обществом, ограниченным жесткой классовой системой, оно был в большей степени связано с церемониями, но в меньшей степени — со свободой», — пояснил художник.
На съемках фильма «Офелия» (2018) / Фото: IFC Films; Картина Данте Габриэля Россетти «Сон наяву»
Костюмы придворных дам
Мир королевского двора показан нам глазами Офелии. Вначале она очарована им, поэтому все вокруг насыщено цветом, в костюмах присутствует много экзотических восточных тканей. Одно из платьев королевы Гертруды даже вышито надкрыльями тайских жуков, в чем видится отсыл к знаменитому платью британской актрисы Эллен Терри в роли леди Макбет из известной пьесы Шекспира.
Также в платьях Офелии, Гертруды и других придворных дам чувствуется влияние дизайнера начала ХХ века Мариано Фортуни.
«В моей личной коллекции подлинных костюмов есть несколько вещей от Мариано Фортуни, и они тоже послужили источником вдохновения для фильма. Фортуни был художником, вдохновленным Грецией, он воссоздал романтизм Средневековья в современной одежде, и имел вплоть до своей смерти удивительный мировой успех. Его эстетика продолжает жить и сегодня».
Кадр из фильма «Офелия» (2018) / Фото: IFC Films; Платье Мариано Фортуни / Фото: Stephane Piera / COLLECTION PALAIS GALLIERA
Фортуни не только является автором знаменитых плиссированных платьев «Дельфос» (секрет создания которых он унес в могилу), но и изобретателем метода текстильного крашения и печати по ткани (чаще, бархату), за счет которого он воспроизводил красоту старинных ренессансных и восточных тканей. В некоторых своих моделях, сделанных в средневековом стиле (например, в платьях «Элеонора»), он сочетал набивной бархат и шелковую плиссировку. Массимо Кантини Паррини использовал этот красивый эффект боковых плиссированных вставок для платьев Офелии, Гертруды и придворных дам. При этом костюмы смотрятся очень гармонично и естественно.
На съемках фильма «Офелия» (2018) / Фото: IFC Films; Платье «Элеонора» / Edward Thaver Monroe / The Riad Family
«В нашей истории я хотел показать, как поразительно и романтично могут выглядеть женские наряды той поры, при том, что они основаны на простоте», — сказал художник.
Мужские костюмы и костюмы актеров второго плана
Если женские костюмы в фильме — нежные и текучие, то мужские, напротив, статичные и брутальные. Тут нет яркого цвета, их отличает интересная фактурность тканей и многослойность. «На то, чтобы надеть утром эту штуку, уходило полчаса, потому что там было около двенадцати различных слоев, — делился Том Фелтон, исполнявший роль Лаэрта, — И в них было очень жарко. Но на самом деле, они помогли нам очень быстро войти в образ».
Помимо главных персонажей в фильме задействовано большое количество статистов и актеров второго плана, которым также надо было сшить или подобрать одежду. «Было нелегко управлять таким эстетически-насыщенным фильмом, к тому же со звездным актерским ансамблем, — говорит Массимо Кантини Паррини, — У нас был довольно ограниченный бюджет и шесть недель подготовки, но, к счастью, у меня есть опыт работы на исторических фильмах, которые снимались в короткие сроки!».
Конечно, сжатые сроки и малый бюджет — бич современного кинематографа, и сегодня от художника по костюмам, помимо таланта, еще требуются хорошие организаторские способности. Но Массимо это однозначно по плечу. Так что, будем ждать от него новых, интересных работ!
Обложка: кадр из фильма «Офелия» (2018) / IFC Films