Построить Нью-Йорк в Будапеште: декорации сериала «Алиенист»
Одноименный роман Калеба Карра рассказывал о серийном убийце, повергающем Нью-Йорк времен Позолоченного века в хаос, а также о начале судмедэкспертизы и ранней психиатрии.
Трейлер сериала «Алиенист»
Книга поднимала вопросы классового неравенства и социальных беспорядков во времена активного экономического роста Америки на рубеже XIX и XX веков. В центре сюжета — начало карьеры Теодора Рузвельта в ранге комиссара полиции Нью-Йорка, а также личная жизнь и история группы протагонистов, каждый из которых — сложная личность со своими особенностями.
Поиск локаций
Книгу пытались экранизировать на протяжении 20 лет. На этот раз вместо того, чтобы сжимать роман до двухчасового фильма, было решено сделать 10-серийный сериал. Длинное экранное время — именно то, что требовалось этой истории.
«Я слышала, что меня могут взять на эту работу, — говорит художник-постановщик Мара Липер-Шклуп, — но когда Кэри Фукунага позвонил мне с известием о скором запуске проекта, я все равно была шокирована».
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: TNT
«Я тут же нырнула в процесс изучения материала, — продолжает она. — Один из огромных плюсов работы в арт-департаменте — возможность стать специалистом в той эпохе, которую мы воссоздаем. Не нужно посвящать жизнь изучению одной темы, вместо этого ты каждый раз изучаешь что-то новое. И здесь было очень много материала для изучения».
В распоряжении Мары были архивы документов Нью-Йорка, а также консультанты-историки, включая Ричарда Зака, написавшего книгу «Остров закона» (о работе Нью-Йоркской полиции во времена, когда ее комиссаром был Тедди Рузвельт).
Изначально авторы хотели снимать локации в Нью-Йорке, а интерьеры и часть наружных декораций построить в Монреале. Оказалось, что Монреаль не подходит для воссоздания Нью-Йорка конца XIX века, да и цена на строительство не будет оптимальной.
Производство сериала полностью перенесли в Нью-Йорк, но из-за дороговизны строительства и отсутствия нужного павильонного пространства было решено использовать существующие нетронутые исторические локации города.
«Я потратила несколько месяцев на поиск локаций, — делится художник-постановщик. — Ведь каждый эпизод шоу требовал в среднем 30 новых локаций, не считая наших постоянных объектов».
Интерьер дома одного из персонажей / Фото: Мара Липер-Шклуп
И пока художница работала с группой дизайнеров декораций, живущих в Новом Орлеане, Монреале и Нью-Йорке, режиссер Кэри Фукунага и группа сценаристов пытались сократить количество требуемых по сценарию локаций. Но у них ничего не выходило — как бы команда проекта ни старалась, реальность брала свое: бюджет шоу был больше отпущенного.
И тут линейный продюсер предложила использовать в качестве Нью-Йорка Будапешт. «Моей первой реакцией было разочарование — вспоминает Мара. — Я подумала, что вновь придется месяцами искать локации. Но потом я увидела пакет из Венгрии. Неожиданно все наши нерешенные проблемы разрешились. Все чудесные интерьеры и фантастические локации были в Венгрии! И цена строительства была намного ниже, чем где-либо еще. Я села в самолет и полетела в Будапешт». Через неделю она позвонила продюсерам с сообщением, что сериал «Алиенист» нашел себе дом.
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks
Интересно, что в 1896 году Венгрия праздновала тысячелетний юбилей, и очень активно строилась к этому празднику. Богатство интерьеров и уровень декаданса того периода затмевает любые Нью-Йоркские локации. И хотя реально существующие помещения имели огромное значение для съемочного процесса, было понятно, что все-таки потребуется большая площадь под застройку. Десять серий требовали несколько улиц для съемки наружных сцен.
