15 фильмов Московского кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Фильм открытия
«Красная армия» (Гейб Польски; США, Россия)
Энергичная российско-американская документалка о феномене советской сборной по хоккею. Разбирая причины взлетов и падений одной из самых сильных национальных хоккейных команд в истории, авторы изучают процессы, происходившие в нашей стране, а заодно и русскую душу – как же без неё! Картина стала одним из самых громких событий недавнего Каннского кинофестиваля, а ее выбор в качестве фильма открытия ММКФ лишний раз свидетельствует об экспансии документального кино на крупные киносмотры и изменении роли документалистики в мире.
Основной конкурс
«Бети и Амар» (Энди Зиге; США, Канада, Германия, Испания, Румыния, Эфиопия)
Полижанровая картина-феерия, созданная усилиями кинематографистов трех континентов. Середина 1930-х годов. Эфиопская девушка спасается от нашествия на ее родину войск Муссолини. Убегая, она встречает… космический корабль. А в нем находит… любовь.
«Да и да» (Валерия Гай Германик; Россия)
Долгожданный второй полный метр Валерии Гай Германики. Видимо окончательно оставляя тему разудалой жизни современных подростков, режиссер обращается к мелодраматическому сюжету. Молодая учительница встречает свободного художника, поспешное расставание с которым меняет ее взгляды на мир. Главные роли исполняют Агния Кузнецова и Александр Горчилин, а окружает их сплошь цвет современного искусства: Виноградов и Дубосарский, Пахом и Пузо. Ранее картина была показана в рамках Международного Гонконгского кинофестиваля. Участие же ленты в конкурсе ММКФ кажется неожиданностью, учитывая известное отношение Германики к смотру, пару лет назад выраженное словами: «Ужасный совковый фестиваль…».
«Белый ягель» (Владимир Тумаев; Россия)
Еще одна российская картина в конкурсе нынешнего ММКФ – этнографическая драма о страданиях юного ненца, любви на фоне заснеженных просторов тундры и борьбе с инфернальным волком. Картина снималась в тяжелых погодных условиях под Салехардом, и в данный момент лента все еще находится на стадии пост-продакшна. Участие в фильме приняли актеры со всей Сибири, а также местные ненцы. Худруком проекта выступил Владимир Меньшов.
«Самый опасный человек» (Антон Корбейн; Великобритания, США, Германия)
Третий полный метр голландского фотографа, клипмейкера и режиссера Антона Корбейна, на сей раз пробующего себя в области шпионского триллера, завернутого в оболочку нео-нуара. В центре сюжета – история молодого чеченца, эмигрировавшего из России, но оказавшегося под вниманием немецких и американских спецслужб. В роли чеченца – наш соотечественник Григорий Добрыгин, окружают которого сплошь мировые звезды: Уиллем Дефо, Даниэль Брюль, Рэйчел МакАдамс. Не менее важно и то, что лента стала одной из последних в творчестве Филипа Сеймура Хоффмана.
«Свет очей моих» (Хаки Куртулуш, Мелик Сарачоглу; Турция)
Экспериментальная картина, совмещающая библейские мотивы, экскурс в офтальмологию, турецкий юмор и документальную основу. Лента воспроизводит реальный случай, произошедший с одним из режиссеров – из-за болезни глаз он едва не ослеп. Спасти зрение удалось радикальным курсом лечения – больной провел 40 дней лежа лицом вниз с закрытыми глазами и наедине со своими страхами.
«Братья. Последняя исповедь» (Виктория Трофименко; Украина)
Кино из Украины с притчевым, но сверхактуальным сюжетом. Два брата, привыкшие все делить, ссорятся из-за безделицы. На 40 лет. Как обещают, фильм продолжает традиции украинской школы поэтического кино, во что охотно верится, учитывая, что действие ленты развивается в обстановке гуцульской деревни.
Конкурс документального кино
«Счастье» (Томас Бальмес; Франция, Финляндия)
Одна из самых ожидаемых документальных картин года. Режиссер – Томас Бальмес, автор редкого для документалистики кинопрокатного хита «Малыши». В новом фильме он вновь исследует мир ребенка, на сей раз это 8-летний монах из бутанской деревушки, впервые попадающий в город. Следуя за героем, зритель узнает, что значит впервые увидеть такие диковинные вещи как автомобиль, витрину или туалет.
«Ложь Армстронга» (Алекс Гибни; США)
Картина о знаменитом велосипедисте Лэнсе Армстронге, задумывавшаяся как ода его возвращению в большой спорт после успешной борьбы с раком, а ставшая реквиемом по одной из самых скандальных спортивных карьер. В процессе съемок велогонщик, чемпион мира, 7-ми кратный победитель Тур де Франс признался в использовании допинга, перечеркнув тем самым все свои спортивные достижения. Режиссера Алекса Гибни издание Esquire называет «одним из самых важных документалистов нашего времени».
Программа «Восемь с половиной фильмов»
«Добро пожаловать в Нью-Йорк» (Абель Феррара; США, Франция)
Противоречивая картина, называемая некоторыми критиками одним из главных событий последнего кинофестиваля в Каннах. Вдохновленная похождениями Доминика Стросс-Кана, лента повествует о влиятельной фигуре в мире бизнеса, манипулирующей народами, обуреваемой сексуальными страстями и глубоко несчастной. В главной роли еще один наш соотечественник – Жерар Депардье.
«Бродячие псы» (Цай Минлян; Тайвань, Франция)
Одна из недавних работ Цая Минляна, участвовавшая в основном конкурсе последнего Венецианского кинофестиваля и вызвавшая недоумение даже у видавших виды поклонников тайваньского гения. Лента посвящена будням бедноты, которые больше похожи на галлюцинаторные сказки-головоломки. Одним словом, зрелище столь же необъяснимое, сколь и незабываемое.
Программа «Дикие ночи»
«Захочу и соскочу» (Сидней Сибилиа; Италия)
История в духе Гая Ричи с итальянским колоритом. Разудалая криминальная комедия посвящена дурным последствиям безработицы для людей умственного труда. Многообещающий научный сотрудник попадает под сокращение и, дабы прокормиться, сколачивает преступную группировку для производства наркотиков. После первых успехов все, естественно, катится в тартарары.
Программа «Божественная эйфория»
«Собачье поле» (Лех Маевски; Польша)
Один из главных визионеров современного европейского кинематографа поляк Лех Маевски продолжает удивлять своими фантазиями. Если несколько лет назад в «Мельнице и кресте» режиссер оживлял средневековье на полотне Питера Брейгеля, то теперь он чередует причудливые и шокирующие образы, дабы осмыслить современность. Ожидаются быки, вспахивающие супермаркет, леса, наполненные мертвыми, летающие любовники, а также ответ на вопрос о причинах авиакатастрофы под Смоленском в 2010 году.
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
«Танец реальности» (Алехандро Ходоровски; Франция, Чили)
Автобиографическое полотно чилийско-мексиканского сюрреалиста Алехандро Ходоровски, ставшая его первой картиной за четверть века. Опробуя в фильме собственную теорию избавления от психических травм под названием психомагия, режиссер воссоздает страшную и смешную картину своего детства. Взросление в сердце чилийской пустыни, конфликты со сверстниками, чудачества папы, правоверного сталиниста, пытки, страдания и бегство от них в мир книг, кино и фантазий.
Специальные показы
«Зал Джимми» (Кен Лоуч; Великобритания, Франция, Ирландия)
Последняя работа ветерана британского социального реализма Кена Лоуча, участвовавшая в основном конкурсе недавнего Каннского кинофестиваля. Главный герой – типичный для Лоуча левый активист, открывающий в ирландском захолустье 30-х годов танцевальный зал, сосредоточие жизни мыслящих молодых людей и прикрытие для рабочего движения.
Более подробно с программой и расписанием 36-го ММКФ можно здесь и здесь.