Как это снято: «Антихрист»
Запуск и съемки: от депрессии к помешательству
Начало «Антихристу» положила глубочайшая затянувшаяся депрессия Ларса фон Триера. Положение режиссера было настолько плачевным, что он даже заявлял о своей неспособности когда-либо в дальнейшем продолжить снимать кино. Чтобы справиться с недугом, он в 2005 году по совету психотерапевта начал писать сценарий, отправной точкой которого стало название — «Антихрист». «Отличное слово», как считал режиссер.
Источниками вдохновения послужила какая-то телепередача о европейских лесах. В ней была высказана мысль, что романтичный на взгляд человека участок природы в действительности может таить в себе огромное количество боли и мучений обитающих там животных и растений. Это привело фон Триера к переосмыслению христианской концепции о божественном происхождении мира.
Режиссер решил построить сценарий, исходя из предположения, что мир был создан Сатаной, природа является его «церковью», и потому опасна и деструктивна. Причем особую близость к природе автор обнаружил в женщине, так что именно женщина стала отрицательным персонажем, воплощением зла.
Параллельно фон Триер в тот период просмотрел много хорроров, влияние которых во многом определило атмосферу будущей картины. В интервью режиссер особенно выделяет японские ужасы, вроде «Звонка» и «Темных вод». Помимо этого фон Триер консультировался со специалистами в области теологии, христианской философии, с историками, изучавшими вопрос мизогинии, и с детскими писателями.
Любопытно также, что свой фильм фон Триер посвятил Андрею Тарковскому (и, кстати, обильно его процитировал в ряде сцен). Однако, по сути, «Антихрист» — это такой анти-Тарковский, где вместо любви — насилие, вместо жертвенности — жертвоприношение, вместо возвышенного — низменное, вместо надежды — отчаяние, а природа несет смерть, а не жизнь.
Процесс работы над фильмом автор позже называл интуитивным. Сцены писались одна за другой по наитию и без особой драматургической подоплеки, скорее, как ряд спонтанных идей. Только со временем набор эпизодов выстроился в историю супружеской пары, теряющей ребенка и отправляющейся в загородный дом, где муж-психиатр тщетно пытается помочь жене выйти из состояния отчаяния, но лишь усугубляет ее сумасшествие. Сюжет в фонтриеровском духе был разделен на части: четыре главы, обрамленные прологом и эпилогом. При этом от главы к главе градус ужаса и безумия событий нарастал, а завершающие кадры не оставляли надежды на хэппи-энд.
Поначалу проект задумывался как малобюджетный. Главные роли должны были исполнить датские актеры Йенс Альбинус и Милле Лехфельдт, а съемки планировалось проводить на даче в Дании. Однако эти планы нарушила все та же депрессия и случайное разглашение одним из продюсеров сюжета, из-за чего фон Триеру пришлось переписывать сценарий. Что вновь далось крайне тяжело. Свидетели этого процесса даже описывают фон Триера в этот период как «буйнопомешанного». В итоге к съемочному периоду удалось подойти только спустя несколько лет.
Съемки картины продлились сорок дней и проходили с конца августа по конец сентября 2008 года. Впервые в карьере фон Триера фильм целиком снимался в Германии, где удалось найти подходящие по мрачной атмосфере локации. Группа работала в Вестфалии, окрестностях Кельна и в городе Вупперталь. Во время работы депрессия по-прежнему не отпускала фон Триера, поэтому порой он отсутствовал на съемочной площадке, а в интервью позже заявлял, что экранизировал свой сценарий без особого энтузиазма. Впоследствии режиссер сожалел, что на фильме не было его стопроцентного контроля.
Кастинг на экстремальные роли
Довольно непросто проходил отбор актеров для картины. После вышеупомянутых датчан рассматривался вариант участия исполнителей из Великобритании. Однако, когда те приехали на прослушивание в Копенгаген, фон Триер не смог даже встретиться с ними из-за подавленного состояния.
После долгих раздумий режиссер показал сценарий Уиллему Дефо, с которым уже работал на фильме «Мандерлей». Были сомнения, что столь известный актер согласится на весьма экстремальную роль, однако именно этот экстрим Дефо и привлек. Позже он объяснял свой интерес к картине так: «Я полагаю, что мрачные вещи, невысказанные вещи очень важны для актёра. Эти вещи, о которых мы не разговариваем, и поэтому, если у тебя есть возможность сыграть в подобной роли, естественно, ты заинтересован». Готовясь к роли, Дефо пересматривал «Идиотов» из «догматичного» периода творчества фон Триера, консультировался с медиками и специалистами по психотерапии.
На женскую роль долгое время рассматривалась Ева Грин. Актриса была готова к участию, в том числе, к откровенным сценам, однако ее агенты оказались резко против проекта. После двух месяцев поисков другой кандидатуры фильмом заинтересовалась Шарлотта Генсбур. Причем фон Триер сомневался, стоит ли брать ее в картину лишь по той причине, что актриса очень сильно хотела в нем сняться. Для Генсбур источником вдохновения послужил фильм «Ночной портье» (кстати, одна из любимых лент фон Триера). Также оба актера по совету режиссера чтобы настроиться на необходимый лад перед съемками смотрели «Зеркало» Андрея Тарковского.