Создание локаций
Вид строительной площадки для сериала / Фото: Anonymous Content
Мара Липер-Шклуп провела типологию улиц, которые требовались по сценарию, и поняла, что нужно построить четыре пространства.
- Строения, представляющие различные этнические сообщества и включающие как коммерческую недвижимость, так и жилое пространство.
- Городские кварталы, в которых живут персонажи среднего и высшего среднего класса — это таунхаусы и улицы вокруг площади Вашингтона и Вест-Виллидж.
- Городское пространство, где живут персонажи высшего класса — большие дома с прилежащей к ним землей. Это верхний Вест-Сайд Манхэттена и авеню.
- Район дешевых баров, расположенный в нижней части Манхэттена, где стояли коммерческие, временные и очень потрепанные ночлежки, и пристанище уличных хулиганов.
Дизайнер декораций Николь Рид взялась за выстраивание комплекса улиц. Нужно было соединить разные кварталы, чтобы съемочная группа могла снимать длинные и сложные проезды камеры без монтажных склеек. Но также нужно было обеспечить возможность внесения изменений по ходу съемок. Николь отлично справилась с задачей, создав связи между кварталами и включив в декорации реалистичные элементы заднего плана, которые можно увидеть из данных кварталов в Нью-Йорке.
К сожалению, Кэри Фукунага должен был покинуть сериал из-за обязанностей по другому проекту. На «Алиениста» пришел другой линейный продюсер — Крис Саймс, который уже работал в Венгрии. Под его руководством за 12 недель предстояло построить первые кварталы, необходимые для начала съемки. Планировалось, что здания будут построены только частично, а остальное достроено с помощью визуальных эффектов. Но Крис дал зеленый свет на постройку декораций полностью — все этажи, а не только два нижних.
Кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Фото: Katalin Vermes / Turner Entertainment Networks
В итоге арт-отделу пришлось разрабатывать строительство шестиэтажных зданий для почти десяти городских кварталов. В связи с объемом работы были привлечены специалисты из Англии, Венгрии, Соединенных Штатов. Работали сразу три строительные компании.
Площадь строительной площадки, предназначенной в том числе для рытья котлована для фундаментов, превышала площадь заднего двора киностудии Paramount в Лос-Анджелесе. Это была самая большая «киношная» строительная площадка в Европе.
Фото выстроенных декораций / Фото: Мара Липер-Шклуп
Все кварталы были готовы за 165 дней, и команда уложилась в отпущенный бюджет и время. Для создания требуемого визуального единства по всем постройкам была приглашена команда специалиста по живописным фонам и декорациям Ричарда Риггса.
Однако отстроенные улицы были только вершиной айсберга Эти декорации взяли на себя только 20% всех сцен сериала.
Создание интерьеров
В расположенной под Будапештом студии Origo Studios арт-директоры Сузанна Борвендег и Дэниел Миклос занимались созданием интерьерных декораций. Они представляли самые богатые и самые нищие интерьеры шоу.
Дом протагониста доктора Ласло Крайцлера был создан так, чтобы отражать его уровень интеллекта и открытость мышления. Эта двухэтажная декорация была наполнена элементами декаданса Позолоченного века.
Сюзанна Бровендег смогла интегрировать туда невероятно красивые детали. Например, огромное окно с витражом напротив лестницы сделано из настоящего витражного и свинцового стекла. Все камины — реальные , газовые трубки для канделябров и бра проведены по всему зданию. Историческую кухню и задний двор команда снабдила насосами воды. На кухне можно было готовить — это облегчило работу артистов, игравших обслуживающую дом прислугу.
Детский институт Крайцлера стал одной из главных декораций и состоял из трех разных локаций и декорации в павильоне. Улицу и выход снимали на реальной локации в Будапеште, задний двор — это еще одна локация, а входной интерьер, лестница и фойе команда сериала построила в здании на площади Свободы.
