Главная / Практика / Построить Нью-Йорк в Будапеште: декорации сериала «Алиенист»

Построить Нью-Йорк в Будапеште: декорации сериала «Алиенист»

Одноименный роман Калеба Карра рассказывал о серийном убийце, повергающем Нью-Йорк времен Позолоченного века в хаос, а также о начале судмедэкспертизы и ранней психиатрии.
 

Трейлер сериала «Алиенист»

Книга поднимала вопросы классового неравенства и социальных беспорядков во времена активного экономического роста Америки на рубеже XIX и XX веков. В центре сюжета — начало карьеры Теодора Рузвельта в ранге комиссара полиции Нью-Йорка, а также личная жизнь и история группы протагонистов, каждый из которых — сложная личность со своими особенностями.
 

Поиск локаций

Книгу пытались экранизировать на протяжении 20 лет. На этот раз вместо того, чтобы сжимать роман до двухчасового фильма, было решено сделать 10-серийный сериал. Длинное экранное время — именно то, что требовалось этой истории.

«Я слышала, что меня могут взять на эту работу, — говорит художник-постановщик Мара Липер-Шклуп, — но когда Кэри Фукунага позвонил мне с известием о скором запуске проекта, я все равно была шокирована».

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: TNT
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: TNT

«Я тут же нырнула в процесс изучения материала, — продолжает она. — Один из огромных плюсов работы в арт-департаменте — возможность стать специалистом в той эпохе, которую мы воссоздаем. Не нужно посвящать жизнь изучению одной темы, вместо этого ты каждый раз изучаешь что-то новое. И здесь было очень много материала для изучения».

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

Концепты уличных сцен / Фото: Anonymous Content

В распоряжении Мары были архивы документов Нью-Йорка, а также консультанты-историки, включая Ричарда Зака, написавшего книгу «Остров закона» (о работе Нью-Йоркской полиции во времена, когда ее комиссаром был Тедди Рузвельт).

Изначально авторы хотели снимать локации в Нью-Йорке, а интерьеры и часть наружных декораций построить в Монреале. Оказалось, что Монреаль не подходит для воссоздания Нью-Йорка конца XIX века, да и цена на строительство не будет оптимальной.

Производство сериала полностью перенесли в Нью-Йорк, но из-за дороговизны строительства и отсутствия нужного павильонного пространства было решено использовать существующие нетронутые исторические локации города.

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

Концепты Александра Дочкина / Фото: Anonymous Content

«Я потратила несколько месяцев на поиск локаций, — делится художник-постановщик. — Ведь каждый эпизод шоу требовал в среднем 30 новых локаций, не считая наших постоянных объектов».

Интерьер дома одного из персонажей / Фото: Мара Липер-Шклуп
Интерьер дома одного из персонажей / Фото: Мара Липер-Шклуп

И пока художница работала с группой дизайнеров декораций, живущих в Новом Орлеане, Монреале и Нью-Йорке, режиссер Кэри Фукунага и группа сценаристов пытались сократить количество требуемых по сценарию локаций. Но у них ничего не выходило — как бы команда проекта ни старалась, реальность брала свое: бюджет шоу был больше отпущенного.

И тут линейный продюсер предложила использовать в качестве Нью-Йорка Будапешт. «Моей первой реакцией было разочарование — вспоминает Мара. — Я подумала, что вновь придется месяцами искать локации. Но потом я увидела пакет из Венгрии. Неожиданно все наши нерешенные проблемы разрешились. Все чудесные интерьеры и фантастические локации были в Венгрии! И цена строительства была намного ниже, чем где-либо еще. Я села в самолет и полетела в Будапешт». Через неделю она позвонила продюсерам с сообщением, что сериал «Алиенист» нашел себе дом.

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks

Интересно, что в 1896 году Венгрия праздновала тысячелетний юбилей, и очень активно строилась к этому празднику. Богатство интерьеров и уровень декаданса того периода затмевает любые Нью-Йоркские локации. И хотя реально существующие помещения имели огромное значение для съемочного процесса, было понятно, что все-таки потребуется большая площадь под застройку. Десять серий требовали несколько улиц для съемки наружных сцен.
 

Создание локаций

Вид строительной площадки для сериала / Фото: Anonymous Content
Вид строительной площадки для сериала / Фото: Anonymous Content

Мара Липер-Шклуп провела типологию улиц, которые требовались по сценарию, и поняла, что нужно построить четыре пространства.
 

