Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода
1«Зимний путь» (Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 2013)
Трейлер фильма «Зимний путь» (2013)
К дебюту режиссерского тандема Сергея Тарамаева и Любы Львовой «Зимний путь» моментально прилип ярлык «гей-драма». И в общем-то это и вызвало скандал. Наши невинные и ангелоподобные чиновники попытались запретить картину за пропаганду гомосексуализма (в то время как раз был принят соответствующий закон), а в сторону авторов стали проявлять агрессию люди, явно далекие от мира кино. Однако если фильм все-таки удосужиться посмотреть, то даже самый ярый гомофоб убедится в целомудренности истории. Да, герой-гомосексуал там, конечно, есть, однако ни пропаганды, ни пошлости, ни даже сексуальности — нет. Режиссеры в нашем интервью по поводу скандала отметили тревожную политизацию культуры: «Вот ты не хочешь относиться никак к политике, но политика сама начинает интересоваться тобой. Ты говоришь себе, что ты художник, что ты ставишь себе только художественные задачи, а политика говорит, что ты уже связался с ней, просто выбрав такую тему».
2«Метаморфозис» (Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 2015)
Трейлер фильма «Метаморфозис» (2015)
Выходу следующего фильма Тарамаева и Львовой также сопутствовало негодование бдительной общественности. Впрочем, раздуть сколь-либо серьезный скандал не удалось. Надо полагать, из-за смехотворности обвинений. Авторам решили приписать педофилию, потому что картина посвящена (о, ужас!) дружбе аутичного молодого музыканта и девочки лет двенадцати. И вновь всего лишь спокойного просмотра картины достаточно, чтобы убедиться в невинности отношений героев. Чтобы увидеть здесь педофилию, нужно как-то очень сильно этого захотеть, что в свою очередь вызывает вопросы к обвинителям. Кстати, об этой картине мы с авторами тоже общались, и в беседе много интересного именно о природе кино.
3«Матильда» (Алексей Учитель, 2017)
Трейлер фильма «Матильда» (2017)
Случаи «Зимнего пути» и «Метаморфозиса», конечно, кажутся цветочками на фоне ягодок, выросших на благодатной почве «Матильды» Алексея Учителя. Большей истерии кино в новейшей истории России прежде не вызывало и, надеемся, вызывать не будет. Возбуждение блюстителей морали и нравственности на сей раз было спровоцировано тем, что кинематографисты покусились на святое — посмели затронуть личную жизнь Николая II, а именно его добрачные романтические отношения с Матильдой Кшесинской. Скандал начал разгораться за год до релиза на основе только лишь трейлера. В ход противники фильма пустили обращения в прокуратуру, попытки запрета, апелляции к потревоженным религиозным чувствам, угрозы прокатчикам и авторам фильма, нападения, поджоги и взрывы. Отдельные выдающиеся личности даже обещали, что если лента выйдет в прокат, то тут же неминуемо нагрянут всадники Апокалипсиса. И где они?
Досадно, что картина, конечно же, не заслуживает разгоревшийся вокруг нее полемики. И не потому что в ней затронуты какие-то неподобающие темы, а просто потому, что это слабое и безвкусное кино. Ну хотя бы костюмы там выполнены на уровне, о чем подробнее можно почитать в нашем интервью с художником фильма Надеждой Васильевой.
4«Полет пули» (Беата Бубенец, 2017)
Трейлер фильма «Полет пули» (2017)
Традиция скандалов затронула и документальное кино. Режиссер Беата Бубенец сняла в экстремальных условиях военного конфликта на востоке Украины уникальный безмонтажный фильм, то есть состоящий из одного 80-минутного кадра. Было очевидно, что уже из-за своих кинематографических качеств лента вызовет бурную реакцию в ходе премьеры на «Артдокфесте», однако вряд ли кто ожидал, что бурную настолько. В связи с тем, что в фильме показан быт батальона «Айдар», сеансы сопровождались и даже срывались визитами агрессивно настроенных активистов маргинальных движений НОД и SERB. Не очень, правда, понятно, с чего активисты взяли, что кино как-то оправдывает действия «Айдара», а персонажи фильма непременно должны вызывать у зрителя симпатию, но смотреть кино, прежде чем о нем рассуждать, подобная публика не приучена. Срывая показ и угрожая авторам и зрителям физической расправой (в том числе почему-то расстрелами), активисты так и заявляли, что кино не видели. Действительно, зачем?
Любопытно, что примерно схожую реакцию фильм вызвал и со стороны украинских патриотов. Которые вновь смотреть кино не сочли необходимым. Ну братские же народы. Режиссер, кстати, в нашем интервью заметила, что несмотря на срывы показов, агрессию и угрозы продолжает оставаться открытой к диалогу.
5«Праздник» (Алексей Красовский, 2018)
Сцена из фильма «Праздник» (2018)
И самый свежий скандал вокруг еще не готового кино. Картина «Праздник» Алексея Красовского, ранее снявшего «Коллектора», словно бы собрала по-немногу от всех вышеназванных конфликтов. Поводом к травле (гневные посты в соцсетях, разгромные передачи по ТВ, угрозы авторам, заявления в прокуратуру), как в случае «Зимнего пути», стал броский ярлык — «комедия о блокаде». Священный статус темы, подобно «священности» персоны Николая II в «Матильде», предполагает чуткую реакцию. Наконец, как и «Полет пули», «Праздник» потревожил патриотические чувства.
По каждому из этих пунктов обеспокоенной общественности хочется возразить. С каких это пор «комедия» означает плохое/дурное/высмеивающее/глумливое высказывание? Безусловно, современные отечественные комедиографы приучили значительную долю зрителей к тому, что комедия — это обязательно «ржака». Но вообще-то это не так. Более того, жанр комедии не обязательно предполагает веселье, а комедийный смех может быть очень даже грустным (взять хотя бы фильмы Данелии и Рязанова). Да и комедии о войне снимались у нас и во время войны («В 6 часов вечера после войны», «Небесный тихоход») и после («Женя, Женечка и „катюша“», «В бой идут одни старики»). Статус «священности» темы не должен отрицать возможность ее осмысления.
Мировое кино ведь знает примеры того, как в комедийном ключе затрагивались самые болезненные и тоже «священные» военные эпизоды. Скажем, в «Жизнь прекрасна» действие разворачивается в концлагере. Тут скорее встает вопрос вкуса, такта и таланта авторов. Но, опять же, судить об этом можно лишь после знакомства с результатом их труда. К тому же их прежние заслуги сомнений не вызывают.
Наконец, решительно непонятно, каким образом кино, затрагивающее тему наличия у отдельных ленинградцев в годы блокады привилегий, может противоречить патриотизму. Затронут неприятный вопрос? Так у нас вся история из неприятных вопросов состоит. Привилегий не было? Ну, надо быть очень наивным человеком, чтобы отрицать извечный принцип «все равны, но некоторые равнее». Тем более, когда есть факты и свидетельства самих блокадников.
В общем, как бы ни хотелось, но призываем не делать поспешных выводов и лично знакомиться с кино прежде, чем подключаться к скандалам вокруг. Тем более, что практика показывает, что преждевременный скандал никогда не имеет ничего общего с реальным фильмом.
Обложка: кадр из фильма «Метаморфозис» (2015) / Cinema Prestige