Практика

Как Стивен Содерберг реализовал интерактивное повествование в сериале

Известный режиссер расширяет возможности телевидения при помощи мобильного приложения, но сможет ли он преодолеть связанные с этим сложности?

  • 23 ноября 2017
  • 1795

Стивен Содерберг знает об экспериментах в кинематографе не понаслышке. Именно он начал новую эру низкобюджетного независимого кино фильмом «Секс, ложь и видео», полностью снял секретную полнометражку на iPhone и попытался сломать традиционную студийную систему, прозрачно распределив заработок «Удачи Логана».

Но все предыдущие его эксперименты связаны с производством и дистрибуцией, а не формой как таковой. Тем не менее его самый свежий проект, «Мозаика», — это интерактивный мини-сериал для HBO в форме приложения. Через него зрителю будет доступна традиционная детективная история с убийством, рассказанная с точки зрения разных персонажей. Она разделена на «главы» длиной от 8 до 38 минут.
 

Для творчества Содерберга — это новая форма, но в развлекательной индустрии она существует уже довольно давно. Авторы долго заигрывали с форматом «Выбери свое приключение», в особенности с развитием веб-платформ, пользователи которых по умолчанию автономны. Хотя онлайн-игры стали популярнее, чем когда-либо, типичный посетитель кинотеатров вряд ли назовет свой любимый интерактивный сериал.

Возможно, Содерберг и HBO способны изменить это. Режиссер знает, как придумать историю, которая будет интересна аудитории, а у HBO есть опыт создания интерактивных «расширений», связанных с их основными проектами, в особенности — «Миром Дикого Запада».

Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

На своем выступлении на фестивале Future of Storytelling Содерберг подчеркнул, что его проект отличается от того, что зритель мог увидеть до этого. По словам режиссера, фраза «Выбери свое приключение» вызывает у него аллергию. Рассказывая о «Мозаике», он настаивает: «Ваш выбор не влияет на конечный исход, не меняет происходящие события. Вы просто решаете, чьими глазами хотите видеть историю в данный конкретный момент».

Другая любопытная особенность: Содерберг не полагался на новые технологии полностью. «Не было какого-то нового и многообещающего изобретения, под которое я пытался подогнать историю. Сама история создавалась в сотрудничестве с технической командой», — объясняет он.

На этапе девелопмента сценарист Эд Соломон («Люди в черном», «Иллюзия обмана») разбирал сюжет в той же комнате, где работали технические специалисты. Содерберг описывает процесс следующим образом: «Мы как бы описывали, что хотим сделать в идеале. Так что наше сотрудничество было очень плодотворным. Я чувствовал себя спокойно, поскольку хотел, чтобы все то, что мы делаем, было интуитивно понятно и просто. Я стремился, чтобы моменты, когда зрителю нужно принять решение, прерывали естественный ход повествования».

Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

Само производство также требовало упрощенного подхода, так что команде пришлось создать соответствующее программное обеспечение. В этом вопросе незаменимым человеком оказался скрипт-супервайзер Том Джонстон, у которого стояла незавидная задача: следить за происходящим во всех сценах, снятых несколько раз с разных точек зрения. «Тому пришлось разработать программу, чтобы отслеживать и записывать все, что мы делаем. Мы постоянно обсуждали весь процесс, поскольку нужно было удостовериться, что все будет организовано с точки зрения монтажности», — рассказал Содерберг.

Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

В конце концов сценарий достиг 700 страниц в объеме, но режиссера это не остановило. Он даже говорит, что снимать проект было очень весело. Тем не менее новый формат принес и свои сложности. Содерберг вспоминает: «Иногда нам было нужно снять 14 страниц сценария в день. Я привык, что сцену нужно разводить и снимать один раз. Здесь же я осознал, что это нужно сделать как минимум еще два раза. А потом ты понимаешь, что после того, как ты снимешь эту сцену три раза, тебя ждет то же самое с еще двумя».

Как же у него это получилось? «Нужно быть постоянно погруженным в происходящее. Не выходить из режима „Какой кадр мы будем снимать дальше?“. Это мой джедайский трюк», — объясняет режиссер.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

В проекте его больше всего интересовала структура и сама концепция субъективного восприятия. Сам сюжет не менялся. «Мне интересно, насколько субъективны наши взгляды и то, что все мы живем в маленьких вселенных, ограниченных рамками нашего существования», — рассказал Содерберг. В «Мозаике» он увидел возможность заставить зрителя выйти за рамки этих маленьки мирков и задуматься, что кто-то в это же время может переживать что-то совсем другое.

Режиссер вспомнил, как он в первый раз полностью использовал кассету с пленкой Super 8 и смонтировал получившийся материал: «Я стал смотреть, что получилось, и мысли о возможностях монтажа меня буквально поглотили. Самое интересное в „Мозаике“ — работа над структурой». Команда обнаружила, что реакция зрителей разительно отличалась в зависимости от того, за кем они решили наблюдать, и захотели ли они до конца следовать избранной линии перед тем, как начинать следующую.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

«Самое главное, что мы поняли на монтаже — это то, что материал необходимо упростить», — признал Содерберг. В конце концов команда сократила количество глав с 45 до 15. «Это было слишком много. У зрителей не оставалось времени понять персонажей и включиться в повествование до того, как им приходилось делать выбор».

Несмотря на все уроки и технические решения, «Мозаика» получила достаточно прохладные отзывы (сайт Slate назвал ее «благородным провалом»). Содерберг признает, что он понимал: весь проект — это всего лишь эксперимент. «Это наша наскальная живопись. Мне нужно было понять, что все это может функционировать на самом элементарном уровне».

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

Возможно, «Мозаика» не сможет решить все вопросы, связанные с интерактивным повествованием, но Содерберг полон энтузиазма: у его последователей есть огромный потенциал. «Сейчас над подобными разветвленными историями работает куча людей. Происходит много всего интересного. Кто-то возьмет наши наработки за основу и сделает что-то действительно выдающееся».

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3736
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3011
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2879
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2634
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1719
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1700
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее