Главная / Практика / 8 правил успешного радиоведущего

8 правил успешного радиоведущего

Полагайтесь на мнение надежных людей

 
Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе в Московской школе радио и телевидения / Фото: Виктор Вытольский​

У меня есть знакомая, к мнению которой я всегда прислушиваюсь и считаю ее своим «негласным преподавателем». Она совершенно искренне могла сделать мне замечание, на которое не решились бы коллеги, чтобы не обидеть. 
 
У вас должны быть люди, которые могут видеть вас без ширмы. Настоящего. Которые знают, как сказать вам «правильные слова», чтобы вы не допускали ошибок. Слова, которые могут быть вам неприятны как ведущему. Эти люди не стремятся вас ранить намеренно, но знают, что жесткое мнение принесет вам только пользу. Если у вас нет такого искреннего, необходимого вам человека, то обязательно найдите его.
 
Если его нет, то вы одиноки и вам нужно срочно искать защиту и помощь, потому что это не то одиночество, которое приносит пользу? благодаря которому рождаются стихи. Увы, это одиночество пустоты. Не заполняйте себя ею.

 

Найдите хорошего редактора

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​
 

Если вы работаете на телевидении, то вторым таким «необходимым человеком», вашим ангелом-хранителем, должен стать редактор «на ухе». Он должен знать все и вся, тем более сейчас, когда под рукой интернет. Если же он не знает тему интервью, и вы не подготовились — это катастрофа и огромный минус вашему профессионализму. А если еще и гость в студии поймет, что вы не в теме, не подготовились, «поплыли», то он вас не пощадит. Почему? Просто потому, что вы назвали себя ведущим и обязаны быть в форме всегда. Это противостояние, «гость — ведущий», будет вечным.

И обязательно ищите своего редактора, который будет вас понимать с полузвука. Это как найти жениха или невесту на всю жизнь! 

 

Стремитесь к многозадачности

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

Умейте читать, говорить и слушать одновременно. Это в первую очередь касается телеведущих. Вам на ухо говорит что-то редактор, вам что-то рассказывает интервьюируемый, вы пытаетесь воспринимать информацию. В такие моменты у вас в голове может быть полный коллапс, в котором вам необходимо разобраться. Это сложно, но необходимо. 

Помогает в этом компания говорливых друзей. Ну, вы знаете, как это бывает, когда за столом сидят несколько человек, и сначала встреча проходит спокойно, но спустя какое-то время становится все шумнее, оживленнее, и уже возникают «перекрестные беседы», когда, перекрикивая остальных, вы разговариваете с человеком на другом конце стола. Именно в этой какофонии вы должны научиться слышать и понимать, кто что сказал, и при этом пытаться говорить самому. 

 

Выберите правильную манеру интервью

 
Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​
  • Скандально, дерзко, на грани фола. Уже не раз доказанная форма и манера ведения. Яркие представители — Ксения Собчак, Леся Рябцева. 
  • Весело,  с юмором. Это не значит, что тебя будут воспринимать как клоуна, боже упаси! Цель в том, чтобы заставить людей улыбаться. Типичные представители этого жанра — это Паша Воля, Иван Ургант и другие. 
  • Искренне. Если вы смотрели MTV «лохматых» годов, то помните эфиры с Туттой Ларсен. Ей все доверяют. У нее очень подкупающая манера ведения. Она смотрит человеку в глаза искренне и не наигранно. Она располагает к себе добротой, искренностью, которыми делится со всеми, кто ее окружает. 
  • Подкупающе просто. К такому типу относится, безусловно, ведущая Ольга Бузова. Но с ней не все так просто. Даже если вы не смотрите «Дом – 2», Бузова, на самом деле, — уникум, и иногда очень прагматичный человек. Она сподвигла многих девочек пойти работать на телевидение. Они думают: «Если она так может, то почему бы мне не попробовать? Неужели я хуже, чем она?» 
  • «Пинг-понг». В свое время этот прием очень умело использовали Ольга Шелест и Антон Комолов. В эфир звонит человек, и вы начинаете перебрасывать его друг другу, используя все, к чему можно прицепиться: его манеру говорить, его имя и так далее. Но звонящий никоим образом не обижается, он весел, доволен и даже счастлив. Грамотно использовать этот прием не так-то просто, и можно скатиться в элементарное хамство, что категорически недопустимо со стороны ведущего.
 

Умейте слушать себя «со стороны»

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

 
Слушать себя — одна из важнейших способностей радиоведущего. А это значит, что вам необходимо записывать свои эфиры и потом анализировать запись. Постоянно думать о том, правильно вы сказали или неправильно. Даже если вы находитесь в компании друзей, всегда старайтесь анализировать, как и что вы говорите. Представьте, как будто вы постоянно в прямом эфире, который не прощает «меканий, беканий, мычаний» и косноязычия.

