Главная / Практика / Как интересно снять диалоговую сцену при помощи «восьмерки»

Как интересно снять диалоговую сцену при помощи «восьмерки»

Неважно, снимаете вы боевик, комедию или фильм ужасов, рано или поздно вам придется дать зрителю передышку, а героям — возможность просто поговорить.

О монтаже диалоговых сцен начали задумываться только с наступлением эпохи звукового кино, что логично. В то время само звучание человеческой речи во время просмотра фильма было для людей аттракционом. Поэтому в фильмах 30-х и 40-х годов часто встречаются сцены, где говорящих друг с другом людей просто показывают поочередно. Такой прием получил название «восьмерка» и за многие годы мало изменился.

Как снять «восьмерку»?

Представим себе, что нам нужно снять простую сцену диалога двух героев, которая начинается с общего плана, где мы видим окружающую обстановку и обоих персонажей. Обратите внимание, что девушка находится в левой части кадра и смотрит, соответственно, вправо.

Затем мы переходим на средний план мужчины, который мы снимаем с позиции № 1 (см. схему 1 ниже). Далее мы снимаем девушку с позиции № 2 (см. схему 1 ниже). На этом плане она находится справа и смотрит в противоположную сторону. Давайте внимательно изучим схему.

Возникает ощущение, что героиня не взаимодействует с молодым человеком, что запутывает зрителя, и он теряет ориентацию в пространстве. «Они что, смотрят в одну сторону? С кем она тогда разговаривает?», — думает зритель, которому вредно задавать подобные вопросы во время просмотра. Это мешает воспринимать диалог и внимательно следить за происходящим.
Что же мы не учли? Когда люди смотрят друг на друга, они, можно сказать, взаимодействуют. Проведем между их взглядами незримую линию, которую назовем линией взаимодействия. Для соблюдения правил комфортного монтажа камеру нужно располагать по одну сторону от этой линии.

Таким образом, поместив камеру в позицию № 2 на схеме 1, мы совершили ошибку, потому что пересекли эту линию.

В схеме 2 мы учли эту ошибку и поместили камеру по одну сторону от линии взаимодействия, что обеспечило комфортность восприятия сцены. Теперь герои будут смотреть не в одну сторону, а друг на друга, как это и должно было быть.

Расположение камер, а также персонажей в такой схеме напоминает цифру восемь, отсюда и название — «восьмерка».

Обратите внимание, что при съемке стандартной «восьмерки» один из персонажей всегда занимает левую часть экрана, а другой — правую.

При съемке восьмерки одного и того же персонажа можно снять по-разному. Из-за плеча партнера (это классический вариант восьмерки), в профиль, в три четверти, и в анфас.

Выбор одного из этих вариантов — это вопрос трактовки сценария. Общее правило — чем ближе мы находимся к персонажу, чем легче мы можем увидеть его лицо и эмоции, тем больше мы ему сопереживаем и тем больше он нам нравится.

Так «восьмерка» работает в целом. Слишком просто, скажете вы? Действительно. Но несмотря на кажущуюся простоту, этот прием по-прежнему используется и без него не может обойтись практически ни один фильм.

Сцена может начинаться по-разному, в зависимости от стиля, которого придерживается режиссер. Например, разговор на крыше между Харви Дентом, Гордоном и Бэтменом из фильма Кристофера Нолана «Темный рыцарь» почти полностью снят общим планом со стедикама. Пересмотрите эту сцену.

Разговор происходит после того, как из-под носа полиции ускользнул очень важный подозреваемый, без которого арест мафии Готэма невозможен. Харви Дент и лейтенант Гордон ссорятся, потому что не доверяют друг другу. Содержание их разговора не столь важно для развития сюжета, поэтому мы видим эту сцену на общем плане. Однако как только дело доходит до действительно важного — до конкретных предложений — камера останавливается и начинается «восьмерка». Просто, но эффективно. Зритель не замечает склеек, поэтому больше вовлекается в происходящее и сопереживает персонажам.

Как пересечь линию взаимодействия

Что, если мы все-таки захотим пересечь линию взаимодействия? Как это сделать оправданным и комфортным для глаз зрителя? Есть несколько способов.

Первый — с помощью движения камеры внутри кадра. Например, из-за плеча (см. схемы 4 и 5). Если в начале сцены парень находился в левой части экрана, то в конце — в правой. Линия пересечена. Но за счет того, что движение камеры произошло внутри одного кадра, у нас не возникает никаких вопросов.

