22 режиссерских совета Алана Паркера
1Никого не слушай
Конечно, для режиссера главное быть честным с собой, с тем, что ты хочешь сказать и с тем, какими средствами ты собираешься это сделать. Режиссура — это признак мании величия. Но помни, что фильм не существует в коробке для пленки или на DVD-диске. Фильм существует только в тот момент, когда изображение мерцает на экране, а зрители благодаря этому переживают некий опыт. Поэтому не стоит игнорировать вкусы, чувства и ожидания этих людей, что сидят в темноте зала.
2Слушай всех
Кино — это коллективный вид искусства. Ни один кинематографист в истории не сделал фильм в одиночку. Группа — это твои лучшие друзья и настоящие герои кинобизнеса. Будем честны, даже Леонардо да Винчи требовалась помощь в работе над «Тайной вечерей»; Федерико Феллини снять «Сладкую жизнь» помогали сотни людей .
3Кинопроизводство не очень романтично
На практике ты каждый день чувствуешь себя по щиколотку в поросячьем дерьме. Ну ладно-ладно, иногда тебе везет и ты встречаешь Андреа Корр (певица и актриса, игравшая в фильмах Паркера «Обязательства» и «Эвита» — прим. tvkinoradio.ru).
4Снять плохой фильм так же трудно, как и хороший
Когда ты начинаешь работать над новым фильмом, ты делаешь глубокий вдох и прыгаешь в черную дыру неопределенности и сомнений. Кинорежиссеру необходимо обладать чувствительностью поэта и выносливостью строителя. Проблема в том, что слишком многие из нас не понимают этого.
5Кинобизнес не терпит ошибок
Когда снимаешь первый кадр фильма, возникает ощущение, будто ты камикадзе. Потому что киноиндустрия — жестокий и неумолимый бизнес, в котором большинству дается лишь один шанс. Ну, если ты, конечно, не Ридли Скотт.
6Обзаведись хорошим агентом
Если ты действительно хорош и талантлив, агент (и юрист) может быть полезен. Но если таланта нет, агент не поможет.
7Технологии второстепенны
Кино — это выдумка, иллюзия. Каждый кадр — манипуляция, иногда художественная, иногда не очень. Но многие молодые кинематографисты увязают в технологии создания фильма. Но это ложный путь. Важна лишь история и то, что вы хотите сказать. Когда я только начинал работать в кино, Кен Лоуч сказал мне: «Не спрашивай, как делать фильм, спрашивай, зачем делать фильм». Хорошее кино создается с ощущением спонтанности и магии на площадке.
8Режиссерские ошибки смерти подобны
Создание фильма похоже на восхождение на гору, где иногда лучше вовремя остановиться, чем умереть на склоне. Если вероятность того, что фильм провалится, высока, вы не увидите и следа продюсера. Но вот режиссер связан с фильмом до самого конца, он вынужден страдать на каждом интервью, терпеть каждое оскорбление и любую критику.
9Большинство продюсеров — это нечто среднее между хвастунами и Пиноккио
Хороший продюсер — это редкость. Если ты нашел такого, держись за него или за нее всеми силами. На фильме обычно задействовано много людей, которых называются «продюсерами». На «Обязательствах» у меня этих продюсеров было восемь. Все восемь продюсеров были на 88% приятными, близкими, полезными людьми, но на 12% раздражали. От раздражения любого продюсера будешь считать полным придурком.
10Не работай в кино за деньги
Сегодня есть способы заработать деньги и получше, чем кино. Бюджеты обычно сводятся к творческим задачам, а прибыль бывает редко. Есть старая поговорка на эту тему: «Чем дальше ты от кассы, тем сложнее увидеть деньги». Чем меньше бюджет фильма, тем больше свободы у автора. Чем больше бюджет, тем больше тебя беспокоят инвесторы.
11Американское кино — это кино для зрителя
Бестолковый снобизм думать, что европейское кино в интеллектуальном и моральном плане превосходит американское. Конечно же, многие американские фильмы — это мусор и предназначены только, чтобы делать деньги, но ирония в том, что многие самые интересные фильмы создаются в рамках той же системы.
12Будь осторожнее с «кроликами»
Самый трудный фильм — тот, где сталкивается творческое видение и широкая аудитория. По канонам в финальной сцене американского фильма всегда под аплодисменты волшебник достает кролика из шляпы. В европейских фильмах кролика пристреливают, провоцируя у зрителей желание убить авторов, волшебника, еще одного кролика или друг друга.
