Практика

10 режиссерских советов Ридли Скотта

Пока новый «Чужой» встречает неоднозначную реакцию зрителей и критиков, делимся порцией режиссерских советов Ридли Скотта: о роли технологий, раскадровках, работе с актером, препродакшне и нытье

  • 19 мая 2017
  • 9637
Павел Орлов

01. Не нойте


Кадр из фильма «Дуэлянты» (1977), одного из первых фильмов Ридли СкоттаКадр из фильма «Дуэлянты» (1977), одной из первых картин Ридли Скотта​
 
Я часто слышу, как молодые кинематографисты жалуются, что не могут пробиться в индустрию. Однако они понятия не имеют, насколько сложнее это было сделать, когда начинал я. Точек входа практически не было. Чуть позже появились видеоклипы, из которых выросли многие, но мне помогла реклама. Между прочим, в рекламе возможностей проявить себя было очень мало — это ролики всего по тридцать или пятнадцать секунд. Но сегодня времена изменились, возможностей стало больше, так что я не вижу причин для нытья. Кроме того, замечу, что реклама и клипы — это прекрасная возможность для совершенствования своих технических навыков. 
 

02. Ведите зрителя за собой


На съемках фильма «Чужой. Завет»Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой. Завет»

Для кино важны темп, динамика действия. Я говорю не о погонях и прыжках с крыш, а о все новой и новой информации, которую вы даете зрителю, формируя фабулу и сюжет. Темп вашей истории должен быть таким, чтобы вы всегда были впереди аудитории, вели ее за собой, а не догоняли ее.
 

03. Задача режиссера — заполнить кинозал


Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991)Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991)

Мне кажется, что кино не должно быть слишком серьезным. Что бы вы ни снимали, в фильме должно быть место юмору. Если в картине есть юмор, значит, она сможет привлечь больше зрителей. А кино — искусство не из дешевых, вы всегда должны думать о расширении аудитории. По большому счету, одна из задач режиссера — заполнить как можно больше мест в зрительном зале. 
 

04. Делайте раскадровки


Рисунок раскадровки Ридли Скотта для фильма «Чужой»Фрагмент раскадровки Ридли Скотта для фильма «Чужой»

Я до сих пор самостоятельно раскадровываю каждый фильм. Это помогает мне тщательнее продумать всю картину и структурировать понимание того, что необходимо сделать. Я, по сути, режиссирую весь фильм еще до начала съемок, а на площадке уже знаю, как будет выглядеть будущее кино.
 

05. Притворитесь, что у вас есть план действий


Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой. Завет»Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой. Завет»

Но если вдруг вам кажется, что вы понятия не имеете, что нужно делать, дайте группе задачу, а сами тихонечко уйдите в свой трейлер, сядьте и спросите себя: «Что, черт побери, я должен сделать?». Такое действительно бывает на съемках — вы перестаете понимать, что происходит. Будьте открыты и готовы к переменам и происшествиям, большинство из которых на самом деле оборачиваются к лучшему. Но помните, что опыт вовсе не является гарантом вашего знания. Даже занимаясь режиссурой долгое время, я сталкиваюсь с ситуациями, когда я перестаю понимать, что творится вокруг. 
 

06. Кастинг — это всё


На съемках фильма «Исход: Цари и боги» (2014)На съемках фильма «Исход: Цари и боги» (2014)

Если вы не заканчивали киношколу, то о каких-то вещах в кино вы можете не знать. Например, я, как и многие мои ровесники, вроде Алана Паркера, Эдриана Лайна, Хью Хадсона, Тони (Скотта, младшего брата Ридли Скотта — прим. tvkinoradio.ru), понятия не имел, как работать с актерами. Мне пришлось учиться этому непосредственно на практике. Со временем я понял, как это делать, выработал свою манеру работы с актером, но очень сильно мне помогло то, что я от природы умею находить исполнителей, проводить кастинг, правильно выбирать. Чем точнее выбор, тем лучше будет исполнение. 
 

07. Работайте с актером на подготовке


На съемках фильма «Робин Гуд» (2010)На съемках фильма «Робин Гуд» (2010)

Важный момент в работе с актером. Он должен знать, что ему играть до выхода на площадку. Поэтому характер героя, интонацию каждой сцены нужно тщательно обговаривать на этапе подготовки. Заниматься этим на площадке невозможно, поскольку как только ты начинаешь съемки, перед тобой возникает циферблат, отсчитывающий количество потраченных долларов.
 

08. Актер должен знать, что играть


На съемках фильма «Ганнибал» (2001)На съемках фильма «Ганнибал» (2001)

Актеру нельзя предоставлять слишком много свободы. Великий актер или просто хороший, знаменитый или известный — в дерево может превратиться каждый, если не будет знать, кем он должен быть, что ему играть. Но если это понимание есть, то великому актеру достаточно говорить, чтобы он играл чуть быстрее или чуть умереннее.   
 

09. С помощью технологий можно победить даже смерть


Кадр из фильма «Гладиатор»Кадр из фильма «Гладиатор» (2000)

Оливеру Риду на съемках «Гладиатора» предстояло работать еще три недели в тот момент, когда его не стало. Большую часть его сцен мне пришлось снимать с участием дублера. Также мы смогли использовать часть уже отснятого материала. Но для крупных планов понадобилось подставить лицо Оливера к телу дублера. Звучит жутковато, но, слава богу, существуют цифровые технологии. Они помогают даже в таких безвыходных ситуациях. 
 

10. Не будьте снисходительными к себе 


Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой. Завет»Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой. Завет»

На DVD я часто помещаю невошедшие сцены и иные версии фильма. Почему? Дело в том, что если вы спросите, в какой момент своей карьеры режиссер может позволить проявить к себе снисходительность, ответ будет следующий: «Ни в какой». Потому что кино слишком дорогого стоит — это всегда результат борьбы творчества и коммерции, искусства и денег. А значит необходимо мыслить одновременно с креативной точки зрения и с точки зрения бизнеса. В фильме всегда найдутся сцены, которые мне нравятся и которые я очень хотел бы оставить, но которые при этом уводят все кино в иное русло. Нужно уметь распознавать такие сцены и избавляться от них, как бы ни было жаль.  

Источник: Daniele and The Talented Mr. Rizzo, Film School Reject, Fstoppers, No Film School.

 


Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2202
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1483
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1213
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1164
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1128
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее