5 правил хорошего антагониста
Итак, для хорошей истории нам нужен убедительный антагонист, полюс Зла в нашей истории. Дракула хочет превратить в вампира невесту Джонатана Харкера, Саурон жаждет поработить земли Средиземья, Т-1000 — убить Джона Коннора.
Антагонист — кто это? Каким он должен быть в истории и так ли необходимо из каждого противника лепить живописного суперзлодея? Разумеется, нет.
Антагонист — это тот, кто представляет собой непосредственную угрозу жизни протагониста, его миру.
«С древнегреческого антагонист (греч. antagonistes: anti — против и agonizomai — борюсь) — противник, враг, гонитель чьего-либо мнения».
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910
|
Антагонист может быть очень симпатичным и баснословно богатым. Более того, изрядно помотав главной героине нервы, антагонист может даже спасти ее репутацию и даже жениться на ней, как это происходит в классическом романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Кто мистер Дарси для Элизабет Беннет, провинциальной закомплексованной девушки из небогатой дворянской семьи? Очень притягательный, но все же сноб, который отговаривает своего друга жениться на сестре Элизабет, тем самым разрушая мир главной героини.
И кто мистер Дарси после этого? Идеальный антагонист. Несмотря на весь ум, красоту и энергичный характер, без мистера Дарси шансы на хэппи-энд для Элизабет крайне малы. Или она покорит его и выиграет или же упустит и проиграет все.
Правило № 1
Антагонисту вовсе не обязательно быть человеком, но он должен иметь физическое воплощение в реальном мире
Существует мнение, что герои-антагонисты всегда должны быть людьми, иначе будет неинтересно. Некоторым сценаристам удалось создать целый сериал или франшизу без человека-антагониста.
Например «Доктор Хаус». В первом и третьем сезонах, для подстраховки, авторы сериала вводили антагониста-человека (спонсор больницы Воглер и детектив Триттер), но вскоре убедились, что антагонист со стороны в сериале не нужен.
Хаус борется с человеческими болезнями, а родители его пациентов и его начальница Кадди с Уилсоном всячески мешают его борьбе. Они лишь периодически играют в команде антагониста— недуга, который грозится убить пациента.
Обратите внимание, как тщательно всегда выстроен образ болезни — поначалу врага даже не определить, он неизвестен или же прикидывается чем-то другим — как, например, это было в серии «Все внутри» (сезон 2, эпизод 17). Мальчик по имени Ян попадает в больницу с безобидным диагнозом: у него подозревают пищевое отравление. Затем у мальчика отказывают почки, родители рыдают (они так напуганы, что будут бунтовать против Хауса только в конце истории), команда в растерянности, Кадди в гневе, но Хаус борется не с ними, а с болезнью.
Почему сериал держался так долго? Прекрасная идентификация главного героя, при этом почти в каждом эпизоде Хаус подтверждает свой статус уникального героя, борца за человеческие жизни.
— Саурон, против которого сплотились все герои Средиземья (вселенная «Властелин колец»).
— Робот из будущего, который охотится за Кайлом Ризом и Сарой Коннор (вселенная «Терминатор»).
— Ксеноморф (вселенная «Чужих»).
— Марс (х/ф «Марсианин»).
— Инопланетяне («Знаки», «Секретные материалы» и прочее).
— Хищник.
Ну, или просто — демоны, злые духи, играющие с людьми, как это было в сериале «Твин Пикс».
Правило № 2
Антагонист должен быть ограничен в действиях правилами физического мира
Любой сценарий — это не что иное, как игра, в которую автор должен втянуть вначале продюсеров, затем режиссера, затем всю съемочную команду и уж все вместе они должны вовлечь туда зрителей. Как только авторы начинают создавать свое игровое поле, они определяют , по каким правилам будут играть его герой и злодей-антагонист с его группой поддержки.
Идея добавить в «Твин Пикс» Боба, воплощение пороков Черного вигвама, возникла у авторов сериала совершенно спонтанно, когда дизайнер сцен Фрэнк Сильва случайно попал в кадр в финальной сцене пилота «Твин Пикс».
Сюжет сериала при желании можно свести к следующему: светлая девушка Лора Палмер боролась с Бобом до последнего и умерла, не впустив его в себя, все же попав при этом на территорию духов — в Вигвамы. Сюжет этот — бродячий. Феи, призраки, духи болот, лесов и озер — кого только ни обвиняли в похищении людей. Похищенные исчезли бесследно, похитители растворились в тумане. Интересно? Нет.
