Главная / Практика / Как это снято: «Александр Невский»

Как это снято: «Александр Невский»

Драматургия: «культ личности», агиография, Пушкин и Толстой

Николай Черкасов и Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ  

В середине 1930-х годов положение Сергея Эйзенштейна в советском кино было крайне шатким. С одной стороны, он — прижизненный классик мирового уровня и один из немногих кинематографистов, кому было разрешено выехать зарубеж и проехать Европу, США и Мексику. С другой — его новаторские открытия 1920-х годов в сталинскую эпоху «социалистического реализма» оказываются чуждыми, а проекты один за другим подвергаются цензуре, критике и даже уничтожаются, как было в 1935 году с «Бежиным лугом». В какой-то момент тучи сгустились настолько, что уже был готов приказ об аресте режиссера, однако Политбюро ЦК все-таки решило, что Эйзенштейна еще «можно попробовать использовать».

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

Для реабилитации «Мосфильм» предлагает ему поработать в «оборонном кино», историко-биографическом жанре. Фильмы подобного рода были в тот период особенно востребованы государством — они носили ярко-выраженную патриотическую окраску и утверждали роль сильной личности в истории страны.

Эйзенштейну предложили выбрать из таких героев прошлого, как Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Режиссер остановил свой выбор на последнем. Согласно распространенной версии, потому что сведения о Невском и его времени весьма скудны, а значит у авторов оставался относительно широкий простор для творчества.

Кроме того, тема борьбы народа и внешнего врага была созвучна предвоенной эпохе. И даже больше — под тевтонскими рыцарями вполне отчетливо подразумевалась нацистская Германия, а под Новгородской Русью — Советский Союз. Кстати, поэтому фильм был изъят из проката после заключения пакта Риббентропа-Молотова, а после начала Великой Отечественной войны наоборот — начались повторные показы.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

К работе над сценарием режиссер приступил совместно с приближенным к власти писателем Петром Павленко. Примерно за полгода они поочередно сделали три варианта текста. Авторы построили сценарий на двенадцати эпизодах и двух ключевых сюжетных линиях: борьба Александра Невского и новгородцев против Тевтонского ордена и соревнование двух новгородских богатырей за сердце красавицы.

В фильме планировался еще один большой финальный эпизод с переговорами Невского в Золотой Орде и отравление князя. Однако фрагмент из сценария убрал сам Сталин, объяснив это тем, что «не может умирать такой хороший князь».

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ

Треть действия фильма, то есть более получаса, занимает сцена Ледового побоища, довольно уникальный случай для батального эпизода. Экранный бой не имеет ничего общего с реальной битвой на Чудском озере, зато исследователи обнаруживают детальное сходство экранной битвы с битвами в «Руслане и Людмиле» и «Полтаве» Александра Пушкина. По словам киноведа Наума Клеймана поэмы буквально служили раскадровками Эйзенштейну.

Другим источником вдохновения стал Лев Толстой и описание Бородинского сражения в «Войне и мире». Режиссер, как и писатель, показывает по ходу битвы поведение и подвиги отдельных персонажей. Также надо отметить, что несмотря на обилие насилия, в фильме почти нет крови — на полулегендарном материале Эйзенштейн счел необходимым отойти от свойственного ему натурализма в сторону сказочности.

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ

Эйзенштейну пришлось порвать со своей концепцией коллективного героя и поместить в центр истории одного персонажа, князя, сильную отеческую личность, вершащую историю. Он окружен характерными народными типажами: двумя контрастными богатырями, мудрым и буйным, а также комичным, говорящим присказками кольчужным мастером. Важны и женские персонажи, позволяющие построить романтическую линию и смягчить серьезность истории. Антагонисты в картине тоже характерные, а помимо непосредственно врагов-иноземцев есть и предатели.

У персонажей фильма нет полутонов, они разделены по принципу «хороший — плохой»: все положительные положительны в полной мере, а все отрицательные в полной мере отрицательны. Эта особенность восходит к средневековому театру, которым Эйзенштейн был увлечен с юности. Миракли, мистерии, народная комедия дель арте предполагают масочность, эскизность и простоту.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

«Александра Невского», конечно же, трудно назвать реалистичным кино. Фильм весьма условен. Киновед и исследователь Эйзенштейна Наум Клейман объясняет это тем, что режиссер делал не биографию, а агиографию, то есть описание жития святого, что исключает психологизм, частные мотивы и предполагает создание абсолютно положительного героя с благородными качествами, довенными до предела.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

В том же русле агиографической условности упрощена речь героев, порой до программных реплик и лозунгов. При этом в словах Александра Невского часто угадываются перефразированные библейские строки, что тем более уместно с учетом его канонизации.

