Отечественное кино в номинациях «Оскара»: от музыки и сценариев до дока и анимации
N.B. Ранее мы уже делали подборку советских и российских картин в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». С тех пор к списку еще добавилась «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.
1Лучший документальный фильм
Фильм: «Разгром немецких войск под Москвой» (Леонид Варламов и Илья Копалин, 1942)
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Этот документальный фильм (в США он известен с другим монтажем и под названием «Москва наносит ответный удар») принес советскому кино самый первый «Оскар». Он получил награду в 1943 году, а сама документальная номинация была введена всего лишь за два года до этого, что связывают в возросшей ролью кинодокументалистики в условиях Второй Мировой войны.
В победе советской картины (а она была отмечена одновременно с двумя американскими и одним австралийским доками) можно углядеть элемент конъюнктуры с учетом вынужденного сближения СССР и США, однако очевидно и то, что мимо заслуг наших кинематографистов пройти было невозможно. Фильм снимался под руководством режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина фронтовыми операторами в тяжелейших условиях битвы за Москву. Кроме того, он впервые с подобной силой и остротой демонстрировал ужасы нацистской агрессии и развенчивал миф о непобедимости гитлеровских войск. Картина и сегодня производит впечатление.
2Лучший документальный короткометражный фильм
Фильм: «Жизнь в зоопарке» (1946)
Несмотря на наступление Холодной войны, киноакадемики продолжали проявлять интерес к советской школе кинодокументалистики. В 1947 году на премию среди короткометражных доков даже претендовала лента «Жизнь в зоопарке», о которой, правда, крайне мало информации. По одной из версий на самом деле это переименованный фильм Александра Згуриди «Сила жизни», снятый еще в 1941 году.
3Лучший оригинальный сценарий
Фильм: «Баллада о солдате» (Григорий Чухрай, 1959)
Пронзительная «Баллада о солдате» в 1962 году попала в одну из самых престижных оскаровский номинаций — сценарную. Киноакадемики отметили оригинальную работу Валентина Ежова и Григория Чухрая. Среди конкурентов, кстати, была «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, однако награда ушла Уильяму Инджу, написавшему «Великолепие в траве» Элиа Казана.
4Лучшая музыка к фильму
Фильм: «Хованщина» (Вера Строева, 1959)
В том же 1962 году параллельно со сценаристами на «Оскар» претендовал композитор Дмитрий Шостакович. Его номинировали за аранжировку и кинематографическую редакцию оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Причем тогда это была подкатегория — лучшая музыка в музыкальном фильме. Шостакович уступил композиторам «Вестсайдской истории». Тягаться со сверхпопулярным мюзиклом в США, конечно же, было невозможно.
5Лучшая работа художника-постановщика
Фильм: «Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1965-1967)
«Война и мир» Сергея Бондарчука потрясла весь мир небывалым размахом постановки. В 1969 году она принесла нашему кино первый «игровой» «Оскар». Но за этой победой часто забывают, что также на награду претендовали художники-постановщики и декораторы ленты, от которых во многом зависел академический стиль картины и точное воспроизведение исторического фона.
6Лучшая музыка к фильму
Фильм: «Чайковский» (Игорь Таланкин, 1970)
И еще одна номинация за музыку. Ее в 1972 году получил Дмитрий Темкин, американский композитор российского происхождения. Он покинул страну после революции, но в начале 70-х в связи с работой над советской биографической картиной «Чайковский» получил возможность посетить Москву. Для Темкина эта номинация стала двадцать второй и последней (до этого он четырежды становился обладателем золотой статуэтки). Более того, сам фильм «Чайковский» стал его заключительной киноработой. Фильм, кстати, также номинировался в категории иностранных, но проиграл.
7Лучший документальный короткометражный фильм
Фильм: «Воспоминания о Павловске» (Ирина Калинина, 1983)
Фильм «Воспоминания о Павловске» (1983)
В 1985 году на «Оскар» претендовала эта скромная документальная работа. Она посвящена искусствоведу Анне Зеленовой, посвятившей жизнь Павловскому дворцу-музею. С ним она пережила оккупацию и буквально возрождение из пепла. Увы, после документальные ленты из России на «Оскар» не отбирались.
8Лучший анимационный короткометражный фильм
Фильмы: «Корова», «Русалка», «Старик и море», «Моя любовь» (Александр Петров; 1989, 1996, 1999, 2006)
С конца 1980-х годов на «Оскаре» стала появляться отечественная анимация. При этом больше половины анимационных номинаций — за Александром Петровым, специализирующемся на живописи по стеклу. Четыре его работы претендовали на престижную награду, но больше всего повезло в 2000 году мультфильму «Старик и море».
9Лучший анимационный короткометражный фильм
Фильмы: «Гагарин» (Алексей Харитиди, 1994)
Анимационный короткометражный фильм «Гагарин» (1994)
Между работами Петрова в 90-е годы в номинантах затесался этот трехминутный рисованный мультфильм Алексей Харитиди о приключениях маленькой гусеницы. Однако победу тогда одержал «Уоллес и Громит 4». Тем не менее у «Гагарина» есть «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный мультфильм.
10Лучший анимационный короткометражный фильм
Фильмы: «Уборная история — любовная история», «Мы не можем жить без космоса» (Константин Бронзит; 2007, 2015)
Анимационный короткометражный фильм «Уборная история — любовная история» (2007)
С двумя номинациями на «Оскаре» отметился еще и Константин Бронзит. Сначала, в 2009 году, с трогательной историей любви, а затем, в 2016 году, с настоящей экзистенциальной драмой о космосе и одиночестве.
Обложка: кадр из фильма «Баллада о солдате» (1959) / «Мосфильм»