Поддержите tvkinoradio.ru
Что случилось?
Практика

Как Стивен Содерберг реализовал интерактивное повествование в сериале

Известный режиссер расширяет возможности телевидения при помощи мобильного приложения, но сможет ли он преодолеть связанные с этим сложности?

  • 23 ноября 2017
  • 1928
Стивен Содерберг знает об экспериментах в кинематографе не понаслышке. Именно он начал новую эру низкобюджетного независимого кино фильмом «Секс, ложь и видео», полностью снял секретную полнометражку на iPhone и попытался сломать традиционную студийную систему, прозрачно распределив заработок «Удачи Логана».

Но все предыдущие его эксперименты связаны с производством и дистрибуцией, а не формой как таковой. Тем не менее его самый свежий проект, «Мозаика», — это интерактивный мини-сериал для HBO в форме приложения. Через него зрителю будет доступна традиционная детективная история с убийством, рассказанная с точки зрения разных персонажей. Она разделена на «главы» длиной от 8 до 38 минут.
 

Для творчества Содерберга — это новая форма, но в развлекательной индустрии она существует уже довольно давно. Авторы долго заигрывали с форматом «Выбери свое приключение», в особенности с развитием веб-платформ, пользователи которых по умолчанию автономны. Хотя онлайн-игры стали популярнее, чем когда-либо, типичный посетитель кинотеатров вряд ли назовет свой любимый интерактивный сериал.

Возможно, Содерберг и HBO способны изменить это. Режиссер знает, как придумать историю, которая будет интересна аудитории, а у HBO есть опыт создания интерактивных «расширений», связанных с их основными проектами, в особенности — «Миром Дикого Запада».

Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Стивен Содерберг на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

На своем выступлении на фестивале Future of Storytelling Содерберг подчеркнул, что его проект отличается от того, что зритель мог увидеть до этого. По словам режиссера, фраза «Выбери свое приключение» вызывает у него аллергию. Рассказывая о «Мозаике», он настаивает: «Ваш выбор не влияет на конечный исход, не меняет происходящие события. Вы просто решаете, чьими глазами хотите видеть историю в данный конкретный момент».

Другая любопытная особенность: Содерберг не полагался на новые технологии полностью. «Не было какого-то нового и многообещающего изобретения, под которое я пытался подогнать историю. Сама история создавалась в сотрудничестве с технической командой», — объясняет он.

На этапе девелопмента сценарист Эд Соломон («Люди в черном», «Иллюзия обмана») разбирал сюжет в той же комнате, где работали технические специалисты. Содерберг описывает процесс следующим образом: «Мы как бы описывали, что хотим сделать в идеале. Так что наше сотрудничество было очень плодотворным. Я чувствовал себя спокойно, поскольку хотел, чтобы все то, что мы делаем, было интуитивно понятно и просто. Я стремился, чтобы моменты, когда зрителю нужно принять решение, прерывали естественный ход повествования».

Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

Само производство также требовало упрощенного подхода, так что команде пришлось создать соответствующее программное обеспечение. В этом вопросе незаменимым человеком оказался скрипт-супервайзер Том Джонстон, у которого стояла незавидная задача: следить за происходящим во всех сценах, снятых несколько раз с разных точек зрения. «Тому пришлось разработать программу, чтобы отслеживать и записывать все, что мы делаем. Мы постоянно обсуждали весь процесс, поскольку нужно было удостовериться, что все будет организовано с точки зрения монтажности», — рассказал Содерберг.

Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Эд Соломон и Шэрон Стоун на съемках фильма «Мозаика» / Фото: HBO 

В конце концов сценарий достиг 700 страниц в объеме, но режиссера это не остановило. Он даже говорит, что снимать проект было очень весело. Тем не менее новый формат принес и свои сложности. Содерберг вспоминает: «Иногда нам было нужно снять 14 страниц сценария в день. Я привык, что сцену нужно разводить и снимать один раз. Здесь же я осознал, что это нужно сделать как минимум еще два раза. А потом ты понимаешь, что после того, как ты снимешь эту сцену три раза, тебя ждет то же самое с еще двумя».

Как же у него это получилось? «Нужно быть постоянно погруженным в происходящее. Не выходить из режима „Какой кадр мы будем снимать дальше?“. Это мой джедайский трюк», — объясняет режиссер.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

В проекте его больше всего интересовала структура и сама концепция субъективного восприятия. Сам сюжет не менялся. «Мне интересно, насколько субъективны наши взгляды и то, что все мы живем в маленьких вселенных, ограниченных рамками нашего существования», — рассказал Содерберг. В «Мозаике» он увидел возможность заставить зрителя выйти за рамки этих маленьки мирков и задуматься, что кто-то в это же время может переживать что-то совсем другое.

Режиссер вспомнил, как он в первый раз полностью использовал кассету с пленкой Super 8 и смонтировал получившийся материал: «Я стал смотреть, что получилось, и мысли о возможностях монтажа меня буквально поглотили. Самое интересное в „Мозаике“ — работа над структурой». Команда обнаружила, что реакция зрителей разительно отличалась в зависимости от того, за кем они решили наблюдать, и захотели ли они до конца следовать избранной линии перед тем, как начинать следующую.

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

«Самое главное, что мы поняли на монтаже — это то, что материал необходимо упростить», — признал Содерберг. В конце концов команда сократила количество глав с 45 до 15. «Это было слишком много. У зрителей не оставалось времени понять персонажей и включиться в повествование до того, как им приходилось делать выбор».

Несмотря на все уроки и технические решения, «Мозаика» получила достаточно прохладные отзывы (сайт Slate назвал ее «благородным провалом»). Содерберг признает, что он понимал: весь проект — это всего лишь эксперимент. «Это наша наскальная живопись. Мне нужно было понять, что все это может функционировать на самом элементарном уровне».

Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO
Кадр из фильма «Мозаика» / Фото: HBO

Возможно, «Мозаика» не сможет решить все вопросы, связанные с интерактивным повествованием, но Содерберг полон энтузиазма: у его последователей есть огромный потенциал. «Сейчас над подобными разветвленными историями работает куча людей. Происходит много всего интересного. Кто-то возьмет наши наработки за основу и сделает что-то действительно выдающееся».

Источник: nofilmschool.com

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1641
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1655
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4763
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5606
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее