16 советов Ханса Циммера для кинокомпозиторов
1Любите то, что делаете
Я никогда не думал о том, чем я занимаюсь, как о карьере. Я не написал ни одной ноты только лишь ради денег. Я всегда просто хотел заниматься любимым делом, поддерживать своих друзей и, по большому счету, никогда не взрослеть. Я играю музыку — это все, что я делаю.
2Проводите время с лучшими
Я ужасно учился в школе и мне не удалось закончить университет. Я как-то сразу занялся музыкой. Мне удалось устроиться ассистентом, разносившим кофе. В первый же день я оказался в одной комнате с Николасом Роугом, которому я до сих пор поклоняюсь как режиссеру, и Стэнли Майерсом, великим композитором. И я видел, как они продумывали решение какой-то сложной сцены. Но важно даже не то, что я наблюдал за их работой, а то, что я просто находился с ними рядом. Я считаю, что начинающему очень полезно хотя бы просто побыть какое-то время рядом с лучшими людьми в своем деле.
3Работа требует времени
Когда я начинал заниматься музыкой, люди работали на звукомонтажных столах Steenbeck и K-E-M. Только спустя какое-то время появился Avid. И поскольку цифровые технологии в работе со звуком чуть опережают цифровые технологии в работе с изображением, я и мои коллеги были первопроходцами, а значит — понятия не имели, как работать со всеми новинками. И поначалу звучало все это просто ужасно. Это я к тому, что научиться с чем-то работать можно только потратив на это время. Я глубоко убежден, что если ты хочешь добиться успеха в чем-то, тебе необходимо потратить на это по меньшей мере десять тысяч часов.
4Осваивайте компьютер
Я довольно плохой исполнитель, но хороший программист. И я постоянно пытаюсь объяснить хорошим музыкантам, желающим стать композиторами, что им нужно учиться работать на компьютере так же усердно, как они практикуются в игре на гитаре или фортепиано. Компьютер — это тоже музыкальный инструмент, и чем виртуознее ты с ним обращаешься, тем лучше можешь с его помощью выражать свои идеи.
5Начинайте с концепта
Начинайте работать над музыкой к фильму с разработки концепта необходимого звукового мира. Максимально сократите звуковую палитру, чтобы не закопаться в тысяче ненужных вам пресетов.
6Отталкивайтесь от себя
Музыка Ханса Циммера к фильму «Интерстеллар» (2014)
На «Интерстелларе» Кристоферу Нолану нужна была тема, которая бы отражала отношения отца и ребенка. И я написал такую тему, думая о своем сыне.
7Не бойтесь ошибиться
Сочиняя, я всегда думаю, какая музыка лучше подойдет для того или иного фрагмента и как глубже наполнить фильм звучанием. И чтобы это понять, необходимо экспериментировать. Поэтому нельзя стоять на месте, нельзя повторяться, необходимо меняться. Никому не нравится, когда кто-то видит твои ошибки. Но ошибки необходимо совершать, если хочешь сделать что-то новое и оригинальное. Имейте мужество эти ошибки совершать.
8Пробуйте новое
Музыка Ханса Циммера к фильму «Король Лев» (1994)
Важно не бояться пробовать что-то новое. Еще и потому, что это помогает находить новые проекты и новых интересных людей. Например, «Король Лев» был для меня важным проектом. Но делал я его по каким-то «неправильным» причинам. Прежде всего, я занялся им ради своей дочери. До этого я делал взрослое кино, а тут мне захотелось сделать музыку для такого фильма, на премьеру которого я мог бы отвести ребенка. И в итоге работа над этим фильмом оказалась удивительно эмоциональным опытом. Я был поражен глубиной мультфильма и своим внутренним откликом на него. Я думал, что писать для мультфильмов легко, но это было сложно именно в эмоциональном плане. Удивительно, что именно благодаря «Королю Льву» мной заинтересовался Терренс Малик и пригласил меня на «Тонкую красную линию».
9Растягивайте границы
Своей самой высокой оценкой я считаю не «Оскар», не «Грэмми», а похвалу перкуссионистов, с которыми мы записывали музыку к фильму «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Это очень профессиональные, опытные люди, игравшие все и на всем, на чем только возможно. И я услышал, как они сказали: «О, это что-то новенькое, такого мы еще не делали». Мне это очень лестно, потому что мои амбиции сводятся к тому, чтобы пробовать что-то новое.
