Главная / Практика / Как заставить актеров летать в кадре: подвешивание на тросах и VFX

Как заставить актеров летать в кадре: подвешивание на тросах и VFX

Часто от актера в фильме требуется взлететь в кадре или прыгнуть с огромной высоты… В зависимости от бюджета и сложности фильма, эти задачи можно решать двумя способами: подвешивать артиста на тросы или создавать его цифровую копию с помощью компьютерной графики.

Мы пообщались с постановщиком трюков и VFX-специалистом, чтобы разобраться в особенностях двух различных технологических процессов.
 

1Традиционный способ: подвешивание на тросах

Валерий Деркач, президент Ассоциации каскадеров, постановщик трюков (сериал «Беловодье» и фильм «Он — дракон»)

Традиционная технология, применяемая, чтобы заставить актеров «пролететь» в кадре, — это подвешивание их на тросах. Решением этой задачи занимаются специальные бригады каскадеров — риггеры, имеющие опыт работы с тросами и веревками. Кстати, как вид деятельности риггинг (от англ. «rig» — оснастка, такелаж, приспособление) находит применение у моряков, альпинистов, военных, строителей и многих других.
 

Использование тросов в фильмах

Риггеры, пользуясь внушительным набором специфического, часто изготовленного для конкретного кадра оборудования, помогают различным персонажам совершать их невероятные полеты, прыжки, падения и т.д. Конечно, съемка таких кадров — это очень сложный процесс; кроме каскадеров задействованы специалисты по визуальным эффектам, стирающие те самые тросы и дорисовывающие недостающие для кадра элементы.

Умопомрачительные прыжки, совершаемые Человеком-пауком в одноименном фильме, снимаются при участии каскадеров-дублеров, так как требуются специальные навыки и хорошая физическая подготовка. Но, конечно, без актеров происходящее в кадре не имеет смысла. Современные технологии и материалы позволяют изготавливать надежные, легкие и удобные подвесные системы, надев которые, актер чувствует себя комфортно в подвешенном состоянии. На больших проектах костюмы шьют специально на заказ под каждого актера, с учетом анатомических особенностей тела.
 

На съемках фильма «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)
 

Этапы работы с актерами

Полеты требуют от актеров неплохой физической формы и моральной готовности. Кто-то из артистов боится высоты, кто-то резких рывков, у кого-то могут быть и медицинские противопоказания: иногда и вниз головой приходится висеть. Поэтому общение актеров с каскадерами начинается с вопросов о здоровье и оценки текущего физического состояния; затем каскадеры обучают актеров правилам техники безопасности и приемам работы с оборудованием, а также показывают трюки, которые те будут выполнять.

По мере готовности актеров проводятся тестовые, очень щадящие тренировки для понимания пределов возможностей каждого актера. По результатам даются общие рекомендации и комплекс упражнений для развития необходимых групп мышц дома или в фитнес-зале, параллельно идут тренировки с постепенным усложнением и увеличением нагрузок.
 

Примеры из практики

Понятное дело, за короткое время развить мышцы непросто, поэтому актеры часто работают на силе воли и терпении. Поверьте, отработать двенадцатичасовую смену в подвесах очень тяжело даже для подготовленного каскадера. Но кадр этого требует… В фильме «Он — дракон», актеры, в целях достижения достоверной пластики, висели вверх ногами, изображая падение героев с большой высоты. При этом кинокамера также переворачивалась: либо на 90, либо на 180 градусов.

На съемках фильма «Он — дракон» (2015) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Он — дракон» (2015) / Фото: Bazelevs

Существуют и более сложные трюки, выполняемые артистами. В телесериале «Беловодье» актеры должны были летать на большие расстояния, изображая действие магических сил. Эффект достигался применением пневматического оборудования (так называемые речеты), позволяющего резко сдернуть человека с места и протащить его по воздуху. Процедура, очевидно, не совсем приятная, но практически все задействованные актеры и актрисы выполнили эти отлеты сами.
 

Трейлер сериала «Беловодье»
 

2Цифровые дублеры

Арман Яхин, генеральный директор Main Road|Post («Притяжение», «Легенда о Коловрате» и «Вратарь Галактики»)

В последние годы в кино все активнее применяются цифровые дублеры, т.е. созданные с помощью средств компьютерной графики копии актеров (по-английски технология называется Digital Double). Этот способ постепенно вытесняет съемочный, так как он позволяет привнести намного больше творческой свободы в виде необычных движений камеры и постоянного изменения освещения, а также воплощать очень опасные трюки. Во всех последних фильмах Marvel, например, цифровые дублеры играют очень важную роль.
 

Визуальные эффекты в фильме «Логан» (2017)

Этапы процесса

Сначала по большому количеству фотографий воссоздается цифровая скульптура персонажа, а также отдельные элементы тела и одежды. Для каждого элемента необходимы детальные фактуры. Волосы и мягкая одежда персонажа создаются специальным образом, так чтобы впоследствии можно было симулировать их динамику: реакцию на ветер, заминания и так далее. Строится специальный набор инструментов для аниматора, риг (по сути, структура скелета; у слова «риг» несколько значений, — прим. tvkinoradio.ru), помогающий анимировать персонажа.
Дальше идет сложный и кропотливый процесс анимации. После этого персонаж визуализируется и внедряется либо в съемочное окружение, либо в специально созданный цифровой мир. Создание каждого такого персонажа может занимать несколько месяцев.
 

Трейлер фильма «Вратарь Галактики» (2019)

В данный момент мы работаем над фильмом Джаника Файзиева «Вратарь Галактики», где много полностью созданных цифровых персонажей. В процессе создания копий критически важно передавать реалистичность и убедительность персонажей на экране. В жизни мы постоянно видим людей, поэтому, даже неосознанно, подмечаем все мелкие недоработки графики. Создание полностью убедительного цифрового дублера — долгая, кропотливая и сложная работа многих профессионалов.
 

  Программное обеспечение для создания цифровых дублеров:
 

  • SideFX Houdini,
  • Autodesk Maya,
  • ZBrush,
  • Foundry Mari.

 

 

 


Обложка: на съемках фильма «Первый мститель: Другая война» (2014) / Marvel