Слова

«Любую историю можно уложить в рамки монофильма»

Режиссер первого отечественного монофильма «Коллектор» Алексей Красовский рассказал о специфике драматургии картины с одним актером, плюсах съемок по хронологии, а также о том, как привлечь в малобюджетный проект Константина Хабенского

  • 27 октября 2015
  • 3121
Павел Орлов

Алексей Красовский, режиссер / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
Алексей Красовский, режиссер


— Расскажите, как у вас возникла идея создать картину с одним актером?  

— До нас в этом направлении работал Григорий Константинопольский. В его «Кошечке» было четыре новеллы, в каждой солировал один актер. Сделать в такой же форме полнометражный фильм хотелось давно. На мой взгляд, практически любую историю можно уложить в рамки монофильма. Для этого достаточно выбрать героя, его антагониста и предоставить им интересные обстоятельства.

На съемках фильма «Коллектор» / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
Константин Хабенский и Алексей Красовский на съемках фильма «Коллектор»

В то же время я долго не мог найти героя. Идеи были разные, но ни одна не устраивала в полной мере. Подходящая родилась неожиданно. В поликлинике, где я проходил гастроскопию, мой врач отвлекся на разговор по телефону. Эти секунды, пока я лежал с трубкой внутри, показались мне вечностью. Тогда я подумал: «А что если врачу звонили, чтобы достать меня?». Так появился герой «Коллектора» — человек, который умеет виртуозно выбивать долги. Разумеется, время от времени он наживает врагов. Один из них оказывается таким же изощренным.

— Другие монофильмы служили для вас референсами, источниками вдохновения?

— Я люблю монофильмы, стараюсь смотреть всё, что выходит. Разумеется, я видел и «Лока», и «Гравитацию», и «Погребенного заживо», и «Луну 2112». Равняться мы ни на кого не старались, у каждой картины свои задачи и темы.

— Есть ли у фильма с одним актером какая-то особенность в разработке драматургии?

— Не думаю. Конфликт в «Коллекторе» не сильно отличается от конфликта в любом другом фильме. У нас есть герои, помимо главного: люди, которые ему дозваниваются или стучатся в дверь. Мы просто не показываем этих персонажей, но фильм во многом и про них тоже. Конечно, можно было рассказать эту историю традиционным способом, сталкивая героя с другими людьми в кафе, на улице, ещё где-то. Но самые трудные решения человек часто принимает в одиночестве. Это мы и хотели показать. 

На съемках фильма «Коллектор»
На съемках фильма «Коллектор»

Есть и другой момент. Нами взята за основу, скажем так, неприятная для общества профессия. Как мы шутили, легче было бы рассказать историю человека, который работает на телефоне доверия и спасает самоубийц. С таким героем у нас и проблем со спонсорами бы не было. Выбор коллектора в качестве главного героя для многих равноценен выбору киллера. Но в этом тоже был интересный вызовов — попытаться вызвать симпатию к такому человеку.  

— Почему вы остановились на Константине Хабенском? И что его привлекло в «Коллекторе»?

— Константин Хабенский один из немногих актеров, чьи работы я не пропускаю. Сыграть в одиночку весь фильм — это, конечно, большой вызов, но хорошие актеры обычно не боятся сложностей. Думаю, чем сильнее вызов, тем они активнее на него реагируют. Становится не столь важным, есть ли у вас достаточный бюджет. Если есть история, в которую верите вы и съемочная группа, то скорей всего в неё поверит и актер. Не знаю, каково было Константину играть в одиночку, но мне с ним работалось очень легко. Это актер, который знает текст, знает своего героя, предлагает массу вариантов решения той или иной сцены, является на площадке не только актером, но и твоим помощником и другом.

