Практика

Как Стивен Содерберг реализовал интерактивное повествование в сериале

Известный режиссер расширяет возможности телевидения при помощи мобильного приложения, но сможет ли он преодолеть связанные с этим сложности?

  • 23 ноября 2017
  • 1616

Стивен Содерберг знает об экспериментах в кинематографе не понаслышке. Именно он начал новую эру низкобюджетного независимого кино фильмом «Секс, ложь и видео», полностью снял секретную полнометражку на iPhone и попытался сломать традиционную студийную систему, прозрачно распределив заработок «Удачи Логана».

Но все предыдущие его эксперименты связаны с производством и дистрибуцией, а не формой как таковой. Тем не менее его самый свежий проект, «Мозаика», — это интерактивный мини-сериал для HBO в форме приложения. Через него зрителю будет доступна традиционная детективная история с убийством, рассказанная с точки зрения разных персонажей. Она разделена на «главы» длиной от 8 до 38 минут.
 

Для творчества Содерберга — это новая форма, но в развлекательной индустрии она существует уже довольно давно. Авторы долго заигрывали с форматом «Выбери свое приключение», в особенности с развитием веб-платформ, пользователи которых по умолчанию автономны. Хотя онлайн-игры стали популярнее, чем когда-либо, типичный посетитель кинотеатров вряд ли назовет свой любимый интерактивный сериал.

Возможно, Содерберг и HBO способны изменить это. Режиссер знает, как придумать историю, которая будет интересна аудитории, а у HBO есть опыт создания интерактивных «расширений», связанных с их основными проектами, в особенности — «Миром Дикого Запада».

Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

На своем выступлении на фестивале Future of Storytelling Содерберг подчеркнул, что его проект отличается от того, что зритель мог увидеть до этого. По словам режиссера, фраза «Выбери свое приключение» вызывает у него аллергию. Рассказывая о «Мозаике», он настаивает: «Ваш выбор не влияет на конечный исход, не меняет происходящие события. Вы просто решаете, чьими глазами хотите видеть историю в данный конкретный момент».

Другая любопытная особенность: Содерберг не полагался на новые технологии полностью. «Не было какого-то нового и многообещающего изобретения, под которое я пытался подогнать историю. Сама история создавалась в сотрудничестве с технической командой», — объясняет он.

На этапе девелопмента сценарист Эд Соломон («Люди в черном», «Иллюзия обмана») разбирал сюжет в той же комнате, где работали технические специалисты. Содерберг описывает процесс следующим образом: «Мы как бы описывали, что хотим сделать в идеале. Так что наше сотрудничество было очень плодотворным. Я чувствовал себя спокойно, поскольку хотел, чтобы все то, что мы делаем, было интуитивно понятно и просто. Я стремился, чтобы моменты, когда зрителю нужно принять решение, прерывали естественный ход повествования».

Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

Само производство также требовало упрощенного подхода, так что команде пришлось создать соответствующее программное обеспечение. В этом вопросе незаменимым человеком оказался скрипт-супервайзер Том Джонстон, у которого стояла незавидная задача: следить за происходящим во всех сценах, снятых несколько раз с разных точек зрения. «Тому пришлось разработать программу, чтобы отслеживать и записывать все, что мы делаем. Мы постоянно обсуждали весь процесс, поскольку нужно было удостовериться, что все будет организовано с точки зрения монтажности», — рассказал Содерберг.

Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

В конце концов сценарий достиг 700 страниц в объеме, но режиссера это не остановило. Он даже говорит, что снимать проект было очень весело. Тем не менее новый формат принес и свои сложности. Содерберг вспоминает: «Иногда нам было нужно снять 14 страниц сценария в день. Я привык, что сцену нужно разводить и снимать один раз. Здесь же я осознал, что это нужно сделать как минимум еще два раза. А потом ты понимаешь, что после того, как ты снимешь эту сцену три раза, тебя ждет то же самое с еще двумя».

Как же у него это получилось? «Нужно быть постоянно погруженным в происходящее. Не выходить из режима „Какой кадр мы будем снимать дальше?“. Это мой джедайский трюк», — объясняет режиссер.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

В проекте его больше всего интересовала структура и сама концепция субъективного восприятия. Сам сюжет не менялся. «Мне интересно, насколько субъективны наши взгляды и то, что все мы живем в маленьких вселенных, ограниченных рамками нашего существования», — рассказал Содерберг. В «Мозаике» он увидел возможность заставить зрителя выйти за рамки этих маленьки мирков и задуматься, что кто-то в это же время может переживать что-то совсем другое.

Режиссер вспомнил, как он в первый раз полностью использовал кассету с пленкой Super 8 и смонтировал получившийся материал: «Я стал смотреть, что получилось, и мысли о возможностях монтажа меня буквально поглотили. Самое интересное в „Мозаике“ — работа над структурой». Команда обнаружила, что реакция зрителей разительно отличалась в зависимости от того, за кем они решили наблюдать, и захотели ли они до конца следовать избранной линии перед тем, как начинать следующую.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

«Самое главное, что мы поняли на монтаже — это то, что материал необходимо упростить», — признал Содерберг. В конце концов команда сократила количество глав с 45 до 15. «Это было слишком много. У зрителей не оставалось времени понять персонажей и включиться в повествование до того, как им приходилось делать выбор».

Несмотря на все уроки и технические решения, «Мозаика» получила достаточно прохладные отзывы (сайт Slate назвал ее «благородным провалом»). Содерберг признает, что он понимал: весь проект — это всего лишь эксперимент. «Это наша наскальная живопись. Мне нужно было понять, что все это может функционировать на самом элементарном уровне».

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

Возможно, «Мозаика» не сможет решить все вопросы, связанные с интерактивным повествованием, но Содерберг полон энтузиазма: у его последователей есть огромный потенциал. «Сейчас над подобными разветвленными историями работает куча людей. Происходит много всего интересного. Кто-то возьмет наши наработки за основу и сделает что-то действительно выдающееся».

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7905
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6569
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6252
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3495
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2870
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 2911
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее