Главная / Практика / Работа с актерами: основные задачи для режиссера

Работа с актерами: основные задачи для режиссера

Актерское мастерство порой похоже на проявление природного таланта, но это результат упорного и кропотливого труда над собой и своим образом. Это искусное мастерство маскарада преследует одну цель — приятно обмануть зрителя. Ведь все это — кино, театр, постановочное видео — фикция, чужие фантазии и изобразительные решения. И созданию этой фикции учат многих деятелей искусства.

Задачи, которые стоят перед режиссером в работе с актерами такие.

1) Сохранять и поддерживать творческий настрой актеров.
2) Ставить задачи по исполнению ролей.
3) Разводить мизансцену.
4) Направлять актеров в нужную сторону, координировать их игру и давать обратную связь.

Творческий настрой

Он необходим, чтобы получить от актеров ту самую «правдоподобную» игру, о которой все говорят. Назовем это почвой, которая при плохом уходе высохнет, потрескается и не даст плодов.

Чтобы этого не произошло, режиссеру необходимо постоянно поддерживать свою команду и актеров в творческом тонусе. На театральных площадках сегодня все чаще практикуют дыхательные упражнения, небольшую зарядку и разминку перед работой. Это помогает всем расслабится и включиться на нужную волну. Конечно, подобная техника относится только к актерам, и не стоит просить художника по свету подвергать свой департамент подобному испытанию.

Но такая практика не гарантирует успеха, особенно если вы сами в ней ничего не смыслите. Базово, от вас как режиссера требуется три вещи: хорошее настроение, уверенный взгляд и полное понимание, что вы делаете. Все это не обязательно может быть у вас в голове, но актеры должны уловить это в вашем взгляде. Притворитесь для них. Вы — капитан, который ведет их на край света.

Субординация также очень важна. Только режиссер и первый ассистент режиссера (в России его называют вторым режиссером) могут говорить с актерами о рабочих моментах. Ни продюсеру, ни оператору, ни кому-либо еще нельзя позволять критиковать, оценивать или давать установки артистам. Подобная иерархия позволяет сохранять творческий настрой.

Ну, и конечно же, берегите актеров от переутомления, не мучайте их множеством дублей, особенно если они исполняют эмоциональные сцены. Следите, чтобы им было тепло, хорошо, чтобы работа с вами им нравилась уже с точки зрения организации процесса.

Постановка задачи

Актер должен получить от режиссера ответы на четыре вопроса: «Кто мой герой?», «Что он делает?», «Зачем и почему он это делает?» и реже: «Как он это делает?». Это и называется постановка задачи. Ответ на первый вопрос актер обязан получить от вас еще до начала съемочного процесса, а остальные решаются на репетициях и во время самих съемок.

Если проще, постановка задачи — это предложение, сформулированное по схеме: «В этом кадре/сцене/эпизоде ты делаешь вот это и вот это».

Вариантов развития событий дальше два. Если актер самостоятельно и хорошо разработал и продумал персонажа, исходя из ваших с ним обсуждений, он сделает все, как вы заранее решили. Если актер не до конца понимает образ или мотивации персонажа в данном кадре/сцене/эпизоде, то он обязательно уточнит: «А почему я/мой персонаж так поступает?».

Многие начинающие режиссеры часто произносят фразы типа: «А сейчас вот здесь испугайся» или «Вот тут ты смеешься» или «Кричи на нее, потому что она тебя злит». Они не понимают, что такие команды — это не задача, а полученный результат не актерская игра. Ведь игра — это тонкая психологическая настройка самого себя, чтобы перевоплотиться в другого человека. Она рождается из понимания и ощущения души, пространства, причин поступков и многих других вещей, которые актер с собой вытворяет на этапе подготовки к образу.

Отсюда и необходимость объяснить свою идею, свое видение, оправдав его нужными причинами и следствием. Верьте в ту реальность, которую создаете. Понимайте механику истории и действия персонажей. Актер — это не дрессированный пес, следующий командам. Это одновременно и фильтр, и мотор, который через себя пропускает ваши идеи и преображает их в действия. Актер — это соучастник творчества.

Создание мизансцены

То, что требует плотного и долгого изучения в стенах киношкол, я попробую сформулировать коротко и понятно. Мизансцена — это позиции и движения актеров, происходящие в тот или иной момент в кадре/сцене/эпизоде. Другими словами, это все, что ваши актеры делают относительно друг друга, объектов и камеры.

Мизансцену в кино— и видеопроизводстве разрабатывают режиссер-постановщик, оператор-постановщик и актеры. Последние, как правило, следуют указаниям, но нередко могут предлагать свое видение. Но чаще всего при общении с актером в голове режиссера уже должно быть большинство движений персонажей в кадре. Их вы как режиссер и объясняете актеру.

