Главная / Практика / Мастер: Франсуа Озон

Мастер: Франсуа Озон

Продуктивность: по фильму в год

Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и прекрасна» (2013) / Фото: Mongrel Media
Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и прекрасна» (2013) / Фото: Mongrel Media

Вот уже двадцать лет Франсуа Озон остается одним из самых ярких режиссеров французского и европейского кино, любимцем киноманов всего мира и обязательным участником главных кинофестивалей (где его, впрочем, обычно обделяют призами). Фильмография Озона обширна и многообразна. По продуктивности он стоит в одном ряду с такими режиссерами-стахановцами, как Вуди Аллен и Ким Кидук, стабильно выпуская по фильму в год (недавний «Двуличный любовник» — это уже семнадцатый полный метр Озона). В отличие от родной Франции, в таких странах, как Канада или Япония, его картины прокатываются с большим успехом, так что там же удается найти и инвесторов. Но будь вложения больше, признается Озон, он бы снимал и по два фильма в год.

Франсуа Озон на съемках фильма «Франц» (2016) / Фото: Mars Films 
Франсуа Озон на съемках фильма «Франц» (2016) / Фото: Mars Films

При этом говорить о единой режиссерской манере трудно, поскольку автор постоянно стремится к стилевому эксперименту: начинал он как бунтарь и разрушитель табу, но вскоре стал охотно работать с традициями и канонами, обращался к стилистике кинематографического барокко, но снял и целый ряд скромных камерных картин. Невозможно вычленить и какой-либо типичный для режиссера жанр, потому что его фильмы — это почти всегда парадоксальная смесь из драмы, комедии, мелодрамы, триллера и пародии. Тем не менее авторство любой ленты Озона опознается без труда. Выделим некоторые наиболее характерные особенности его творческого почерка.
 

Нелинейная драматургия

Кадр из фильма «5x2» (2004) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «5×2» (2004) / Фото: Mars Films

Как и полагается режиссеру, вышедшему из 90-х, Озон смело экспериментирует с драматургией. События его картин часто показаны нелинейно. Возможно, самый известный пример — реверсивная драматургия фильма «5×2», где в нескольких эпизодах режиссер показал в обратном порядке историю любви: от развода к знакомству. В других картинах, например, в «Криминальных любовниках», действие то и дело прерывается флешбэками или флешфорвардами, позволяющими с неожиданной стороны раскрыть характеры и историю. А дебютный «Крысятник» начинается сценой, которая хронологически расположена ближе к концу. Правда, потом выясняется, что сцена эта была вымыслом.

Кадр из фильма «В доме» (2012) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «В доме» (2012) / Фото: Mars Films  

Вообще грань между реальностью и фантазией или сном у Озона часто стерта. Невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, происходили ли в действительности криминальные события «Бассейна» и где заканчиваются галлюцинаторные видения «Двуличного любовника». Героиня «Под песком» выдумывает встречи с мужем, не желая признавать его исчезновение. Персонажи «Франца» сочиняют собственное прошлое, чтобы примириться с его реальным трагизмом. Наконец, «В доме» целиком посвящен теме переклички реальности и вымысла — главный герой выдает наблюдения за людьми за свои литературные сочинения, прекращая в итоге отличать одно от другого.
 

Скромное обаяние буржуазии

Кадр из фильма «Новая подружка» (2014) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Новая подружка» (2014) / Фото: Mars Films 

Озон — уроженец Парижа и выходец из благополучной интеллектуальной семьи среднего класса. Персонажи его фильмов соответствующие. Чаще всего это типичные представители буржуазии, которых режиссер рисует то с оттенками иронии и даже насмешки, то с состраданием. Характерный для Озона сюжет предполагает, что в банальную жизнь героя вмешивается некое экстраординарное, шоковое обстоятельство: от друга-трансвестита до ученика-вуайериста, от исчезнувшего мужа до летающего младенца, наконец, от любви до смерти. Подобные вещи становятся своего рода импульсами к тому, чтобы герой преодолел навязанные табу и обнаружил в себе то, о чем раньше и помыслить не мог. По словам режиссера, это самый верный способ обретения собственного я. А самоидентификация, пожалуй, — ключевая тема его работ. Об этом говорит и такой характерный для Озона кадр — камера плавно наезжает на спину героя, и, когда он наконец поворачивается, мы видим совсем не то, что ожидали увидеть.
 

Гомосексуальность

Кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Фото: Mars Films

Если вы гомофоб, то кинематограф Франсуа Озона определенно не для вас. И сам режиссер — открытый гей, и тема однополой любви, а также различных сексуальных девиаций присутствует у него постоянно и абсолютно гармонично. Впрочем, она редко выходит на первый план, потому что для Озона не существует особой разницы между гетеросексуальными и однополыми отношениями — люди в любом случае могут быть как счастливы, так и несчастливы вместе. Сам режиссер по поводу гей-мотивов своих картин говорит: «Я никогда не занимался чисто гомосексуальными темами, всегда — бисексуальными. Женщины меня интересуют не меньше, чем мужчины, — смотря какие».
 