С актерами в фильме связана одна из кинематографических «уловок» — порнографические кадры. Хотя у фон Триера уже был опыт несимулированного секса актеров в «Идиотах», на «Антихристе» от такого радикализма пришлось отказаться. К сожалению режиссера. Сцены соития в душе и на корнях дерева снимались с привлечением дублеров из фильмов для взрослых.
Визуальное решение
В визуальном плане «Антихрист» несколько необычен для фон Триера, так как режиссер на этой картине впервые не снимал сам — не позволили дрожащие руки и слишком большой вес необходимого оборудования (оператором-постановщиком же выступил Энтони Дод Мэнтл, ранее сотрудничавший с фон Триером на фильмах «Догвилль» и «Мандерлей»). К тому же, как уже говорилось, режиссер несколько ослабил привычный авторский контроль и иногда и вовсе не присутствовал на площадке.
При этом концептуально «Антихрист» кажется симбиозом прежних визуальных поисков режиссера. Сначала визуальными средствами режиссер разграничивает сновидческие фрагменты и реальные, а потом, перемешивая изобразительные приемы, постепенно стирает грань между реальностью и грезами. Для последних характерна строгая статичная камера, как в ранних работах фон Триера, монохром, замедленная стилизованная эстетика.
Реальные сцены сняты в приглушенной мрачной цветовой гамме живой ручной камерой, которой отличались «Идиоты», «Рассекая волны», «Догвилль». Также для усиления напряжения по ходу развития события Дод Мэнтл использовал нестандартные световые схемы, которые, по словам оператора, «создавали ощущение отсутствия логики и заставляли иначе работать восприятие».
Сам фон Триер отмечает, что особенно доволен в картине «монументальными кадрами» и сценами с замедленной съемкой. А вот дневные сцены, выполненные в «фотографическом стиле» не вызывают у него симпатии, потому что кажутся излишне «отполированными».
Как и на многих других картинах, фон Триер использовал на «Антихристе» широкий спектр технологий. Фильм снимался на относительно новую на тот момент цифровую камеру RED One в разрешении 4K. Для фрагментов в слоу-моушн использовалась камера Phantom V4, позволявшая снимать с кадровой частотой от 600 до 1000 кадров в секунду. Дод Мэнтл отмечает, что при съемке сцен слоу-мо у него впервые за карьеру возникло ощущение, что кино будет восприниматься так же, как живопись. Помимо традиционных вспомогательных средств, вроде долли и крана, авторы прибегали к роботизированной технологии управления камерой Milo Motion Control. Эротическая сцена под деревом оказалась одной из самых сложных для съемок как раз из-за того, что посреди кадра ручная камера переходила на управление через Milo.
Спецэффекты: графика, муляжи и дрессура
В фильме использовано довольно большое количество спецэффектов. Если говорить о компьютерной графике, то с ней в картине примерно восемьдесят шотов. В основном это «невидимая графика», например, затертые в кадре провода, поводки на шеях оленей и тому подобное. Но были и более сложные задачи. Например, в уже упоминавшейся сцена секса под деревом необходимо было добавить руки, вылезающие из корней, поскольку на съемках не было необходимого количества статистов. Реалистичного произнесения лисой фразы: «Хаос правит», — также удалось добиться именно с помощью визуальных эффектов и 3D-моделирования.
Вообще в фильме по сюжету довольно большая роль отведена животным. Помимо графики необходимые образы были созданы с привлечением дрессированных зверей, в том числе воронов, оленей, лис, по команде выполнявших необходимые действия. Их съемка велась вторым юнитом. Другим решением было изготовление моделей. Так по многочисленным фотографиям была сделана модель мертворожденного оленя, которая крепилась к оленихе с помощью нейлонового чулка, изображавшего плаценту.
О съемках фильма «Антихрист» (2009)
Практические спецэффекты в фильме «Антихрист»
Наиболее шокирующие сцены фильма, связанные с членовредительством, снимались с использованием специального реквизита, которые разработала датская компания Soda ApS. Специалисты компании сделали силиконовые муляжи ноги Уиллема Дефо, облегченный муляж точильного круга, который крепился к ноге для имитации будто нога проткнута, муляж женских гениталий, а также муляж пластикового трехлетнего ребенка весом с настоящего, который был использован в начальном эпизоде картины. Для нашумевшей сцены обрезания клитора был сделан слепок низа живота, гениталий и ног модели. Далее было изготовлено несколько силиконовых копий, на которых и производилась процедура обрезания.
Специалисты, занимавшиеся разработкой муляжей, отмечают особую сложность своих задач в связи с тем, что фон Триер снимал длинными кадрами и без четкого предварительного определения ракурса. Так что муляжи должны были быть такими, чтобы съемка могла вестись как угодно.
Обложка: на съемках фильма «Антихрист» (2009) / Фото: Zentropa Entertainments