«Ты неторопливо на цыпочках заходишь в комнату. Вот так, да. Ближе к правому краю дверного проема. Пол скрипит, ты боишься разбудить сторожевого пса. Аккуратнее. Обходишь диван слева, чтобы перейти на крупный план. Вот так. Останавливаешься вот в этой точке и смотришь в окно. Только постарайся голову поворачивать больше влево, чтобы лицо в свет попадало. Отлично!».

Это очень грубое описание того, что такое мизансцена для актера — конкретные позиции и точки на площадке, а также определенные движения и их последовательность, необходимая для монтажа. Конечно, мастерство мизансцены — это целое искусство и психологическая игра со зрителем, однако в рамках короткой статьи попросту не разобрать всех тонкостей этой работы.

Направление актеров

Какой бы профессиональный и заслуженный артист ни был, ему хочется оказаться в руках сильного режиссера. Раскрыть себя и отдаться полностью видению творца. В рамках этого процесса очень важно давать актеру обратную связь.

Каждый дубль — это повтор определенного действия. И абсолютно каждый уникален. Где-то свет лучше лег, где-то подул ветер и обусловил красивую картинку, где-то хорошо записался звук. Но режиссер в первую очередь смотрит на артиста — как он «сказал», как «двигался», как это «смотрелось». И всегда, абсолютно всегда, даже после суровой эмоциональной сцены, когда все рыдали, что-то «горело и рушилось», прозвучит команда «Стоп!», и актер повернется к вам — к режиссеру, а в его милом детском взгляде вы прочтете: «Ну как?». Собственно, ответ на этот «Ну как?» и будет вашим направлением.

Вы хотите, чтобы герой говорил тихо, а актер говорит громко. Скажите об этом. Вы видите, что движения актера резкие и агрессивные, а по сюжету он должен быть ласковым и нежным: подойдите к нему, скажите об этом. Не бойтесь направлять актера в нужное русло. Как соучастник творческого процесса он ищет поддержки, подсказки, оценки. Да и актер попросту не видит себя со стороны.

Будьте добрым другом и наставником. Не кричите, не обвиняйте актера в неумении, не давите на него. Так вы рискуете не выполнить первую задачу.

В направлении самое сложное — понять для себя, что же не так. Все усложняется малым временем на раздумья — затягивать нельзя, чтобы не растерять запал. Для этого важно внимательно наблюдать за кадром. За игрой актера. За сочетанием его игры с происходящим. Одновременно с этим нужно держать в голове уже отснятый и планируемый материал, чтобы составить все в одну целостную картину и, исходя из этого, дать развернутый комментарий. Будьте очень внимательны.

Направление — это всегда конструктив. Если актер говорит громко: «Все отлично, но давай в этот раз говори тише. Нет смысла кричать, так как она стоит от тебя всего в метре. Хорошо?». Актер двигается слишком резко: «Слушай, неплохо, но давай попробуем сейчас спокойнее. Ты же у себя дома, вокруг все тихо, спокойная атмосфера. Твой персонаж не нервничает, он умиротворен. Давай попробуем двигаться плавно. ОК?».

Задачи есть в любой профессии, и чем «выше» должность, тем, как правило, больше этих самых задач. Перед режиссером их стоит великое множество, но в приоритете нужно всегда оставлять работу с актерами.

Есть множество примеров фильмов с потрясающими визуальными эффектами, операторской работой, музыкой, но бездарной игрой актеров. Нередко хорошие артисты играют плохо. И это тоже вина режиссера. Ведь актер — это проводник режиссерского видения, инструмент, требующий нужной настройки. А если вы как режиссер не сумели хорошо настроить этот инструмент, то и мелодия ваша будет вызывать только расстройство.

Денис Гуляр 

Режиссер, сценарист, продюсер, монтажер.

Сотрудничает с видеопродакшном Big Bag Films, преподаватель киношколы Big Bag School, член Союза кинематографистов. Автор короткометражных фильмов «Нокаут», «Олег не выживет» и «Спасибо, мама».

 

Еще по теме

10 книг по теории кино. Часть 2
1. Луи Деллюк. «Фотогения» «Очень редко случается, чтобы ритм фильма...
15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов
Фильм открытия «Год работы „Сэлинджером“» («Мой год Сэлинджера») (Филипп Фалардо,...
фильмы про апокалипсис
10 зрелищных фильмов про апокалипсис
В данной статье собраны фильмы про апокалипсис, которые признаны лучшими...
где снимали Холоп 2
Где и как снимали комедию «Холоп 2»
Первого января на экраны вышел сиквел комедии Клима Шипенко о...
Как звучат «60 минут»
«60 минут» выходит на канале «Россия» в прямом эфире в...
Мастер: Педро Альмодовар
Эстетика кэмпа Эстетика кэмпа в фильмах Педро Альмодовара Режиссерскую стилистику...
Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами
Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамирований,...
Игра в кальмара 2 дата выхода
Когда выйдет 2 сезон Игры в кальмара: дата релиза, сюжет
Нетфликс анонсировал начало съемок второго сезона корейского сериала, который стал...