Такой же эффект получается, если линию пересекает сам персонаж внутри одного кадра. И это второй способ (см. ссылку на видеоурок ниже).

Остается узнать, зачем вообще пересекать эту линию? Только ли ради принципиального желания нарушить правило? Нет. Обычно таким образом режиссер дает нам понять, что в сцене произошел какой-то поворот — сменилась тема разговора, изменилась расстановка сил.

А что, если в нашей сцене не два, а три персонажа?

Иногда в таких случаях бывает принципиально важно, куда именно смотрит герой. Ведь для каждой пары есть своя линия взаимодействия (см. схему 6). Как перейти с одной линии на другую комфортно?

Существует множество способов, рассмотрим один из них. Посмотрите на схему ниже. Для комфортного перехода мы добавим еще одну точку съемки (точка съемки 3 — см. схемы 7 и 8). Благодаря этому, с одной стороны, не нарушается исходная линия взаимодействия, а с другой — в кадре появляется новый объект внимания, и, соответственно, новая линия взаимодействия с ним.

А что, если мы захотим нарушить правила?

Напоследок давайте рассмотрим вариант, когда изученные нами принципы осознанно нарушаются. Все мы любим немного нарушить правила. Один из тех, кто преуспел в этом больше других — режиссер фильма «Господин Никто» Жако Ван Дормаль. Главного героя фильма зовут Немо — это дряхлый старик, который однажды просыпается в далеком будущем и пытается вспомнить свою жизнь. Режиссер намеренно запутывает нас. Пересмотрите эту сцену.

Сначала Немо находится справа по кадру, его собеседник — слева по кадру. Они сидят за столом, позади них город будущего. Затем нам показывают кадр с обратной точки: позади Немо какая-то ширма. После мы видим собеседника Немо, позади которого город будущего, а сам Немо находится в левой части экрана. А дальше? Мы опять видим собеседников за столом, но теперь Немо находится в левой части экрана, а его собеседник в правой. Что случилось? Они пересели?

Почему в данном случае это нарушение сходит режиссеру с рук? Во-первых, это передает психологическое состояние героя — он потерян. Посудите сами, он даже не знает, где он проснулся, причем разговаривает с ним человек с татуировкой во все лицо. А во-вторых, как мы позже узнаем, вся эта сцена вообще происходит в воображении Немо, поэтому эти странности монтажа как бы предвосхищают дальнейшее развитие сюжета фильма, указывая нам, что здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. И последний аргумент: в таком духе смонтирована вся сцена, а, как известно, ошибка, преднамеренно повторенная три раза подряд, становится стилистическим приемом.

Изучайте правила монтажа для того, чтобы придумать и снять свой собственной фильм, используя правила «восьмерки», а, возможно, иногда нарушая их.

Видеоурок по монтажу школы «Свободное кино»

Задание

1. Пересмотрите все сцены, которые были приведены в примерах.

2. Придумайте и снимите этюд «Диалог» (хронометражем не более 3-х минут) с помощью «восьмерки», используя правила, изложенные в уроке.

Присылайте свои этюды на почту и получите 20% скидку на обучение на режиссерском курсе «Автор кино. Быстрый старт» (старт в феврале 2018).

Еще по теме

10 книг по операторскому мастерству
1Брюс Блок. «Визуальное повествование» (The Visual Story) «Базовые визуальные компоненты...
Сладкие подарки детям на Новый год
Новый год — это время чудес. А для детей этот...
история анимации
Эволюция анимации: От ручного рисунка до CGI
Анимация, увлекательный вид искусства, оживляющий персонажей и истории с помощью...
10 документалок об операторском искусстве
1«В луче света» (1992) Режиссеры: Арнольд Глассман, Тодд МакКарти, Стюарт...
Правила телережиссера Андрея Болтенко
У нашей профессии есть минусы, например – полное отсутствие личной...
Как интересно снять диалоговую сцену при помощи «восьмерки»
Неважно, снимаете вы боевик, комедию или фильм ужасов, рано или поздно...
Как сделать эффектную презентацию по теме ТВ и кинематографа
Создание презентации по теме кино и телевидения — это захватывающий...
Сериалы похожие на Игру престолов
10 сериалов, похожих на знаменитую «Игру престолов»
Выход сериала по книгам Джорджа Мартина произвел фурор в сфере...