Главная / Практика / Создание «Чужого»: как на фильм повлияло видение Гигера

Создание «Чужого»: как на фильм повлияло видение Гигера

Ганс Рудольф Гигер

Интересно, что сценарий «Чужого» изначально писался уже под определенный дизайн существа, вернее — под дизайн конкретного человека. Дэн О`Баннон и Ганс Рудольф Гигер познакомились на проекте Александра Ходоровски «Дюна», и, глядя на дизайны швейцарского художника, писатель думал, как здорово будет сделать с этими дизайнами хоррор. Поэтому, когда «Дюна» не состоялась, О`Баннон сел писать новый сценарий с этими образами в голове.

Запустив проект, студия быстро наняла двух концепт-художников: Рона Кобба и Криса Фосса, но с утверждением Гигера произошла некоторая заминка. Когда Гигер прислал О`Баннону недавно выпущенный альбом с его работами, Ридли Скотт полетел в Цюрих, чтобы встретиться с художником. Изначально планировалось, что Гигер все только нарисует, а кто-то другой придаст этим рисункам объем. Но все оказалось не так просто.

Качество спецэффектов было критичным: на экраны только что вышли «Звездные войны» и «Близкие контакты третьей степени». Нужно было показать что-то не хуже. Для воплощения дизайнов Гигера продюсеры обратились к Карло Рамбальди, итальянцу, который только что осел в Голливуде и был занят на других проектах, поэтому обещать ничего не мог. Тогда к проекту попытались привлечь британского мастера Роджера Дикена, но тот предпочитал работать по своим дизайнам и не был уверен в своем участии в проекте.

Изначально никто не представлял, каким должен быть монстр. А сделать убедительного инопланетянина было крайне важно. Если он окажется смехотворным, фильм можно будет выкинуть в мусорное ведро, как только существо покажется на экране. Дешевле всего использовать человека в костюме, но этот путь самый опасный — прием давно известен зрителям. Было решено сделать элегантного и необычного монстра. Да, это будет человек в костюме, но Ридли Скотт решил не показывать его полностью как можно дольше, пугая людей отдельными его частями в темноте.

Гигер нарисовал длинную голову и челюсть с острыми зубами, а внутри — язык с еще одной челюстью. Сначала планировалось сделать ему один глаз, но потом авторы решили оставить монстра совсем безглазым — так было страшнее.

Гигер нарисовал только яйцо и взрослого монстра. Ридли Скотт придумал ему сложный цикл размножения, и для фильма потребовались еще два промежуточных элемента. Создание этих особей легло на Роджера Дикена, хотя Гигер тоже пытался о них подумать.

Циклы развития ксеноморфа

Собственно, первая версия вылупляющейся из человека особи напоминала голую индейку и была смехотворной. Вторая — была маленькой копией взрослого монстра с длинной головой, передними лапками и ногами. Ее дизайн завершил Ридли Скотт — он оторвал ему лапы и вылепил хвост, приделав его прямо к голове. Последним был лицехват. О`Баннон и Дикен работали над ним вместе, когда в студию пришел Гигер, только что прибывший из Швейцарии. Он принес нечто похожее на то, что успели нарисовать О`Баннон и Дикен, но ему больше понравилась их версия. Монстра отлили из оргстекла с пенолатексной кожей поверх. Внутрь вставили держащий «пальцы» металлический «скелет».

Яйцо Гигер построил сам. Правда, первая идея художника — сделать его похожим на вагину (что, в общем-то, рифмовалось со всем остальным) — не понравилось продюсерам. Поэтому яйцо просто разрезали крест-накрест. Гидравлический открывающий механизм был создан супервайзером спецэффектов Ником Оллдером и его командой.

По задумке Ридли Скотта, лицехват должен был выпрыгнуть быстро, что показывало его агрессивность, силу и всю сущность хищника. Поэтому на дно яйца положили пиротехнический заряд, а сверху навалили настоящих свиных внутренностей с ближайшей скотобойни. К кишкам подвели трубки со сжатым воздухом. Пиротехника и воздух сработали одновременно. Но все произошло так быстро, что увидеть происходящее можно только, если смотреть эту сцену покадрово.

Для первого кадра оживления яйца внутри формы из оргстекла иллюзия живого трепещущего существа создавалась руками в перчатках. К слову, работающее яйцо было сделано в единственном экземпляре. Все остальные 130 яиц в кладке были бутафорскими.

 

Ксеноморф во всей красе

Теперь предстояло сделать взрослого монстра. Стало понятно, что Дикен с этой задачей не справится, и только сам Гигер может перевести свои рисунки из двумерной формы в трехмерную. Он сделал скульптуру монстра поверх слепка с актера Боладжи Бодеджо, тощего нигерийца ростом 2 метра 8 см, которого выбрали для исполнения роли монстра в костюме. Однако у Гигера не было необходимых навыков, чтобы сконструировать всю механику, которая потребовалась бы для оживления головы чужого, поэтому продюсеры снова обратились к Карлу Рамбальди.

На этот раз итальянец согласился. Голова должна была делать все движения, которые положены ей по сценарию, надевалась на голову актера и внешне выглядела так, как ее создал Гигер. То есть вся механика должна быть расположена внутри, но при этом конструкция должна быть очень легкой, чтобы ее мог носить человек.

Рамбальди очень внимательно подошел к детищу Гигера, ничего не меняя в дизайне. Он упростил механизм головы и построил механическую систему, которая открывала рот, выдвигала дополнительную челюсть на языке, а также открывала и закрывала ее. Голову и язык отлили из оргстекла, внутри разместили каркас из алюминия. Объект состоял из 900 движущихся частей. Вся механика управлялась тросами — девять семиметровых кабелей тянулись к пульту управления, за которым должен был находиться оператор.

