Главная / Практика / Идентификация: ключ к успеху любого фильма

Идентификация: ключ к успеху любого фильма

Зритель приходит в кинотеатр, чтобы приятно провести время. Его интересует, достаточно ли масла в попкорне, не загораживает ли экран впереди сидящая парочка и не придется ли бежать за газировкой еще раз, прежде чем пойдут финальные титры.

Заставить зрителя выпрыгнуть из кресла, чтобы он сам срочно забрался в доспехи и пошел на Мордор войной, — это задача сценариста и продюсеров, причем на 60% за это отвечает сценарий. К сожалению, мы живем в мире, где каждый второй сценарий в производстве необходимо вернуть на доработку. И Голливуд здесь, увы, не исключение.

Хорошо разработанная идентификация — страховочная сетка для любого проекта, гарантия, что ваш фильм будет воспринят если не на ура, то хотя бы не в штыки, а критики напишут: «Несмотря на отдельные погрешности, в фильме что-то есть, он цепляет». Идентификация — это золотой ключик, который откроет вашему проекту путь к самым престижным грантам и премиям мира.

Что же конкретно включает в себя понятие идентификации?

Слово «идентификация» происходит от латинского «уподоблять, отождествлять». Выражаясь просто, вы должны уговорить зрителя (вынудить, убедить, соблазнить) влезть в доспехи или скафандр вслед за героями вашей истории. От того, насколько зрителю понравится быть в доспехах, скафандре и прочем обмундировании, зависит успех вашего фильма и его будущее.

Идентификация — дама крайне чувствительная и обидчивая. Если не уделять ей должного внимания, она способна превратить ваш проект в серую мышку.  Зрители не заметят и не оценят по достоинству даже самые классные повороты сюжета и дорогущие спецэффекты. А критики ваш проект просто не примут всерьез. Плохая идентификация — причина провала любого высокобюджетного фильма.

У идентификации свои правила, и игнорировать их — себе дороже, уж поверьте. Куда проще до начала съемочного процесса, до того, как все закрутится и за каждый день простоя нужно будет выкладывать деньги, — убедиться, что идентификации уделено все внимание, которого она, поверьте, заслуживает. Все, что вам для этого потребуется на этом этапе — ручка, блокнот и немного времени.

Вооружились?

Правило № 1

Начинать борьбу за сердца зрителей необходимо еще до того, как ваш герой появится в кадре

Это даст зрителю чувство вовлеченности. Персонаж уже будет ему знаком.

Пусть сосед вашего героя расскажет, как тот снял котенка с дерева, немного пострадав во время своего подвига. Пусть на героя наорет жена. Выбирайте то, что будет работать на историю.


Великан Хагрид, рыдая, передает Дамблдору спящего малыша Гарри.

Макгонагалл: Альбус, вы думаете это разумно — оставлять Гарри у этих людей? Я наблюдала за ними весь день. Они самые худшие маглы на свете.

Дамблдор: Это единственная семья, что есть у мальчика.

Макгонагалл: Мальчик будет знаменит. В нашем мире не будет ребенка, который не будет знать его имя.

Цитата из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Короткий обмен репликами, а зритель уже в курсе, что Гарри сирота, будет жить среди худших маглов, которые есть на свете, и что его имя будет знать каждый ребенок. Идентификация Гарри Поттера начинается раньше, чем камера берет крупным планом малыша с необычным шрамом в виде молнии на лбу.

Все во внешности героя должно работать на историю.


«Возможно, именно жизнь в темном чулане привела к тому, что Гарри выглядел меньше и слабее своих сверстников. К тому же он казался еще меньше и тоньше, чем был на самом деле, потому что ему приходилось донашивать старые вещи Дадли, а Дадли был раза в четыре крупнее его, так что одежда висела на Гарри мешком. У Гарри было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся — Дадли сломал их, ударив Гарри по носу».

Цитата из книги «Гарри Поттер и философский камень»,
Дж. Роулинг

Внешность Гарри Поттера — не очень высокий, худощавый, бледный мальчик с ярко-зелеными глазами и непослушными волосами. Каждая деталь работает на историю.

Если внимательно просмотреть первую часть фильма, мы с легкостью обнаружим почти все вышеперечисленные детали.

Примеры физиологического фона (состояние персонажа):

  • герой хромает;
  • у него шрам на лбу в виде молнии;
  • у него производственная травма;
  • он не ел третьи сутки;
  • он пышет здоровьем и делает отжимания в перерывах между тестами своего изобретения.

Примеры эмоций персонажа:

  • герой разочаровался в своем творении;
  • устал, рад, возбужден;
  • ему очень плохо жить у тетки, но у него больше никого нет;
  • умирает от нетерпения протестировать свое изобретение;
  • его распирает гордость за творение рук своих;
  • или он вообще не помнит, как его зовут, как он оказался в этой квартире и к чему ему вообще эта машина посреди комнаты.

Внешние обстоятельства:

  • герой выиграл в лотерею;
  • проигрался в казино;
  • едет знакомиться с родителями любимой;
  • его запирают в чулане в наказание за волшебство;
  • героя лишили финансирования, и у него остаются считанные часы на доработку проекта.

Все это скажет зрителю куда больше, чем дополнительный персонаж, который войдет в кабинет к главному герою и примется бубнить: «Какой же ты молодец, тебя лишили финансирования, но ты не сдаешься, продолжаешь работать, хоть глаза у тебя уже красные и на ногах ты еле стоишь…». В этом случае, как говорит Александр Митта, «мы теряем энергию фильма».

Если бы к Гарри Поттеру подошел сосед и начал бы его жалеть: «Ах ты, бедный, несчастный, у тебя больше никогошеньки нет…» — мы не просто потеряли бы энергию, но сделали нечто хуже. Мы бы вызвали раздражение у нашего зрителя.

Он и так видит, что с мальчиком обращаются ужасно. Все в кинотеатре ждут, как же нашему герою удастся выкрутиться из сложившейся ситуации, а длинный разъяснительный диалог отвлекает, раздражает, потому что задерживает интересное действие.

На этом последствия одного неуместного диалога (монолога) не заканчиваются — мы к тому же нарушаем стиль нашего фильма. На таком «проколе» мы теряем половину заработанных очков! Считайте, что именно на этом месте большинство зрителей покинули вашу вселенную и задумались, чего это они вдруг нацепили на себя дурацкую мантию волшебника, влезли в чужой скафандр или добровольно надели на себя громоздкие тяжелые доспехи.

Правило № 2

Первое впечатление очень важно

Первая экспозиционная часть действия должна содержать минимальное количество слов и больше действия. Здесь нам помогут зрительные, звуковые детали.

Итак, Гарри Поттер, известный всем и каждому мальчик со шрамом. Почему мы говорим о нем? Все очень просто — Джоан Роулинг провела виртуозную работу по идентификации персонажа.

Идентификации много не бывает.

Писательница уделяет ей почти половину своей повести, и это превосходно работает! Она настолько скрупулезна, что сценаристу Стивену Кловзу оставалось лишь по возможности точно перенести ее наработки в сценарий.

И что из этого вышло? Каждый фильм о мальчике со шрамом принес его создателям около миллиарда долларов. В общей сложности франшиза заработала более 8,5 миллиардов долларов. И заметьте, никаких захватывающих погонь на Феррари и красоток в бикини.

Отсюда вывод — при минимальном вложении идентификация гарантировано окупится.

Насколько хорошо? Это уже зависит от качества вашей истории, от сценария, актеров и режиссера. Кстати, серия о Гарри Поттере сменила четырех режиссеров, но это никак не отразилось на кассовых сборах. «Раскрученная франшиза, реклама и дорогущие спецэффекты», — скажет скептик.

«Превосходно разработанные персонажи и на славу адаптированный сценарий», — ответят профессионалы. Ну, а реклама и хорошие, а главное — уместные, спецэффекты еще никому не мешали.