  • Строения, представляющие различные этнические сообщества и включающие как коммерческую недвижимость, так и жилое пространство.
  • Городские кварталы, в которых живут персонажи среднего и высшего среднего класса — это таунхаусы и улицы вокруг площади Вашингтона и Вест-Виллидж.
  • Городское пространство, где живут персонажи высшего класса — большие дома с прилежащей к ним землей. Это верхний Вест-Сайд Манхэттена и авеню.
  • Район дешевых баров, расположенный в нижней части Манхэттена, где стояли коммерческие, временные и очень потрепанные ночлежки, и пристанище уличных хулиганов.

Дизайнер декораций Николь Рид взялась за выстраивание комплекса улиц. Нужно было соединить разные кварталы, чтобы съемочная группа могла снимать длинные и сложные проезды камеры без монтажных склеек. Но также нужно было обеспечить возможность внесения изменений по ходу съемок. Николь отлично справилась с задачей, создав связи между кварталами и включив в декорации реалистичные элементы заднего плана, которые можно увидеть из данных кварталов в Нью-Йорке.

К сожалению, Кэри Фукунага должен был покинуть сериал из-за обязанностей по другому проекту. На «Алиениста» пришел другой линейный продюсер — Крис Саймс, который уже работал в Венгрии. Под его руководством за 12 недель предстояло построить первые кварталы, необходимые для начала съемки. Планировалось, что здания будут построены только частично, а остальное достроено с помощью визуальных эффектов. Но Крис дал зеленый свет на постройку декораций полностью — все этажи, а не только два нижних.

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks

В итоге арт-отделу пришлось разрабатывать строительство шестиэтажных зданий для почти десяти городских кварталов. В связи с объемом работы были привлечены специалисты из Англии, Венгрии, Соединенных Штатов. Работали сразу три строительные компании.

Площадь строительной площадки, предназначенной в том числе для рытья котлована для фундаментов, превышала площадь заднего двора киностудии Paramount в Лос-Анджелесе. Это была самая большая «киношная» строительная площадка в Европе.

Фото выстроенных декораций / Фото: Мара Липер-Шклуп
Фото выстроенных декораций / Фото: Мара Липер-Шклуп

Все кварталы были готовы за 165 дней, и команда уложилась в отпущенный бюджет и время. Для создания требуемого визуального единства по всем постройкам была приглашена команда специалиста по живописным фонам и декорациям Ричарда Риггса.

Однако отстроенные улицы были только вершиной айсберга Эти декорации взяли на себя только 20% всех сцен сериала.
 

Создание интерьеров

В расположенной под Будапештом студии Origo Studios арт-директоры Сузанна Борвендег и Дэниел Миклос занимались созданием интерьерных декораций. Они представляли самые богатые и самые нищие интерьеры шоу.

Интерьер дома Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер дома Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер дома Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер дома Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Дом протагониста доктора Ласло Крайцлера был создан так, чтобы отражать его уровень интеллекта и открытость мышления. Эта двухэтажная декорация была наполнена элементами декаданса Позолоченного века.

Сюзанна Бровендег смогла интегрировать туда невероятно красивые детали. Например, огромное окно с витражом напротив лестницы сделано из настоящего витражного и свинцового стекла. Все камины — реальные , газовые трубки для канделябров и бра проведены по всему зданию. Историческую кухню и задний двор команда снабдила насосами воды. На кухне можно было готовить — это облегчило работу артистов, игравших обслуживающую дом прислугу.

Интерьер библиотеки и лаборатории Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер библиотеки и лаборатории Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер библиотеки и лаборатории Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер библиотеки и лаборатории Крайцлера / Фото: Мара Липер-Шклуп

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks

Детский институт Крайцлера стал одной из главных декораций и состоял из трех разных локаций и декорации в павильоне. Улицу и выход снимали на реальной локации в Будапеште, задний двор — это еще одна локация, а входной интерьер, лестница и фойе команда сериала построила в здании на площади Свободы.

Главная декорация библиотеки появилась в павильонах студии Origo. Библиотека тоже содержала потрясающие детали. В ней находилось 10 тысяч книг, которые привезли из Ирландии. Двухэтажная пятикомнатная декорация была невероятно красивой: уникальные объекты в библиотеке и лаборатории могли занять любопытствующего зеваку на несколько часов.