У зла должно быть физическое воплощение. Возьмем, к примеру, «Властелина колец». Несмотря на то, что от Саурона, злого гения Средиземья, осталось одно око, он тоже имеет физическое воплощение в нашем мире и подчиняется его правилам. При всей мощи хозяина, око остается на одном месте, лишь направляя волю своих приспешников.
Одна из причин, почему фильмы и сериалы про зомби и вампиров имеют такой колоссальный успех, в том, что зло здесь четко ограничено рядом правил. У зомби и вампиров есть своя «инструкция» к действию. Вампиры пьют кровь, зомби пожирают плоть, превращая живых в себе подобных. Аудитории нравится, когда «зло» подконтрольно.
1. Боб может переходить из носителя к носителю. Этого антагониста авторы сериала могли бы эксплуатировать хоть 10 сезонов.
2. Эффект «зазеркалья»: у доброго Майка — злого Боба из Вигвамов есть двойники в реальном мире: Бобби Бригз и Майк Нельсон.
3. Боб ограничен в нашем мире — он может влезть в человека только с его согласия.
Если бы подобный сюжет попал в руки «предприимчивому» режиссеру промышленного масштаба, которыми кишмя кишит киноиндустрия, он бы пошел на компромисс с перепуганными продюсерами канала ABC, успокоил их и продолжал бы лепить мистическую «Санта-Барбару» еще несколько сезонов.
Правило № 3
Личное противостояние работает на идентификацию
В древних былинах, кельтском и скандинавском эпосе часто использовался следующий прием. Герой встречает своего противника и начинает перечислять его «заслуги»: он сделал то-то и то-то, разгромил такого-то, разорил деревни, сжег дома бедных селян, пустил малых детей по миру. На первый взгляд, это нужно, чтобы аудитория знала с насколько гадким злодеем приходится иметь дело честному герою. На самом деле все немного сложнее.
Чего же таким образом могут добиться авторы истории?
2. Главный герой заявляет антагонисту и всему миру, что он в силах побороть его.
Правило № 4
Герой в созданном автором мире может достичь лишь той вершины, до которой добрался его антагонист
Скромный лейтенант Коломбо в помятом плаще ездит на дряхлом Пежо и ведет расследование, в то время как его антагонист совершенно спокоен. Он уверен, что замел все следы, перехитрил систему правосудия. Но Коломбо обязательно найдет улику, изъян в броне антагониста и изобличит убийцу. А дальше? Дальше Коломбо вызывают расследовать другое дело.
Его победа только в раскрытии преступления. Коломбо даже не повысят, потому что без повышения уже можно обойтись. Герой в данном случае одержал верх, дело закрыто. То же самое и в случае с пациентами Хауса: ему больше ничего не полагается, даже избавление от боли в ноге. Но ответ на загадку доктор Хаус получить просто обязан, даже после смерти пациента.
Рассмотрим самую высокую вершину, на которую может взобраться герой и при каких условиях это восхождение возможно.
Люк Скайуокер — скромный парень, живет на ферме своего дяди на пустынной планете Татуин. Он бесконечно далек от императора Палпатина, Дарта Вейдера и их политических игр. Но вот на ферму дяди Люка попадают дроиды C-3PO и R2-D2 и те просят Люка отвести их к Оби-Вану Кеноби, который живет по соседству. По чистой, казалось бы, случайности, Люк Скайуокер оказывается втянут в самый эпицентр войны между галактической Империей и остатками Республики.
Как только мы узнаем, что Люк — сын Дарта Вейдера, нам становится понятно, что наш герой может достичь всего: как возглавить сопротивление, так и перейти на сторону императора и даже свергнуть его.
Герой должен обладать силами достаточными, чтобы сражаться и победить своего противника. Ни больше, ни меньше.
Отсюда и правило № 5
Антагонист определяет размах истории
Что бы делал Люк Скайуокер, если бы он жил во времена расцвета Республики? Мирно жил своей жизнью, возможно, стал бы джедаем, а может и нет. В любом случае, ценность героя без убедительного злодея — равна нулю. В камерной истории, вроде, «Служебного романа» вполне подойдет такой антагонист, как Самохвалов.
Будет ли ваш фильм философской низкобюджетной притчей или эпической сагой длиной в 10 фильмов — все, чего может достигнуть наш герой определяется антагонистом, потому что рано или поздно им придется сойтись лицом к лицу, в том самом архетипическом поединке и герой должен победить даже ценой смерти.