Идентификация главного персонажа только в первой книге «Гарри Поттер и философский камень»:

  • Гарри сирота;
  • у Гарри убили родителей;
  • внешность персонажа четко описана;
  • Гарри не любят его дядя и тетя. Они с ним не считаются. Чтобы мальчик не делал, они им недовольны;
  • их сын Дадли, кузен Гарри постоянно третирует мальчика и издевается над ним;
  • даже фамилия Гарри противопоставляет его Дурслям. Да, он вынужден жить и мириться с ними, но он никогда не станет частью их семьи;
  • Гарри очень одинок, с ним не дружит никто в классе, потому что боятся Дадли и его друзей хулиганов;
  • Гарри живет в чулане, хотя спальня для гостей пустует;
  • у Гарри нет даже своей одежды и игрушек — он все донашивает за кузеном Дадли;
  • о дне рождения Гарри никто не вспоминает;
  • Гарри даже не разрешают смотреть телевизор;
  • вместо развлечений (зоопарка, кино) Гарри оставляют у соседки кошатницы миссис Фигг.

Правило № 3

Идентификация вдыхает в нашего героя жизнь. Любая мелочь в идентификации героя — на вес золота

Мы знаем, что родители Гарри погибли от рук лорда Воландеморта. Нам это сообщает Хагрид где-то на 25 минуте фильма. Мы сочувствуем Гарри, ведь все говорит о том, что он парень неплохой. В финале Дамблдор сообщает, что любое прикосновение к Гарри причиняло лорду Воландеморту нестерпимую боль, потому что мама мальчика, спасая сына, наложила на него древнее заклинание, защищающее от любых злых чар. Никто не кричит «Что за бред!» именно потому, что сценарий подготовил нас к такому повороту событий еще в самом начале. Мы воспринимаем объяснение Дамблдора как должное. Потому что из пункта А вытекает пункт Б.

Все, что зритель узнает о герое в конце, будет убедительно лишь в том случае, если его подготовят в первой части истории.

Кто-то может сказать: «Это же сказка, фэнтези». Так вот, в кино не бывает сказок. Бывают лишь убедительно рассказанные истории. И чем больше внимания вы уделите идентификации героя, тем у вас больше шансов убедить зрителя в том, что он не зря потратил деньги на билеты. Тем выше ваши шансы на продолжение истории, сиквелы, приквелы, ремейки — то есть, рай для кинопродюсеров.

Хотите поведать зрителю о том, как ваш главный герой скучает по маме — не тратьте слов. Пусть он промурлыкает пару строк из колыбельной, что она ему пела в детстве, трогательно глядя на ее фотографию.

Это убедит зрителя куда больше, чем двухстраничный монолог.

На уровне доработки сценария также важна внутренняя логика персонажа.

Давайте представим себе такой сценарий развития событий — Рон Уизли с братьями прилетает на стареньком форде, чтобы вытащить нашего героя из плена у Дурслей, а Гарри подходит к окну и заявляет: «Рон, лети прочь, меня наказали, и я должен оставаться под домашним арестом. И я останусь, потому что я хороший мальчик». Мы вроде лепим из Гарри хорошего героя, почему бы ему так не заявить?

Но ведь это заявление нарушит внутреннюю логику персонажа!

Гарри не вялый, глупый мальчуган, иначе бы остался в доме у Дурслей, еще когда Хагрид сообщил ему, что тот зачислен в школу волшебства.

Дурсли были категорически против. Послушный и несамостоятельный ребенок бы сказал: «Тетя Петуния и дядюшка Вернон не отпускают меня, поэтому извините, я не могу ехать ни в какой Хогвартс». Все, мальчик хороший и послушный, но история забуксовала, дело закрыто, до свидания франшиза.

Почему? Потому что в сценарии допущено что-то, что нарушило внутреннюю логику персонажа. А сделанного, как известно, не воротишь. По крайней мере, такой прокол исправить очень сложно.

Куда проще дать просмотреть и вычитать сценарий специалисту, во избежание вот таких вот ляпов, которые лишат проекта достойного будущего и кассовых сборов.

Об идентификации в сиквелах, приквелах и спин-оффах читайте во второй части статьи.