Всегда записывайте подводки 

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

Когда я был программным директором на радиостанциях и узнавал, что кто-то не пишет подводки под выход в эфир, я реагировал достаточно сурово. 

Подготовка к эфиру — важнейшая часть вашей работы. Вы должны быть стопроцентно готовы ко всему, что может произойти на интервью. При этом никогда не читайте с листа, это будет слышно. Вы должны все, что написали, выдавать в эфир естественно, почти по памяти. Это сродни «импровизации»: когда вы сделаете это правильно и легко, вот тогда вы получаете ни с чем не сравнимый кайф. Это только сначала кажется рутиной, но, когда вы привыкнете, этот драйв почувствуете не только вы, но и слушатели.

 

«Раскручивайте» собеседников

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

В Штатах есть человек, основавший когда-то службу, которая занимается самыми нестандартными историями. После начали появляться все эти реалити-шоу про сложные судьбы и американскую мечту. Откуда взялась эта идея? В конце 60-х появилась мода на интервью. И этому журналисту попался абсолютно тупой неразговорчивый спортсмен, который и говорить-то не умел, только что-то мычал. Журналист понимает, что у него сыпется интервью, это провал, его уволят. И вот он говорит: «Вы знаете, я вообще в детстве был хлюпиком. И все меня били. Но на несколько классов старше учился футболист, и он начал меня защищать. Оказалось, что он всю жизнь мечтал о младшем брате, и я оказался в его роли. Откройте тайну — почему такие люди, как вы, защищают слабых?» И, о чудо, этот спортсмен заулыбался и разговорился. Это интервью стало одной из баек в журналистике.

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

Очень часто к вам в студию приходят ну совсем уж «тугие» товарищи. В таком случае вам нужно их растормошить, иначе интервью провалится. Попробуйте вывести таких людей из своих скафандров и поместите их в зону комфорта, непринужденной беседы. В конце концов спросите перед эфиром: «Вы в детстве песок ели?» — если это человек с чувством юмора, то он ответит: «Конечно, ел!». Старитесь сразу отыскать ключик к вашему собеседнику.

Поэтому время перед интервью — золотое. Именно тогда вы можете понять, кого собой представляет ваш собеседник, и как с ним вести беседу.

В любой непонятной ситуации вас спасет чувство юмора и своя изюминка

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

Невозможно перечислить все чрезвычайные ситуации, с которыми вы столкнетесь во время интервью в прямом эфире. Собеседниками могут быть неразговорчивые, хамоватые, надменные люди. Помните две вещи: у вас должна быть своя изюминка в общении и чувство юмора. Именно они помогут выкрутиться из любой ситуации.

Андрей Чибис, радиоведущий / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Чибис на мастер-классе / Фото: Виктор Вытольский​

Поэтому работайте над собой, читайте всегда и помногу (желательно классику, чтобы повысить свой слог и наполнить багаж знаний), развивайте в себе чувство юмора, учитесь у других и никогда не забывайте, что ведущий — это одна из самых неблагодарных профессий, которая поможет вам, пожалуй, только на начальном этапе. Остального вы должны будете добиваться сами и только своими силами и трудом.

 

  Андрей Чибис 

Теле- и радиопродюсер, ди-джей, ви-джей. Работал на радиостанции «Серебряный дождь», «Русское радио», телеканалах MTV Russia, РЕН ТВ и многие др. С 2014 года — заместитель генерального продюсера и креативный продюсер телеканала ТНТ.
 
 

Материал составлен на основе мастер-класса Андрея Чибиса в Московской школе радио и телевидения.

 

Еще по теме

Как это снято: «Рокки»
Драматургия: Американская мечта с неожиданным финалом Сильвестр Сталлоне Первый «Рокки»...
Как это снято: «Большой Лебовски»
Драматургия: структура нуара, закадр и нецензурная лексика На съемках фильма «Большой...
3 условия хорошей операторской работы на телевидении
Анетт Хаелльмигк почти всю жизнь провела в кино- и видеоиндустрии. Ее карьера началась...
Виртуальная кинематография «Короля льва»
Технологии не стоят на месте. Со времени «Аватара» виртуальная камера...
Как это снято: «Кто подставил Кролика Роджера»
Подготовительный период: сценарий, разработка, кастинг В 1981 году на книжных...
Скоростные эффекты «Форсажа 8»
Процесс проходил под руководством режиссера второй съемочной группы Спиро Разатоса,...
страшные аниме
10 аниме, от которых становится по-настоящему страшно
Мир аниме не ограничивается только яркими приключениями и веселыми историями....
Стэн Уинстон: от «Нечто» до «Терминатора»
Костюмы на Хэллоуин и факультет искусств Стэнли Уинстон родился 7...