Бюджета нет, вот тебе фонарик
В современных реалиях кинопроизводства, как я уже писал ранее, нет места многочисленным грузовикам со светом, конечно если вы не Камински. И наверняка вы слышали эту фразу от продюсеров ни один раз. Как оператор-постановщик вы должны не только разбираться, как подчеркнуть драматургию визуально, но и знать, как работать в бюджете, предоставленном продюсером. Зачастую приходится резать желаемый список света и подгонять его под выделенный бюджет.
Не всегда мало света означает провал, наоборот — границы заставляют вас думать творчески и находить нетрадиционные решения. К примеру, свой полный метр «Нерожденные» я светил парой Joker Bug 800 и 5-6 лампочками накаливания. Фильм получил прекрасный прокат в Малайзии.
Киноиндустрия меняется, и с ней меняются подходы к освещению. Снять полный метр за 10-15 смен задача трудная, но недостаток оборудования даже ускоряет процесс — нет грузовика со светом, снимай с парой лампочек и натуральным освещением.
Трейлер фильма «Нерожденные»
Каждый год в США проводится выставка киносъемочного оборудования Cinegear — на бэклоте студии Paramount в Лос Анджелесе. Производители оборудования съезжаются со всего мира — где, как не в сердце кинопроизводства, распространять свою продукцию. В двух огромных павильонах студии компании, производящие киносвет, конкурируют между собой и пытаются привлечь внимание посетителей к новинкам.
Последние три года набирает популярность диодный свет (LED) благодаря компактности, небольшим затратам энергии и качеству (многие источники света достигают 98 CRI, что является просто изумительной точностью цветопередачи). Монстры кинооборудования предлагают свои новинки: ARRI показывают новую Sky Panel, Mole- Richardson — свои последние разработки. Эти модели света большинство операторов знают достаточно хорошо, но что делать, если бюджет не позволяет арендовать даже одну SkyPanel S60? На помощь приходят альтернативные производители со светом, не уступающим по характеристикам более раскрученным компаниям. О них далее и пойдет речь.
Quasar Science — Rainbow
Компания, появившаяся на рынке несколько лет назад, набирает популярность благодаря своим инновационным разработкам. Что если я вам скажу, что существует SkyPanel в форме KinoFlo трубки? Думаю, так проще двумя словами описать флагманский свет компании Rainbow Quasar. Полный контроль над цветом: полный RGB контроль, небольшая библиотека самых часто используемых эффектов (полицейская мигалка, строб, эффект огня), диммер, выпускается в 3х размерах — 2ft, 4ft,8ft. В Лос-Анджелесе компания набирает обороты — качество света в компактном дизайне, не греется, очень быстрый источник света, all off намного приятнее KinoFlo, отличный сочный «панч». Технические характеристики вы можете посмотреть, скачав брошюру с сайта компании. Я буду больше рассказывать про практическое применение света.
В последней статье я упоминал, как снимал на студии WB. Бюджет у нашего фильма «Latin From Manhattan» был хороший, и мы могли (по метрам инди) позволить себе много света. Но, в силу тонкостей съемки на студии, сравнительно небольшой пакет (8 источников) выливался для нас в весьма круглую сумму — студия поставила условие арендовать оборудование через них. Пришлось резать пакет. К тому же добавились технические сложности со съемками вечерних сцен — рейты студии увеличиваются в 2 раза. Мы сделали Day for night для интерьеров на втором этаже. Конечно, можно было бы заблокировать окна непроницаемым пластиком и избегать окон, но в таком случае пропадает глубина картинки.
Мой гафер Kacper Skowron предложил очень интересную идею — собрать каркас коробки по размеру окна, завесить его дюветином, внутри получившейся коробки установить Rainbow Quasar, управляемый с приложения на айпаде (для этого пришлось добирать DMX передатчики от компании Rat Pack — новое и очень интересное решение для беспроводного контроля над световыми приборами). Также для объема Kacper установил обычную гирлянду для новогодней елки.
Компактность света позволила нам использовать его в коробке, установленной на Кондоре (кран), при сильном ветре.
Также мы использовали еще две лампы Rainbow Quasar — одна под потолком для имитации света люстры, вторая для рисующего света. Для заполнения был использован очень дешевый Source 4, сфокусированный на «пенке» в углу. Установка интерьерного света заняла у нас не больше получаса, коробка была построена за день до съемок, ребята только подогнали ее к окну за 10 минут, — и мы готовы были снимать. Кстати, лампы Quasar достаточно мощные, чтобы использовать их в экстерьере для подсветки глаз.
И это доступный свет. Одна такая лампа обойдется вам в 600$ US. На данный момент конкуренцию Quasar составляют еще несколько компаний-производителей, которые я опишу ниже.
Astera — AX1
Digital Sputnik — Voyager
Creamsource
Aladdin Eye Light
Air Star
LiteGear
Компания специализируется на создании эффектов — вспышки фотоаппарата (которая будет синхронизироваться с затвором камеры и не будет стробить), а также предоставляет кит для освещения интерьеров автомобилей.
Каждый год в мире киносъемочного оборудования происходят открытия, свет становится доступнее, быстрее в использовании, лучше в качестве и предоставляет широкие возможности для вашей истории. Не так важно, чем вы светите свой кадр, главное, чтобы он работал на историю. Анализируйте, пробуйте, экспериментируйте!
Обложка: на съемках фильма «Latin From Manhattan» / Splash The Glass, Doom inc.