Поверх оргстекла располагалась кожа из полиуретана, специально разработанного Рамбальди. Обычный полиуретан состоит из двух компонентов, а версия Карла Рамбальди, над которой он работал целых два года, насчитывала семь. Получившаяся кожа была тоньше и очень напоминала человеческую: имела поры и похоже растягивалась. Голова чужого Рамбальди весила чуть меньше 4 кг и надевалась на голову Боладжи, как шлем.

Параллельно механики студии Shepperton разрабатывали другую версию головы — такую же, но на радиоуправлении. Просто на случай, если Рамбальди не справится. В итоге эта версия механизма была сделана раньше, чем Рамбальди привез три своих. Но ею так и не воспользовались, потому что радиоуправляемая конструкция не так отзывчива к командам — кабельная система послушнее, когда речь заходит о тонких движениях.

«Круассан»

Поскольку Гигер так хорошо справился с дизайном хищного инопланетянина, ему было предложено продолжить сотрудничество с кинематографистами и создать инопланетный космический корабль. Интересно, что Рон Кобб мог делать инопланетян пачками, но был слишком логичным и впадал в ступор, когда его просили создать нечто иррациональное. У Гигера как раз это получалось особенно хорошо. Все его искусство было биомеханическим, эта эстетика отлично подошла для создания инопланетных организмов, механизмов и интерьеров.

«Когда мы закончили с самим инопланетянином, — рассказывает Гигер, — Ридли попросил меня создать корабль. Я не представлял, как он может выглядеть. Может быть, что он вырос на другой планете и был растением? Но однажды утром я проснулся рано и начал рисовать, и корабль получился за несколько часов. Он выглядел как аэродинамическая кость с некоторыми техническими элементами».

«Это был шикарный дизайн, — говорит супервайзер спецэффектов Брайан Джонсон. — Почти как эшеровская оптическая иллюзия. Проблема в том, что мы не могли его построить на основе того рисунка. В двумерном виде он выглядел прекрасно, но в трехмерном пространстве он не получался. Поэтому Гигер немного переделал рисунок, и мы сделали новую версию, которая ему понравилась».

 

Миниатюра «круассана», как его обозвал Ридли Скотт, диаметром 3,6 метра, была сделана из полистирола с металлическим стержнем внутри, с трубками из оргстекла, наполненными черной эпоксидной резиной, поверх конструкции. Модель была покрыта тонким слоем пластилина со всеми деталями. Это было удобно — пластилин не засыхал, поэтому модель можно было изменять в процессе съемки, если хотелось что-то добавить.

Корабль пришельцев расположили в павильоне, оформленном в стиле Гигера: с костями и техническими артефактами. Его снимали в дыму, в соответствующем свете. Для сцены, где маленькие фигуры подходили к кораблю, были сделаны крохотные куколки с лампочками на шлемах. Фигурки двигались на рельсе длиной 5,4 метра, их можно было раскачивать из стороны в сторону и вперед-назад, что позволяло имитировать ходьбу. Свет их лампочек оживил всю миниатюру.

Интерьер «круассана»

Поскольку Гигер сделал корабль и пейзаж, ему же поручили и интерьер корабля. Он создал и Жокея в миниатюре, а команда Питера Войси построила фигуру из дерева, гипса и резиновых трубок. После чего пришел Гигер и добавил несколько авторских деталей, в основном на голове. А еще раскрасил жокея.

 

У кинематографистов не было денег, чтобы создать весь периметр вокруг Жокея, ведь декорация была огромной, а фильм — относительно малобюджетным. Поэтому художник-постановщик Майкл Сеймур поставил Жокея на вращающуюся платформу и построил только половину окружности стены. Вращая Жокея для разных ракурсов, кинематографисты создавали ощущение круговой камеры. Но даже эта секция стены была создана из сотни отлитых из гипса сегментов. Декорацию использовали повторно — убрав платформу с жокеем и поставив на этом месте яйца с лицехватами.

Кстати, Ридли Скотт визуально увеличил масштаб Жокея и всей декорации, использовав в кадрах с ним детей в скафандрах. Это старый прием, известный еще со времен немого кино. Эти же дети (два сына Ридли Скотта и ребенок одного продюсера) появляются и в сценах высадки на астероид — для визуального увеличения посадочной ноги «Ностромо».

О создании фильма «Чужой» (1979)

В следующей статье читайте о том, как команда фильма снимала особо кровавые сцены, кислоту и космос.


Обложка: на съемках фильма «Чужой» (1979) / 20th Century Fox

Еще по теме

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров
01. Роско «Толстяк» Арбакль Начнем с самой, пожалуй, трагической истории карьерного...
Как это снято: «Энни Холл»
Драматургия: «больше, чем комедия» с нелинейной композицией и без четвертой...
4 совета по съемке черно-белого изображения
Правильно снятые черно-белые кадры могут похвастаться особенной красотой, ведь в...
Переговорщик отзывы
За что хвалят и ругают детектив “Переговорщик” (2022)
В ноябре на платформе KION началась трансляция остросюжетного проекта. Предлагаем...
«Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого
Режиссер должен быть с воображением Когда Михалков набирал режиссеров на...
где снимают Маску
Где и как снимают «Маску» — самое засекреченное шоу НТВ
На НТВ уже не первый сезон с успехом идет музыкально-развлекательное...
Технология Digital Double в малобюджетной короткометражке
Digital Double и ее применение в «Afterhours» Технология Digital Double...
Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»
Работа с Бертолуччи Художник по костюмам Джеймс Ачесон на съемках...