Интерьеры жилого дома для нищих. Бар и комната / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьеры жилого дома для нищих. Бар и комната / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьеры жилого дома для нищих. Бар и комната / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьеры жилого дома для нищих. Бар и комната / Фото: Мара Липер-Шклуп

Павильон также содержал несколько движущихся декораций, представляющих нищие районы города. Например, четырехэтажное многоквартирное жилище с лестницей было перевернуто и использовано несколько раз.

Концепт с телом на крыше. Художник: Винсент Морин
Концепт с телом на крыше / Художник: Винсент Морин 

Еще одна многоэтажная постройка — публичный дом — тоже могла двигаться, чтобы кинематографисты смогли получить единый длинный шот, который «вел» персонажей с улицы вниз по всем закоулкам и щелям в бар, а потом — обратно наверх, в комнаты публичного дома.
 

Места убийств

Убийства проходят пунктиром через всю историю. А убийца оставляет тела мальчиков в разных локациях, которые оказываются главными достопримечательностями Нью-Йорка начала 20-го века. Например, место строительства Вильямсбургского моста, бывший иммиграционный центр (а в то время — аквариум в Парке Баттерли), сады Castle Gardens, статуя Свободы и водохранилище — все это было вызовами арт-отделу сериала. Эти достопримечательности, часть из которых существует и сегодня, требовали не только создания, но и «обживания» персонажами.

Концепт строительства моста Винсента Морина / Фото: Anonymous Content
Концепт строительства моста Винсента Морина / Фото: Anonymous Content

Дизайн Вильямсбургского моста был отдан дизайнеру декораций Ноэль Кинг и декоратору Гергели Ригеру. Было решено построить декорацию снаружи — на высоте 15 метров, что позволило бы снимать реальное ночное небо. Декорация лесов была сделана так, чтобы она могла двигаться под влиянием веса актеров и ветра. В дополнение к лесам был построен фундамент моста вместе с примыкающими к нему портовыми строениями.

Помещение форта на границе Венгрии и Словакии / Фото: Anonymous Content
Помещение форта на границе Венгрии и Словакии / Фото: Anonymous Content

Сад Castle Gardens тоже состоял из реальной локации и декорации, построенной на заднем дворе киностудии. Тело мальчика нашли на крыше специально построенной декорации, но для расследования и других сцен, включая погоню, был использован форт на границе Венгрии и Словакии. Позже это место из иммиграционного центра превратили в городской аквариум — прямо во время событий сериала, и это тоже было встроено в декорацию: с крыши свисал 10-метровый скелет кита.

По всему форту были развешены указатели, использованные для направления толпы иммигрантов. Их было видно во время сцены погони. Референсами для этого оформления послужили исторические фотографии и иллюстрации. Декорация была украшена картинами, показывающими жизнь подводных обитателей — их воспроизвели по данным исторического архива.

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Turner Entertainment Networks

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Turner Entertainment Networks

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Turner Entertainment Networks

Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Turner Entertainment Networks

Среди других интересных декораций были трехэтажный интерьер полицейского отделения на Малберри-стрит, созданный в пустом здании рынка, интерьер шикарного ресторана Delmonico, созданный в библиотеке имени Эрвина Сабо, а также невероятная Венгерская национальная опера, сыгравшая в сериале роль оперы Метрополитен.

Интерьер ресторана Delmonico / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер ресторана Delmonico / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер ресторана Delmonico / Фото: Мара Липер-Шклуп

Интерьер ресторана Delmonico / Фото: Мара Липер-Шклуп

«Я могу часами рассказывать про каждый из объектов, — говорит Мара. — Их было так много, что уследить за всем было довольно сложно».

Кроме того, для сериала нужно было воспроизвести несчетное число исторических бумаг и документов, фотографий и другого реквизита, примерно 3000 различных указателей и знаков на разных языках.

Исторический реквизит / Фото: Мара Липер-Шклуп
Исторический реквизит / Фото: Мара Липер-Шклуп

Главный специалист по реквизиту Эллен Фройнд исследовала все, начиная от исторического меню ресторана Delmonico, до содержимого стола Рузвельта, чтобы планомерно воссоздать все необходимые объекты и технические приспособления для расследования преступлений.

Интерьер дома Рузвельта / Фото: Мара Липер-Шклуп
Интерьер дома Рузвельта / Фото: Мара Липер-Шклуп

Производство сериала заняло два года и потребовало гигантских усилий всей команды.
 

Экскурсия по съемочной площадке
 


Обложка: кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Katalin Vermes/Turner Entertainment Networks

 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...