Вообще библейские мотивы рассыпаны по всему фильму. Например, фильм начинается со сцены рыбной ловли сетью — отсылка к месту Евангелия, где Христос зовет с собой рыболова, будущего апостола Петра. Сцена сожжения детей рыцарями в Пскове — очевидная аллюзия на вифлеемское избиение младенцев.
 

Кастинг: Черкасов и немцы

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

С самого начала работы над картиной Эйзенштейн был убежден, что Александра Невского может сыграть только Николай Черкасов. Режиссеру нравился его высокий рост и сильный низкий голос — необходимые черты князя и полководца. Сам артист считал себя исполнителем острохарактерным и сомневался, что сможет сыграть историческую личность такого масштаба, к тому же первые пробы прошли неудачно. Однако после Черкасова смогли переубедить, и он нашел путь к образу Невского.

Без проб были утверждены актеры Николай Охлопков и Андрей Абрикосов, сыгравшие богатырей-соратников князя Василия Буслаева и Гаврилу Алексича. Магистром крестоносцев стал мхатовец Владимир Ершов. В остальном рыцарей Тевтонского ордена играли преимущественно актеры немецкого и прибалтийского происхождения, чтобы образ врага был более достоверным и эффектным.

На роль католического монаха-органиста привлекли артиста еще немого кино Наума Рогожина с колоритной зловещей внешностью. Кстати, сам портативный орган был в точности воссоздан по историческим документам «Хроники Ливонии» и даже работал.
 

Локации, декорации, костюмы: снег из соли, лед из дерева и макеты Древней Руси

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: Музей кино
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: Музей кино

Хотя действие фильма требовало зимней обстановки, съемки фильма проходили летом 1938 года. Руководство требовало завершить картину к определенному сроку (частая история в советском кино). Кроме того, летом длиннее световой день, а фильм предполагал большое количество натурных сцен. Открывающий эпизод рыбной ловли снимался на родине Александра Невского на Плещеевом озере у села Городище рядом с Переславлем-Залесским.

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

Значительная часть действия фильма разворачивается в Великом Новгороде и Пскове. Эйзенштейн не стал точно реконструировать эти города, а создал по эскизам художника-постановщика Иосифа Шпинеля приближенные эмблемы, символы с условно похожей храмовой архитектурой.

Декорации — соборы, улицы, панорама города — были возведены в Коломне. Они дополнялись средствами комбинированных съемок — домакеткой, то есть макетом зданий, расположенным так, чтобы сливаться с декорацией и пейзажем. Технологию Эйзенштейн, между прочим, подглядел у американских кинематографистов во время визита в Голливуд.

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ

Интересней всего создавалась зимняя обстановка для Ледового побоища. Для него во дворе «Мосфильма» на Потылихе был сделан асфальтовый покров, территорию в 32 тысячи квадратных метров посыпали опилками и солью, а для морозного блеска добавили нафталина с мелом и залили жидким стеклом. Вместе это создавало убедительную иллюзию снега. Чудское озеро заменил небольшой пруд рядом с «Мосфильмом», а льдины делались из пенопласта, фанеры и дерева, окрашенного в белый цвет.

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РГАЛИ

Специально для фильма были изготовлены шубы, тулупы, доспехи и шлемы рыцарей. С учетом летнего времени съемок, все это значительно осложняло жизнь актерам. Железные латы и шлемы сильно нагревались на солнце, и артисты даже обжигались о свои доспехи.

Большое внимание уделялось головным уборам, главному элементу костюма, по мнению Эйзенштейна. У рыцарских шлемов были разные навершия: перья, гребни, звериные головы, а также поднятая пятерня, ставшая очевидным кивком в сторону фашистского приветствия.

На костюмы закономерно повлияло средневековое искусство. В том числе костюм девушки Ольги воспроизводит одеяние на одной из икон княгини Ольги. Оружие делалось с оглядкой на оригинальные находки XIII века из Эрмитажа.
 

Визуальное решение: фресковая живопись, Серебряный век и символика ч-б

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: Музей кино
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: Музей кино

«Александр Невский» разительно отличается от раннего творчества Эйзенштейна в визуальном плане. Если в ранних картинах режиссер тяготел к хроникальности и большей динамике, то теперь, словами Клеймана, «начинает ковать каждый свой кадр как произведение графики». Сам режиссер определял свой кинематограф как серию «мчащихся фресок», а среди источников вдохновения для визуального решения была русская православная фресковая живопись.

