Главная / Практика / Визуальный стиль «Игры престолов»

Визуальный стиль «Игры престолов»

Команда и техника

Прежде чем говорить о визуальной стилистике «Игры престолов», стоит обратить внимание на организацию съемочного процесса и выбор техники, потому как во многом все эти моменты взаимосвязаны. За восемь сезонов на проекте сложилась четкая схема работы операторской группы. В среднем над сезоном работает пять-шесть операторов-постановщиков, каждый из которых снимает от одного до трех эпизодов. Обычно съемку проводят одновременно два юнита: юнит Волка (Wolf Unit) и юнит Дракона (Dragon Unit). Первая команда чуть меньше и сосредоточена на павильонных камерных сценах. Второй юнит больше и он занимается в основном крупными натурными сценами с массовкой и визуальными эффектами. Для третьего сезона создавался дополнительный юнит Ворона (Raven Unit), а для шестого — юнит Белых Ходоков (White Walker Unit).

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Старту съемок, разумеется, предшествует подготовительный период, во время которого оговариваются цветовые схемы, свет и прочие элементы визуальной концепции. Также операторам выдаются iPad’ы, где собрана вся необходимая информация о технических характеристиках ранее снятых сцен в одних и тех же интерьерах или локациях. Как правило, на площадке находится одна-две камеры.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Наиболее масштабные сцены, вроде батальных эпизодов, снимаются четырьмя-пятью камерами. Один эпизод в среднем требует восемнадцати смен (но были и сильные отступления, о которых скажем позже). Дублей, как правило, мало. Максимальное количество может доходить до четырех-пяти. С одной стороны, по словам самих операторов, это связано с большими объемами работы и необходимостью снимать быстро, а с другой — с высоким профессионализмом актеров, которым дубли зачастую просто не требуются.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Снимается «Игра престолов» преимущественно на камеры ARRI ALEXA. Изначально у авторов была идея снимать на пленку (как это делали создатели «Во все тяжкие»), однако тесты 35-мм пленки, камеры Sony F35 и прототипов ALEXA (это был 2010 год) показали, что у последней было вполне достойное качество: широкий динамический диапазон, хорошая цветопередача, пластичное изображение, простота в обращении. Оператор Алик Сахаров даже отмечает, что был удивлен возможностями цифровых камер. Также к «цифре» решили прибегнуть из-за большого количества материала — новые камеры позволяли значительно экономить время.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Помимо ALEXA отдельные сцены (например, с большими объемами компьютерной графики) снимаются на Red Epic Dragon. Постоянная оптика сериала — Cooke S4/i. Такой выбор связан с характерной пластичностью, четкостью и одновременно мягкостью этих объективов. Диапазон фокусного расстояния наиболее часто используемых объективов — от 21мм до 75мм. Реже используется зум-оптика Angenieux Optimos.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Важное требование, операторам проекта — необходимость нивелировать их индивидуальные черты, подчинять их общей стилистике сериала. Это необходимо из-за масштаба проекта. Поскольку сериал одновременно снимают в разных концах мира, авторы должны быть уверены, что материал от разных групп будет сочетаться. Контролировать это удается с помощью системы Pix, позволяющей знакомиться со свежеснятыми материалами в режиме онлайн.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Это же определяет то, что, по большому счету, визуальный стиль сериала трудно назвать особенно ярким, выразительным или уникальным. При внимательном просмотре можно обнаружить, что авторы крайне редко прибегают к «острым» изобразительным решениям, вроде субъективной камеры или широкоугольной оптики. Более того, при всем масштабе постановки сериал в целом решен в традициях телевизионных проектов.

Однако это не означает, что операторы не могут экспериментировать на площадке, предлагать свои идеи и собственные способы решений. Если возникают разногласия, то оператор-постановщик может снять свой вариант. Другой вопрос, что иногда такой материал идет вразрез концепции сериала и в конечном итоге летит в корзину. Так, оператор Фабиан Вагнер рассказывает, что однажды в предложенным им оригинальном решении группа проработала целую смену. Вот только продюсеры оказались недовольны материалом, и всю смену пришлось повторять заново. Это говорит о том, насколько высока цена отхода от заранее обговоренной визуальной концепции.
 

