Главная / Практика / Как не нарушить правило 180 градусов

Как не нарушить правило 180 градусов

Представьте — вы снимаете свою лучшую сцену. Она безумно красива, освещение — просто идеально, а вы думаете, что, наверное, самый талантливый режиссер в мире. А потом приходите в монтажную комнату и осознаете, что нарушили правило 180 градусов. Давясь слезами злобы, вы отмечаете проблемные кадры, глубоко вздыхаете и звоните съемочной группе, умоляя их прийти на досъемки.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Наверняка у многих в жизни случалось что-то подобное. Все потому, что в процессе кинопроизводства очень просто забыть про невидимую ось между персонажами. Чаще всего на выходе получается материал, который нельзя использовать, а съемочная группа недоумевает, как вы могли допустить такую ошибку.

В своем новом видео команда YouTube-канала The Film Look разбирает способы этого избежать.
 

Правило 180 градусов используется, чтобы правильно передавать пространство в кадре. Зрителю нужно всегда четко понимать, где находятся персонажи по отношению друг к другу. В целом, это достаточно просто: вы можете свободно перемещать камеру под углом 180 градусов относительно оси, проведенной от одного героя к другому.

Ось помогает показать, что актеры смотрят друг на друга. Актер в кадре A смотрит направо, а актер в кадре B — налево. В таком случае при монтажном переходе между ними создается ощущение, что герои разговаривают друг с другом.

Перед началом съемок вам надо решить, с какой стороны оси снимать. Решение зависит от второго плана, пространства и декораций.

Схема правила 180 градусов
Схема правила 180 градусов

Самый простой вариант — применить так называемую триаду: средний план с обоими персонажами, а также чистую или грязную «восьмерку» («грязными» называют такие «восьмерки», где в кадр, помимо основного персонажа, попадает плечо другого). Но вы, конечно, не ограничены только ими.

Что же получается, если правило нарушить?

Если мы пересекаем ось, создается впечатление, что все актеры смотрят в одну сторону. Зритель, скорее всего, запутается. На среднем плане персонажи смотрят в прямо противоположные стороны, так что тот же принцип должен относится и к их крупным планам.
 

Проверьте себя

Проверить, насколько четко вы следуете правилу, можно, дав каждому актеру в руки два конца веревки и поставив между ними стойку, соединенную с камерой другой веревкой.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Таким образом вы будете привязаны к оси, но при этом сможете неограниченно двигаться в нужной вам полусфере. Как только вы прикоснетесь к актеру веревкой, вы поймете, что нарушаете правило 180 градусов.

Кроме веревки можно применить и цветную клейкую ленту. На ней можно подписать, в какую сторону должен смотреть каждый персонаж, приклеить ее по бокам камеры и при съемке каждого кадра проверять, не пересекли ли вы ось.

Мы проверяем на соответствие правилу каждый кадр. Ошибка здесь может стать фатальной. Если вы сомневаетесь — лучше удостовериться, что все в порядке, применив метод веревки или направления взглядов.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео
 

Как пересечь ось

Но это не означает, что вы не можете поменять ось прямо во время сцены. Первый способ — передвинуть камеру через ось прямо во время кадра. В этот момент мы задаем новую полусферу, и оставшуюся часть сцены находимся уже в ее рамках. Обычно переход происходит во время какого-то значительного события, смены расстановки сил или раскрытия важной информации.

Но что если персонажи подвижны и переступают линию прямо в сцене? В нашем короткометражном фильме «Backstage» в одной из сцен ось меняется три раза. Все потому, что персонажи сами пересекают ее.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Медиум и девушка Дженни разговаривают друг с другом. Медиум смотрит налево, а когда Дженни уходит — ось меняется, и медиум уже смотрит направо, формально нарушая заявленное ранее расположение персонажей. Но в этом момент мы снимаем более общий план, таким образом заявляя, где персонаж находится и не сбивая зрителя с толку.

Теперь медиум разговаривает с акробатом. Примечателен этот момент тем, что на самом деле персонажи не видят друг друга, но при этом, поскольку смотрят они в противоположные стороны, между ними возникает связь внутри сцены.

Фото: Скриншот из видео
Фото: Скриншот из видео

Затем, когда акробат выходит из кабинки, ось снова меняется, но персонажи опять смотрят в разные стороны.

Как видно, правило 180 градусов — одно из основных в кинематографе. Его лучше не нарушать, а менять в зависимости от того, что нужно именно вам.

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: кадр из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.

 

Еще по теме

10 рецептов к новогоднему столу из фильмов и сериалов
В любимых нами кинолентах встречаются сцены с приготовлением блюд. Чем...
Фильмы про драконов
ТОП-18 фэнтезийных фильмов и сериалов про драконов
За семью горами, за семью реками находится необыкновенный мир. Он...
Фильмы весны 2024
Фильмы весны 2024 года, которые можно посмотреть на kinoGO.LT
Весенний кинопрокат богат на интересные премьеры. Зрителей ждут и яркие...
Лина Джебисашвили биография
Кто такая Лина Джебисашвили: «Битва экстрасенсов» и любовь
Популярная участница телешоу Битва экстрасенсов вызывает большой интерес у многих...
Неодушевленные герои: как предметы рассказывают истории (Часть 2)
Это продолжение материала, начало которого вы можете найти по этой...
Виртуальная кинематография «Короля льва»
Технологии не стоят на месте. Со времени «Аватара» виртуальная камера...
Правда о съемках постельных сцен в кино
Правда о съемках постельных сцен в кино
Чувственность и откровенность героев в кадре, близость тел способны создавать...
Корни где снимали
Где и как снимали комедийный сериал “Корни”
Комедийный сериал СТС о выходце из провинции, который добился успеха...