Как использовать дым в музыкальных клипах
![](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2022/06/2022-06-13-390-1024x420.png)
В мире операторского искусства дым — один из самых важных элементов. В особенности это касается освещения. Дым способен на многое. Он рассеивает свет, придает особый стиль хоррорам, добавляет кинематографичности и глубины кадру.
Но дым — штука капризная, его нельзя просто запустить на площадку и ждать, что он все сделает лучше. В новом видео YouTube-канала Olufemii режиссер и оператор Джош Энобакхаре дает несколько полезных советов, как овладеть искусством «затуманивания».
«Перед съемками своего недавнего клипа я осознанно решил не брать с собой дым-машину. На меня это совсем не похоже, ведь я буквально помешан на дыме.
Впервые познакомившись с дымом в кино, я понял, что он делает пространство глубже, выступая в роли особой поверхности, на которой могут взаимодействовать контрастный свет и цветовые температуры. Туман также может „захватывать“ свет, создавая лучи и смягчая жесткие источники.
Сцена из фильма «Инопланетянин» (1982)
Так зачем же от него отказываться?
Прежде чем перейти к советам, небольшая история. Несколько лет назад мы с моим лучшим другом готовились к съемкам клипа в Лос-Анджелесе. Это была одна из наших первых работ.
На съемках мы решили пустить в ход наш „секретный ингредиент“ — всю мощь дыма. Сначала мы нашли маленькую дешевую дым-машину, но потом решили, что ее будет недостаточно. Нам было нужно что-то повнушительнее.
В конце концов мы поехали в рентал и взяли самую большую дым-машину, которую только могли найти. Она была настолько огромна, что ее нужно было перевозить в специальном чемодане. Такие модели используют на концертах в больших стадионах.
Я установил ее на площадке и включил на полную мощность. У нас была куча массовки и актеров, и никого из них не было видно — настолько густой получился слой дыма. Да что уж говорить, даже своих рук иногда видно не было. Я был просто в восторге.
Фото: Alex Holyoake
Забавно, снимали мы на Canon 550D. То есть проект был очень и очень дешевый. Но именно выбор камеры во многом усложнил нам задачу. DSLR и беззеркальные камеры очень плохо работают с дымом. Он делает изображение слишком мягким. Пропадает ощущение глянцевости, а цветокоррекция становится ужасно сложной. Снимать во flat-профиле на зеркалки тоже не имеет смысла, поскольку на постпродакшне трудно вернуть потерянный контраст.
Материал, который мы сняли для того видео, никуда не годился. И, что самое смешное, я совершил похожую ошибку в клипе, который снимал совсем недавно. Как мне кажется, огромное количество дыма сказалось на качестве изображения.
Давайте поговорим о том, как с этим справится.
1Генератор тумана
Клип на песню Brandy – Beggin & Pleadin
Туман гораздо менее густой, и если его правильно применить, зритель его даже не увидит. В кадре будут красивые лучи без дыма. При этом контрастный свет будет немного рассеиваться.
Главная проблема — цена. Самый дешевый генератор тумана стоит около 500 долларов.
2Хорошая камера
Фото: Jakob Owens
Изображение получилось бы гораздо четче и красивее, снимай я на RED или Alexa. Все дело в работе с цветом, высоких разрешениях и качественных сенсорах. Но у меня просто нет лишних 50 тысяч долларов.
3Расположение дыма
Клип на песню Farruko – TrapXficante
Часто важную роль играет, где именно находится дым. Плохо, когда дым распространяется между камерой и объектом съемки. Так изображение станет менее резким. Дым смотрится хорошо позади объекта: так он добавляет глубины и создает красивые лучи, но при этом не влияет на четкость.
Как этого можно добиться? Вам нужна вентиляция. Откройте двери на двух противоположных концах площадки и поставьте вентилятор, который на небольшой скорости будет сгонять дым позади объекта. Дым-машина при этом должна быть сзади. Да, так с площадки уходит много дыма, зато сохраняется качество.
Схема расположения дыма
4Заморозка
Попробуйте воспользоваться холодным дымом (для этого есть специальные модели дым-машин или же самодельные решения). Так он распространится по полу.
5Используйте меньше дыма
Клип на песню Abraham Mateo, 50 Cent, Austin Mahone – Háblame Bajito
Я понимаю, как хочется покрыть дымом все, что можно, когда вам в первый раз попадает в руки дым-машина. Выпустите совсем немного дыма, и пусть его разносят по помещению вентиляторы. Вы и представить не можете, как красиво это будет выглядеть».
Источник: nofilmschool.com
Обложка: Christian Sterk
Еще по теме
Основы создания изображения: что нужно знать, чтобы снимать осмысленно
![](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2022/06/0-187-300x225.jpg)
7 фильмов, снятых «одним кадром»: от «Веревки» до «1917»
![Поцелуи в кино](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2022/11/poczelui-v-kino.jpg)
Секреты съемок поцелуев в кино
Как работать с языком телодвижений в кино
Как вести себя в прямом эфире: правила радиоведущего
![фильмы ужасов 2025](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2024/12/horror-2025.webp)
Самые ожидаемые фильмы ужасов 2025 года
Российское телевидение в 2019 году: постобзор выставки CSTB
![жыыыызнь где снимали](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2024/11/zhyyyzn.webp)