Также прослеживается влияние иконописи. Например, Александр Невский часто снят так, что похож на фронтально развернутые фигуры святых на изображениях в православных храмах. Эйзенштейн даже сделал специальную сетку ракурсов для Черкасова, согласно которой на крупных планах можно было снимать либо фронтально и симметрично, либо профильно. По словам Клеймана, в образе Невского задействовано лишь 25% лица Черкасова.

Можно обнаружить в фильме и прямые цитаты из живописи Серебряного века на народные мотивы, в том числе, Николая Рериха и Ивана Билибина. Постоянный оператор Эйзенштейна Эдуард Тиссэ говорил, что ему визуально нужно было создать синтез живописной и скульптурной выразительности, опираясь на эти искусства подходить к построению кадра.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

По-своему Эйзенштейн и Тиссэ обыграли и особенности черно-белого кино, придав цветам символическое, но несколько непривычное значение. На долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпали мотивы жестокости, злодейства, агрессии, смерти. Черный же цвет, а это в том числе цвет русских войск, несет положительную окраску героизма и патриотизма. Отдельной задачей для Тиссэ стала съемка «лета под зиму». Чтобы изменить тональность неба, использовались комбинированные светофильтры.
 

Музыка: «остроумный обман» и «звукозрительная партитура»

Размышляя об аранжировке фильма, Эйзенштейн хотел следующего: «Не вставные номера, не вкрапленая музычка, а цельный музыкальный замысел вещи». Иными словами, музыка должна была быть разлита по всей картине, а не появляться фрагментарно.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: «Мосфильм»

Эйзенштейн думал использовать в фильме музыкальный материал XIII-XV веков, но композитор Сергей Прокофьев предложил иное решение. По его мнению, древняя музыка «не звучит» в XX веке, и зрителя надо «остроумно обмануть», сделав нечто вроде стилизации, музыку, которая бы оставаясь современной, звучала для зрителя как музыка XIII столетия. В том числе для этого Прокофьев использовал такой прием: брал инструменты, например, валторну, и записывал их с искажениями.

Следуя ключевой теме противостояния народа и внешнего врага, режиссер с композитором хотели выделить два основных направления музыки: патриотическая тема, русская и тема интервенции, латинская. Последняя должна была передавать ощущение поддельности, лживости, скрытой угрозы и быть «неприятной для русского уха». И это улавливается в эпизодах крестоносцев в Пскове и молитвы. Вторая — более светлая, с героическим пафосом и чувством готовности к самопожертвованию, как в композиции «Вставайте, люди русские!». Обе темы сталкиваются, чередуясь и переплетаясь, в грандиозной сцене Ледового побоища.

Часть схемы из сцены перед битвой в фильме «Александр Невский» (1938) / Рисунок из статьи «Вертикальный монтаж» (1940)Часть схемы из сцены перед битвой в фильме «Александр Невский» (1938) / Рисунок из статьи «Вертикальный монтаж» (1940)

Этот эпизод вообще считается хрестоматийным примером взаимодействия музыки и визуального ряда. «Спайка», словами Эйзенштейна, достигалась средствами вертикального монтажа, когда сцена фильма строится по принципу «звукозрительной партитуры». Интересно, что Прокофьев сначала написал сопровождение на основе раскадровок и идей Эйзенштейна, сделал черновую запись, а уже под нее проводились съемки. Далее режиссер сделал монтаж и под него Прокофьев сочинял музыку в мельчайших подробностях.

По мнению Сидни Люмета, сцена Ледового побоища является «единственным музыкальным оформлением, остающимся полноправным произведением искусства». Классик американского кино давал столь высокую оценку сочинению Прокофьева потому, что его музыка оказалась неотъемлемым элементом фильма, визуальный ряд стал «неразделим» с музыкальным.

Эйзенштейн также отмечал способность Прокофьева «в звуках слышать пластическое изображение». Но при этом удивительно, что в фильме звучит черновая музыка (как и монтаж местами не доведен Эйзенштейном до блеска). Дело в том, что, не дожидаясь завершения работы, фильм потребовал на просмотр Сталин. Он остался доволен картиной, но после его одобрения вносить правки никто не осмелился.
 


Обложка: кадр из фильма «Александр Невский» (1938) / РГАЛИ