Главная декорация библиотеки появилась в павильонах студии Origo. Библиотека тоже содержала потрясающие детали. В ней находилось 10 тысяч книг, которые привезли из Ирландии. Двухэтажная пятикомнатная декорация была невероятно красивой: уникальные объекты в библиотеке и лаборатории могли занять любопытствующего зеваку на несколько часов.
Павильон также содержал несколько движущихся декораций, представляющих нищие районы города. Например, четырехэтажное многоквартирное жилище с лестницей было перевернуто и использовано несколько раз.
Концепт с телом на крыше / Художник: Винсент Морин
Еще одна многоэтажная постройка — публичный дом — тоже могла двигаться, чтобы кинематографисты смогли получить единый длинный шот, который «вел» персонажей с улицы вниз по всем закоулкам и щелям в бар, а потом — обратно наверх, в комнаты публичного дома.
Места убийств
Убийства проходят пунктиром через всю историю. А убийца оставляет тела мальчиков в разных локациях, которые оказываются главными достопримечательностями Нью-Йорка начала 20-го века. Например, место строительства Вильямсбургского моста, бывший иммиграционный центр (а в то время — аквариум в Парке Баттерли), сады Castle Gardens, статуя Свободы и водохранилище — все это было вызовами арт-отделу сериала. Эти достопримечательности, часть из которых существует и сегодня, требовали не только создания, но и «обживания» персонажами.
Концепт строительства моста Винсента Морина / Фото: Anonymous Content
Дизайн Вильямсбургского моста был отдан дизайнеру декораций Ноэль Кинг и декоратору Гергели Ригеру. Было решено построить декорацию снаружи — на высоте 15 метров, что позволило бы снимать реальное ночное небо. Декорация лесов была сделана так, чтобы она могла двигаться под влиянием веса актеров и ветра. В дополнение к лесам был построен фундамент моста вместе с примыкающими к нему портовыми строениями.
Помещение форта на границе Венгрии и Словакии / Фото: Anonymous Content
Сад Castle Gardens тоже состоял из реальной локации и декорации, построенной на заднем дворе киностудии. Тело мальчика нашли на крыше специально построенной декорации, но для расследования и других сцен, включая погоню, был использован форт на границе Венгрии и Словакии. Позже это место из иммиграционного центра превратили в городской аквариум — прямо во время событий сериала, и это тоже было встроено в декорацию: с крыши свисал 10-метровый скелет кита.
По всему форту были развешены указатели, использованные для направления толпы иммигрантов. Их было видно во время сцены погони. Референсами для этого оформления послужили исторические фотографии и иллюстрации. Декорация была украшена картинами, показывающими жизнь подводных обитателей — их воспроизвели по данным исторического архива.
Среди других интересных декораций были трехэтажный интерьер полицейского отделения на Малберри-стрит, созданный в пустом здании рынка, интерьер шикарного ресторана Delmonico, созданный в библиотеке имени Эрвина Сабо, а также невероятная Венгерская национальная опера, сыгравшая в сериале роль оперы Метрополитен.
«Я могу часами рассказывать про каждый из объектов, — говорит Мара. — Их было так много, что уследить за всем было довольно сложно».
Кроме того, для сериала нужно было воспроизвести несчетное число исторических бумаг и документов, фотографий и другого реквизита, примерно 3000 различных указателей и знаков на разных языках.
Исторический реквизит / Фото: Мара Липер-Шклуп
Главный специалист по реквизиту Эллен Фройнд исследовала все, начиная от исторического меню ресторана Delmonico, до содержимого стола Рузвельта, чтобы планомерно воссоздать все необходимые объекты и технические приспособления для расследования преступлений.
Интерьер дома Рузвельта / Фото: Мара Липер-Шклуп
Производство сериала заняло два года и потребовало гигантских усилий всей команды.
Экскурсия по съемочной площадке
Обложка: кадр из сериала «Алиенист» (2018) / Katalin Vermes/Turner Entertainment Networks