Цвет в кино: особенности восприятия
Основные цветовые схемы
Цвет оказывает на нас эмоциональное, психологическое и даже физическое воздействие, которое порой мы можем не осознавать. Глаза и мозг человека могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Именно поэтому чаще всего в кино используют комплементарную цветовую схему — контрастное сочетание теплых и холодных цветов, которые на цветовом круге противоположны друг другу. Такое сочетание оттенков делает композицию уравновешенной и воспринимается естественно. Самые популярные комплементарные пары — желтый-синий и красный-зеленый.
Реже используется троичная цветовая схема, которая объединяет в одной композиции 3 цвета, равноудаленных друг от друга на круге, например, желтый, синий, красный. Один из цветов, как правило, доминирует, а два других дополняют и усиливают его звучание. Возможен также вариант использования двух близких по тону цветов с контрастным противоположным, например, желтый, зеленый и красный.
Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film
Более сложная и редкая схема — тетраидная, объединяющая четыре цвета. Почти во всех этих случаях один цвет доминирует, а другие лишь оттеняют его.
Цветовая гармония
Осмысленное использование определенного цвета в кино основано на психологии зрительского восприятия.
Йохансен Иттен в своей книге «Искусство цвета» отмечает, что для большинства цветовые сочетания, называемые «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же различных цветов, имеющих одинаковую силу. Например, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, то закрыв глаза, мы увидим красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим в подсознании его противоположность — зеленый. Опыт одинаково работает с разными цветами.
Существует и более тонкий способ гармоничной организации — использование аналогичных цветов, т.е. монохроматической схемы цвета. В случае с очевидным доминированием определенного цвета из хроматической палитры (6 цветов) в фильме или отдельной сцене можно говорить о целенаправленном использовании цвета для создания у зрителя конкретной эмоции. При этом всегда необходимо учитывать, что у каждого цвета выделяют несколько ассоциаций, одна из которых соответствует контексту и с определенной долей вероятности совпадет с нашим субъективным ощущением.
Желтый
Успешные комбинации: синий, черный, красный, зеленый.
Символические ассоциации: разум, познание, уверенность, болезнь, безумие, недоверие.
Желтый — самый светлый цвет. Он теряет это качество в сочетании с более темными — серым, черным, фиолетовым. Соответственно, прозрачные и яркие тона желтого воспринимаются позитивно, а затуманенные и тусклые — негативно.
Любитель яркого желтого цвета — Уэс Андерсон часто использует его в качестве иллюстрации чувства наивности, радости, детского взгляда на мир. Однако в короткометражке «Отель Шевалье» (2007) — прологе к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — желтый становится символом одиночества, некоторого болезненного помешательства и отгороженности двух главных героев от мира и самих себя. Таким образом, через доминирующий желтый цвет Андерсон, в сочетании с изысканной обстановкой и романтичной музыкой, выражает общее состояние места, времени и внутренние переживания персонажей. В кадрах можно заметить незначительные детали, которые уравновешивают цветовое решение — серые костюмы, синие книги, город за окном, окутанный предрассветной голубоватой дымкой.
Сцена из фильма «Отель Шевалье» (2007)
Красный
Успешные комбинации: голубой, зеленый, белый, черный
Символические ассоциации: огонь, страсть, активность, агрессия, опасность, сила.
Многозначность красного зависит от плотности и тональности. Смещенный в сторону красно-оранжевого он становится выражением воинственности, опасности, превосходства, власти, безумия, как в некоторых сценах из «Макбета» (2015).
Кадр из фильма «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company
Красный, неизменно присутствующий в каждой сцене фильма из трилогии польского классика Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета» (1994), имеет несколько нетипичных трактовок: искусственную попытку наполнить жизнь яркостью и значением, подвластность судьбе, столкновение правды и фальши, любви и ненависти.
Трейлер фильма «Три цвета: Красный» (1994)
Красный, смешанный с белым (розовый), приобретает значение чистоты, легкости, наивности. Впрочем, возможна и метафоричная объяснение этого цвета. Например, известный персонаж мира «Гарри Поттера» Доролес Амбридж обожала розовый, что вызывало к ней чувства, противоположные нежности и умилению.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Синий
Успешные комбинации: белый, желтый, красный, оранжевый.