13Будь осторожнее с актерами
Кастинг утомителен, но крайне важен. Ничто не может испортить фильм быстрее неподходящего актера. Проделывай подготовительную работу и избегай засранцев. Жизнь слишком коротка. Режиссер должен уметь менять свое поведение в зависимости от актера. Иногда режиссер может быть лучшим другом или добрым дядюшкой, а иногда — строгим школьным учителем или даже мучителем в гестапо.
14Сценарий — это все
Помни, что сценарий — это все. Но сценарий не есть фильм. Это план фильма. Сценарий в среднем занимает год жизни: два месяца для того, чтобы написать, и десять месяцев для того, чтобы переписать. Чтобы потом снять фильм, потребуется еще минимум год. В хорошем сценарии есть поразительная концовка, потрясающее начало и сочный второй акт. Святая троица драматургии — это герой, диалог и композиция.
15Сценарий ничего не стоит
Если вы хотите сделать свой фильм, пишите сценарий. Все, что требуется — это время. И работа над сценарием — это самая дешевая часть процесса кинопроизводства. А иногда за это даже платят. Американские сценарии превосходят европейские. Потому что в американском сценарии всегда задается вопрос: «Что происходит дальше?». В европейском сценарии это излишне, потому что там не происходит ничего.
16Некоторые режиссеры любят говорить о хороших фильмах и снимать плохие
Хорошей идеи недостаточно. Необходимо убедить кого-то в том, что эта идея хорошая. Плюс, если это оригинальный сценарий со своим голосом. Но его нужно уметь продать. Представлять идею студии —это как жонглировать в боксерских перчатках, танцуя чечетку для аудитории, которая отлучилась в туалет. Хорошее решение — подавать свои идеи как смесь чего-либо. Например, смесь «Битвы за Алжир» и «Крестного отца». Но не перестарайтесь. «Красные» и «Голубая лагуна» — не слишком удачная смесь.
17Том, Мэтт и Брэд
Если вы хотите заманить в свой проект звезду, пишите в сценарии что-то вроде такого: «Из Шевроле 68-го года выходит мужчина тридцати лет, красивый, с особым непритязательным стилем, простая, но открытая личность с ярким интеллектом». Также не помешает назвать героя Томом, Мэттом или Брэдом.
18Оператор — это Князь Тьмы
Крайне важно выбрать хорошего оператора — человека, с которым вы поладите. С ним вам предстоит провести много времени. Некоторые из них деликатно рисуют светом. Предпочтительнее те, кто используют меньше приборов. Лучший свет — простой свет. Съемочная площадка не должна быть похожей на супермаркет, даже если это и есть супермаркет.
19Берегите импульс
На площадке импульс — это все, потому что он порождает уверенность по обе стороны камеры. Ничто не разрушает импульс, а следовательно и процесс производства быстрее нерешительности режиссера, актеров-детей, дрессировщиков животных, неудачных спецэффектов, непунктуальных артистов, неспособных запомнить свои реплики, и нервных операторов.
20Жизнь — это не съемочная площадка
Когда работаешь над фильмом, он начинает доминировать над твоей жизнью. Поэтому в то время, когда вы не заняты кино, желательно ей наслаждаться. В конце концов, если вы не живете жизнью, как вы сможете сделать кино о жизни?
21Критики — это отстой, но к ним нужно привыкнуть
Если вы чудесным образом нашли финансирование для своего фильма, а в процессе съемок уцелели, пережив малярию, развод, банкротство, алкоголизм и бесчисленное количество нервных срывов, есть еще вероятность того, что на вас набросится критик, чья самая большая жертва — выключить телефон во время просмотра. Игнорируйте этих людей. И помните, что на самом деле они хотели бы заниматься тем, чем занимаетесь вы.
22Не позволяй догмам управлять тобой
Любой фильм имеет право на существование, а все правила должны быть нарушены. Кинопленка — вещь дорогая, и мало кто понимает сегодня все особенности работы с пленочной камерой. Работайте с «цифрой». С ней любой сегодня может снимать и монтировать свои истории. Не имеет значения, в каких условиях создается фильм, если у истории есть искренность и сердце.
Источник: Film Base
Обложка: на съемках фильма «Жизнь Дэвида Гейла» (2003) / Universal Pictures