Свет: свечи, полумрак

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Свет — это, возможно, наиболее характерная визуальная «фишка» «Игры престолов». Дело в том, что это нетипично темный сериал, где значительная часть действия, по сравнению со многими другими телевизионными проектами, разворачивается в полумраке. Критики даже иногда смеются, что съемочную площадку посещает «дух Гордона Уиллиса», оператора «Крестных отцов», которого за склонность к работе с низким ключом прозвали «князем тьмы».

Оператор Джонатан Фриман называет в качестве вдохновляющего примера для световых решений «Игры престолов» работы Витторио Стораро, который как и Уиллис известен ювелирной работой со светотенью и съемками в низком ключе (и он тоже работал с Фрэнсисом Фордом Копполой). По словам Фримана, именно от Стораро и его картин, вроде «Апокалипсис сегодня» и «Двадцатый век», возникла концепция реалистичного, но одновременно экспрессионистского света в сериале.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

В русле этой концепции операторы «Игры престолов» не боятся погружать экранное пространство в темноту, сквозь которую едва пробивается слабый свет. Работая с полутонами, контровым светом и другими сложными решениями, авторы следуют сюжетной логике и философии проекта. Во-первых, события разворачиваются в мире, где нет электричества, а значит возможны только естественные источники освещения. Соответственно авторам приходится или работать с натуральным светом или имитировать его.

Кстати, по этой причине отдельной строкой бюджета в проект заложены свечи. Конечно, съемки не проходят исключительно при их свете (хотя поначалу были попытки таких решений), однако в кадре их довольно много и они используются в качестве и источника света, и важного атмосферного элемента.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Во-вторых, жесткое противопоставление света и тьмы соответствует драматургическому мотиву борьбы доброго и злого начал в душах героев. Последнее, как мы помним по сюжету, зачастую доминирует, что и подчеркивается визуальными средствами. Характерный пример этого — хрестоматийная уже сцена Красной свадьбы. Сравните количество света в начале сцены и в момент, когда (спойлер!) свадьба неожиданно поворачивает в сторону трагического финала — ключ света резко меняется.
 

Статика и крупные планы

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

При всей эпичности «Игры престолов» и, казалось бы, обилии экшна, камера в сериале на удивление статична, а значительная часть повествования построена на диалогах, снятых «восьмерками». Такое решение часто ставится в вину создателям (поговаривают даже о конфликтах операторов с шоураннерами по этому поводу), однако Дэвид Бэниофф и Д.Б. Уайсс настаивают, что статичные кадры необходимы проекту, поскольку придают кадру значительность, монументализм. Крупный план же важен, поскольку шоураннеры придают особое значение актерской игре и считают, что именно через работу исполнителей ролей передается значительная часть смысла всей истории. Таким образом камере необходимо вглядываться в актеров, а значит доминируют крупные планы.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Но еще одна тому причина — формат малого экрана, будь то экран телевизора, монитор компьютера, ноутбука или смартфон. Сам размер устройств, с которых сериал будет смотреть подавляющее число зрителей, подталкивает к акценту на крупных планах и минимизации более общих. В качестве примера статичного и крупнопланового решения сами шоураннеры приводят сцены диалогов Его Воробейшества и Серсеи Ланнистер в заключении в пятом сезоне или ужина в замке Тарли с шестом сезоне. Другой пример еще интереснее — эпизод «Битва бастардов» в шестом сезоне. Несмотря на то, что это масштабный батальный эпизод, по большей части камера сосредоточена на Ките Харингтоне и работает с его крупными и средними планами.
 

Локации и декорации

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Как отмечают в различных интервью операторы «Игры престолов», локации и декорации — это та основа, которая задает визуальный стиль сериала. Съемки проходят в различных точках планеты. Над южными эпизодами работали на Мальте, в Хорватии, в Испании, Марокко. Севером служили Северная Ирландия, Шотландия, Исландия. Также съемки проходили в Канаде и США.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Визуально северные и южные сцены разграничиваются по достаточно простому принципу. Первые снимаются в холодной гамме и с более жестким светом. Для вторых используется теплая цветовая гамма и мягкий свет. По словам оператора Роберта МакЛаклена снимать северные натурные фрагменты было чуть сложнее из-за более короткого светового дня. Кроме того, группа очень зависела от погоды. Порой из-за того, что требовались определенные условия, небольшую диалоговую сцену приходилось снимать по несколько дней. Такой трудной в плане «поимки» нужных условий была сцена встречи Джона Сноу и дракона Дрогона в эпизоде «Восточный Дозор» седьмого сезона. Сцена снималась на отвесном мысе в Северной Ирландии.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
 