Филогиния

Франсуа Озон и Шарлотта Рэмплинг на съемках фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features
Франсуа Озон и Шарлотта Рэмплинг на съемках фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Как это часто бывает в случае режиссеров-гомосексуалов, Озон — знаток тайн женской души. Лишь в некоторых его картинах главные роли исполняют мужчины («Капли дождя на раскаленных скалах», «Время прощания», «В доме»), чаще же предпочтение он отдает предпочтение прекрасному полу. Женщины Озона самые разные: величественные, жалкие, обольстительные, смиренные, чувственные, фригидные, простые, экстравагантные, вызывающие отвращение или сострадание. При таком диапазоне не удивительно, что в его картинах переиграли почти все выдающиеся актрисы Франции и, отчасти, Европы, вне зависимости от их статуса и возраста. Своим альтер-эго Озон называет англичанку Шарлотту Рэмплинг, которой он помог вернуть былую популярность после многих лет неудач. Он открыл дарования Людивин Санье и Марины Вакт. И он же с неожиданной стороны показал талант Валерии Бруни-Тедески, которая как-то даже обмолвилась, что «в фильме Озона чувствуешь себя, как на портрете в раме».

Кадр из фильма «8 женщин» (2001) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «8 женщин» (2001) / Фото: Mars Films

Конечно же, самый примечательный в плане актерского состава фильм Озона — «8 женщин». Каждая роль здесь — это не только яркий выразительных характер, подчеркнутый цветом и нарядом, но и целая эпоха. Озон специально подобрал актрис так, чтобы они олицетворяли определенные вехи в истории французского кино: Даниэль Дарье — 30-40-е годы, Катрин Денев — 70-е, Фанни Ардан — 80-е, Изабель Юппер — 90-е, Людивин Санье — современность. Сами актрисы после съемок признавались, что редко встречали столь тщательную организацию съемочного процесса и столь трепетное отношение, как у Озона.
 

Вода и бессознательное

Кадр из фильма «5x2» (2004) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «5×2» (2004) / Фото: Mars Films

Хотя действие фильмов Озона в основном разворачивается в городе, его излюбленная и обязательная локация — морской берег. Такой пейзаж встречается в большинстве его картин и очевидно имеет символическое значение. Как объясняет сам Озон, для него вода и море — это необузданная, непредсказуемая, загадочная и даже опасная стихия. Идеальная метафора бессознательных инстинктов человека, которые, как правило, движут героями картин режиссера. Вглядываясь в море, персонажи как бы вглядываются в себя, приходя к необходимости кардинальных перемен в жизни. Потому и подобные «пляжные» сцены обычно связаны с узловыми моментами историй.
 

Зеркала и отражения

Кадр из фильма «Двуличный любовник» (2017) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Двуличный любовник» (2017) / Фото: Mars Films

Элемент стиля, который Озон, возможно, позаимствовал у одного из своих любимых режиссеров, Райнера Вернера Фассбиндера, — игра с зеркальными поверхностями. Во всех фильмах Озона обязательно встречаются кадры, где героя мы видим именно благодаря отражению в зеркале или в стекле. Такие кадры могут играть роль пауз в повествовании или фиксировать особенно драматичный, переломный момент в судьбе героя. Также отражения эффектно подчеркивают постоянные мотивы творчества Озона: ломкость судеб, неуловимость мгновения и иллюзорность бытия.
 

Постмодернизм

Кадр из фильма «Тристана» (1970) / Фото: Mercurio Films S.A.

Кадр из фильма «Тристана» (1970) / Фото: Mercurio Films S.A.

Кадр из фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Франсуа Озон называет себя «кинематографистом постмодернистского направления». И действительно, в его картинах отсутствует четкое жанровое разделение, нет ценностной иерархии, легко сочетаются приметы «высокого» и «низкого» искусства, а также активно эксплуатируется кинематографическое наследие в виде ироничного обыгрывания штампов, введения различных отсылок и прямых цитат. На последнем остановимся чуть подробнее. Некоторые фильмы Озона буквально сотканы из других картин. Самый яркий пример — «8 женщин». Фильм в общем стилизован под техниколоровские китчевые мелодрамы Дугласа Сирка. Образы героинь отсылают не только к отдельным эпохам, но и к конкретным культовым киногероиням: Фанни Ардан — это Рита Хейуорт из «Джильды», а Эммануэль Беар — Жанна Моро из «Дневника горничной». Столь же «цитатен» и «Бассейн», где Озон буквально воспроизводит кадры из «Тристаны» Луиса Бунюэля и «Персоны» Ингмара Бергмана. Так режиссер не только провозглашает свои культурные ориентиры, но и выстраивает интертекстуальный диалог с классическими образцами мирового кино.

А какие еще стилистические черты фильмов Франсуа Озона кажутся вам интересными? Пишите в комментариях и до встречи на tvkinoradio.ru.
 


Обложка: кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Mars Films

 

Еще по теме

Кино как труд: пять вещей, которые вы узнаете «От первого лица»
01. Как создаются фильмы — этап за этапом Dewar’s Powerhouse...
Как это снято: «Лифт на эшафот»
Драматургия: нуар с нетипичной героиней Идею для своего первого полнометражного игрового...
Как вести себя в прямом эфире: правила радиоведущего
Каждый радиоведущий должен знать, что, где и когда нажать, чтобы...
сериалы фэнтези
Лучшие фэнтези-сериалы, которые увлекут вас в волшебные миры
Фэнтези-сериалы предлагают нам погружение в удивительные и волшебные миры, наполненные...
3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом
Авторский сценарий Трейлер фильма «Убийство священного оленя» (2017) Вообще, сценарии так...
актеры уехавшие из россии
Какие актеры уехали из России после начала спецоперации в 2022 году?
С началом спецоперации жизнь многих людей поделилась на до и...
Где и как снимали сериал “Ивановы-Ивановы”
Проект канала СТС добился поставленной цели. Он смог заинтересовать аудиторию,...
15 фильмов 74-го Венецианского кинофестиваля: Аронофски, дель Торо, Кешиш и Клуни
Фильм открытия «Короче» (Александр Пейн; США) В этом году в Венеции почти...