Символические ассоциации: тишина, покой, глубина, фантазия, загадочность.
Синий на желтом кажется темным и несколько теряет свою яркость. Чистым синим считается цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный цвет — символ активности, то синий — его прямая противоположность, т.е. пассивность. При этом он может стать и символом скрытой опасности, как в сценах «С широко закрытыми глазами», или чарующей загадочности, как в фильме «Мулен Руж» (2001).
В богатой на яркие цвета «Тесноте» чаще всего в кадре появляется синий, который символизирует замкнутость, опустошение и нарастающую безотчетную тревогу, смешанную с неотвратимостью.
Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»
Сказочное значение синего цвета в эпизоде анимационной «Фантазии» (1940) дополняется устрашающими мотивами неизвестного, опасного, злого.
Сцена из мультфильма «Фантазия» (1940)
Зеленый
Успешные комбинации: белый, оранжевый, желтый, красный.
Символические ассоциации: жизнь, гармония, мягкость, таинственность.
Считается нейтральным цветом, так как в спектре расположен между черным и белым. Характер его выраженности меняется в зависимости от колебания в сторону соседних цветов — желтого и синего.
Как правило, зеленый в сочетании с желтым вызывает более светлые чувства у зрителя, ассоциируется с рождением нового, юностью, гармонией. Но при добавлении в палитру синих оттенков, а также общей приглушенности тона, зеленый отражает холодность, безразличие, запутанность и страх. В таком значении он применяется в монохромных сценах фильмов гораздо чаще. Например, в «Головокружении» (1958) отражает таинственность образа главной героини, зеленое цветовое решение сцен в «Матрице» создает неестественный эффект другой реальности, а в «Комнате страха» (2002) становится иллюстрацией тревожного чувства.
Оранжевый
Успешные комбинации: зеленый, синий, белый, черный, серый.
Символические ассоциации: радость, активность, чувствительность, воспоминания (сепия).
Двойственные значения оранжевого меняются в зависимости от его смеси с красным — тогда он приобретает энергичное, чувственное или праздничное, сказочное звучание. Но затемненный черным цветом, он тускнеет и становится признаком настороженности, опасности, не доходящей до очевидной угрозы. Контрасты между насыщенностью и выбором сочетания создают легкую атмосферу в немного грустной «Семейке Тененбаум» (насыщенный оранжевый), а в фоновом решении «Марсианина» (в сочетании с желтым), напротив, подчеркивают мрачность и переносят нас на другую планету.
Фиолетовый
Успешные комбинации: в теории цвета практически никакие комбинации не считаются гармоничными.
Символические ассоциации: чувственность, благородство, двойственность, мистичность, мудрость, опасность.
Фиолетовый цвет, балансирующий между двумя концами спектра, имеет своеобразное влияние на подсознание. В зависимости от контрастирующих тонов, он может вызывать у зрителя как возвышенное, так и гнетущее впечатление. Этот цвет часто используют для создания на экране фантазийной реальности, других миров или погружения во внутренний мир героя. В нем, в отличие от других цветов, двусмысленность прочтения не зависит от контекста — она подразумевается практически в каждом случае. Например, в «Неоновом демоне» (2016) выбор фиолетового подсказывает зловещее нарастание конфликта на протяжении всего повествования, а в «Стражах Галактики» (2014) переносит нас в другое измерение.
Мягкие оттенки фиолетового также часто становятся иллюстрацией мира грез и сказочности.
Кадр из мультфильма «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
Подведем итоги
Полярность в спектре эмоций, которые каждый цвет способен вызвать у зрителя зависит от нескольких значений:
- оттенка — выбора тона на цветовой палитре;
- насыщенности — интенсивности цвета;
- сочетания с другими цветами — контраст (светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов и др.).
При выборе цветового решения в кино ориентируются на общие ассоциации, связанные у большинства с тем или иным цветом, однако всегда остается вариант субъективного прочтения, который зависит от личной предрасположенности к цвету и предпочтениях гармоничных сочетаний.
О цвете в кино
Обложка: кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Amazon Studios