«Взгляд Бога»

Всем известно, что в «Игре престолов» много убивают. И именно с актами убийства связаны некоторые самые популярные кадры сериала. Одно из давних (но, как правило работающих) кинематографических клише — показывать умирающего с верхней точки. Такой тип кадра еще часто называют «взглядом Бога». Этот кадр обычно не только красив и зрелищен, но и придает ощущение сакральности, возвышенности трагическому моменту. Вспомним хотя бы сцену убийства Джона Сноу или его воскрешения.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Также более широкий «взгляд Бога» используется в батальных сценах и сценах, требующих показать размашистый масштаб действия. Например, подобный кадр усиливает эффектность сцены «Битвы бастардов».
 

Батальные сцены

Одно из самых ярких достоинств «Игры престолов» — обилие больших, масштабных батальных эпизодов. Причем, надо отдать авторам должное: для разных сцен битв они стараются найти разные решения. Например, в эпизоде «Дозорные на Стене» четвертого сезона фрагмент сражения Одичалых и защитников Черного Замка снят минутной однокадровой панорамой. Или в «Битве бастардов» камера сосредоточена на Ките Харрингтоне и благодаря этому создается ощущение сопричастности с ним, одновременно с погружением в хаос сражения.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

На создание батальных сцен в эпизодах «Битва бастардов» и «Трофеи войны» (седьмой сезон) у авторов уходило около месяца (25 и 23 дня соответственно). Но рекордной стала сцена битвы за Винтерфелл (из ожидаемого пока еще эпизода восьмого сезона), над которой съемочная группа работала пятьдесят пять дней. В ее съемках участвовало по разным данным от пятисот до семисот пятидесяти человек массовки и восемьдесят лошадей. Съемка одновременно велась четырьмя камерами. Для передачи динамики происходящего авторы задействовали «Русскую руку» (Russian Arm) — технологию стабилизационных кранов, закрепляемых на операторских автомобилях и управляемых дистанционно из салона.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Говоря об источниках вдохновения, Роберт МакЛаклен отмечает, что битва из «Трофеев войны» создавалась под впечатлением от фильма «Апокалипсис сегодня» и живописи Уильяма Тернера. Оператора привлек зрелищный мотив столкновения черного дыма и пламени. Поэтому ключевыми цветами стали насыщенный черный и желтый с медным оттенком. Почти монохромные кадры финала битвы были подсказаны цветовым решением открывающей сцены «Спасти рядового Райана». Фильм Стивена Спилберга также приводит в пример Фабиан Вагнер, говоря о постановке батальной сцены из «Битвы бастардов». Общий же мотив хаоса авторы почерпнули из «Ран» Акиры Куросавы.
 


Обложка: кадр из сериала «Игра престолов» / HBO

 

Еще по теме

Как это снято: «Земляничная поляна»
Создание: легкий запуск, трудности с пожилым актером и бегство змей...
Где и как снимали культовую новогоднюю комедию «Один дома»?
Вот уже более 30 лет на экранах телевизоров по всему...
Фильмы про инопланетян
10 лучших фильмов про инопланетян
Всегда привлекали внимание зрителей своим сочетанием фантастики, приключений и ужасов...
5 правил съемок малобюджетного кино от продюсера Джейсона Блума
Сделав кассовыми хитами свои дешевые фильмы, Блум нарушил классическую голливудскую формулу кино. Его...
чебурашка 2 дата выхода
«Чебурашка 2»: дата выхода, сюжет, актеры
Создатели нашумевшего фильма «Чебурашка» готовят для зрителей новый сюрприз: продолжению...
Где снимали Жуки
Где и как снимали сериал “Жуки”?
Проект про айтишников, которым приходится отбывать альтернативную службу в деревне,...
София Коппола фильмы
Лучшие фильмы в карьере Софии Копполы
В мире кинематографа, где каждый кадр и сюжетная линия могут...
Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров
01. Роско «Толстяк» Арбакль Начнем с самой, пожалуй, трагической истории карьерного...