10Работайте со страстью
Музыка Ханса Циммера к фильму «Черный ястреб» (2001)
Помню, как на «Черном ястребе» Ридли Скотта я однажды проработал 72 часа подряд. Никто меня об этом не просил, просто я сам очень хотел сделать что-то экстраординарное, хотел помочь рассказать эту историю каким-то необычным способом. И в этом нет ничего сверхчеловеческого. Это нормальное желание.
11Найдите лучших исполнителей
Мне кажется, что записывающее оборудование и носители не так уж важны. Гораздо важнее исполнители и команда, с которой вы работаете. Не трудно догадаться, что вы получите два совершенно разных результата, если пригласите играть первого встречного и кого-нибудь из лучших музыкантов. Важно, правда, понять, где необходимо задействовать того или иного исполнителя.
12Пространство записи очень важно
Перед записью я всегда изучаю место, где она будет производиться. Пространство, где люди будут играть, так же важно, как и качество инструментов. Мне вообще больше нравится записываться в местах, вроде церквей и усадеб, а не в студиях. Если бюджет не позволяет, то подойдет школьный зал или заброшенный склад.
13Музыка не меняется на записи
Я продумываю звучание в тот момент, когда сочиняю. Так уходит больше времени, но зато сильно упрощает задачу музыкантам на этапе записи. Я не вношу никаких изменений в звучание в студии и не позволяю это делать режиссерам. Запись — это процесс получения необходимого звучания через исполнение, а не переписывание уже сочиненного материала. Нет ничего хуже, чем коллектив скучающих музыкантов, ожидающих, когда кто-то поменяет аранжировку.
14Учитесь слушать
Если вокруг меня собирается несколько музыкантов, — а это могут быть люди самых разных культур, — что первое и самое необходимое, что нам всем нужно сделать? Нам нужно послушать друг друга. От этого идет уважение и симпатия. И только так музыка может стать прекрасной — только если музыканты будут слушать друг друга. В этом и состоит философия музыки — нет правильных и неправильных нот, а есть последовательность нот, которая отражает то, как музыканты взаимодействуют друг с другом. И без умения слушать тут никуда.
15Преодолейте свои страхи
Всю жизнь меня преследует страх сцены. Например, в 2000 году я давал концерт в Бельгии. Вы не представляете, чего мне это стоило. У меня была тысяча отговорок, почему я не могу выступить. Но все-таки я преодолел себя и сделал это. Наверное, именно потому, что это было так страшно для меня, я не смог это не сделать. Причем концерт начался не с той ноты. Что мне было делать? Или разрыдаться на месте, или рассмеяться! Но никто не стал меня ругать, бросать в меня предметы — я ужасно благодарен за это публике. Зато тогда я понял, что нужно относиться к себе проще, нужно уметь смеяться над собой.
16Будьте собой
Нет, вы не можете звучать так же, как Ханс Циммер. Потому что вы — это не я, вы — это вы. И ровно так же я не могу звучать, как какой-либо другой композитор.
Источник: Evan Carmichael, Gear Slutz.
Еще по теме

22 режиссерских совета Алана Паркера
1Никого не слушай Конечно, для режиссера главное быть честным с...

Вышел трейлер фильма «Летучий корабль»
Известная сказка, выпущенная во времена СССР в мультипликационном виде, вот-вот...

«Учебники по операторскому мастерству — это устаревший подход. Лучшая учеба — на съемочной площадке»
Оба оператора работали с режиссером Александром Хантом: Даниил Фомичев —...

Какую роль играет музыка в кино?
Немое кино давно ушло в прошлое — теперь зритель может...
Художник по костюмам: Анна Чистова
От дизайнера одежды к художнику по костюмам в кино Художник...
Как звучит «Джокер»?
В отличие от фильмов-предшественников, новый «Джокер» едва ли с ними...

Символизм в кадре: базовые правила
Линии Когда персонаж на переднем плане частично закрывает собой объект...
Основы создания изображения: что нужно знать, чтобы снимать осмысленно
Самостоятельно изучать процесс создания фильмов, безусловно, трудно, однако не настолько сложно,...