На съемках фильма «Коллектор» / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
На съемках фильма «Коллектор»

Хотя мы кадровали историю, какие-то решения все равно возникали спонтанно. Вдруг оказывалось, что идея, которую предлагает Константин, интересней того, что придумали мы. Такой момент свободного творчества, импровизация, очень важны даже когда у вас жесткие сроки. 

— Вы проводили репетиции? 

— У нас был один день для репетиций, до этого мы обсуждали роль по электронной почте. С группой готовились дольше.  

— Расскажите подробнее, как проходила подготовка группы. 

— Людей собрать несложно. Трудно было найти деньги (которые мы и сейчас продолжаем искать). Большинство продюсеров волновало, кто будет в главной роли. Просто под сценарий деньги долго не удавалось найти. Несмотря на это, мы продолжали готовиться, искали локацию. Не обошлось без везения. Одна компания, чье название идеально сочетается с нашим фильмом, пообещала предоставить нам всю необходимую мебель. Когда вы нашли пустой объект, хорошая мебель — половина дела.   

— Были сложности с поиском локации?

— Мы искали просторный офис с большими окнами, чтобы ни мы, ни нам никто не мешал. Но главное, чтобы он был нам по карману. Объект искали долго, потому что когда вы говорите, что собираетесь снимать кино, цена сразу же возрастает. То есть если вы издаете, например, порно-журнал, аренда помещения обойдется вам в 100 тысяч рублей в месяц. А если вы снимаете фильм, с вас попросят 100 тысяч в день.

Кадр из фильма «Коллектор» / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
Кадр из фильма «Коллектор»

Киношники воспринимаются как стадо неуправляемых животных, после которых все нужно ремонтировать; что отчасти верно — изнанка кино действительно малопривлекательна. Но в итоге нам вновь повезло. Со съемочной группой мы часто собирались в кофейне, которая была на первом этаже, а над ней были как раз офисы. Я написал письмо в компанию, которая их сдавала, мы встретились. В тот же день я получил добро, что было похоже на чудо, потому что нам выделили не один офис, а целый этаж. Дальше чудеса продолжались, потому что нам совершенно бескорыстно помогали менеджеры и охранники, люди, казалось бы, совершенно далекие от кино, но необычайно участливые.  

— Как проходили съемки?

— Мы сняли фильм за семь ночных смен. Для полнометражного кино это, конечно, сумасшедшие сроки. Но для фильма, в котором занят один актер, это не страшно. Снимали по хронологии, двигаясь последовательно от сцены к сцене. Самые длинные  однокадровые сцены приберегли на финал, их снимали со стедикамом.

— Какие плюсы давала съемка по хронологии? 

— Актер проживает историю вместе с героем. Когда вы снимаете по точкам, вы экономите на перестановках, но можете наврать в эмоциях, если актер не попал.

На съемках фильма «Коллектор» / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
На съемках фильма «Коллектор»

В психологическом фильме это важнее. Если будет ошибка в эмоциях, красивый кадр не спасет. 

— На монтаже при этом приходилось отказываться от каких-то сцен?

— В малобюджетном кино, как правило, не бывает такой роскоши, как лишние сцены. Даже если вам нужно быстро все снять, у вас есть время чтобы подготовиться, пройти все сцены. Тут дольше планируешь, но снимаешь двумя, максимум тремя дублями. То есть больше вкладываешься в подготовку, чем в работу на постпродакшне. 
 
— В чем особенность визуального решения «Коллектора», учитывая, что всё действие происходит в паре интерьеров?

— Мы снимали ночью, поэтому старались работать с локальными источниками света: лампа, торшер, компьютер, телефон. Искали отражающие поверхности.

На съемках фильма «Коллектор» / «Любую историю можно уложить в рамки монофильма»
На съемках фильма «Коллектор»

Небольшой бюджет вынуждал Дениса Фирстова, нашего оператора, постоянно ломать голову, как сделать так, чтобы в кадре было темно, но в то же время можно было разглядеть всё, что нужно.  

— На каком этапе работы вы находитесь сейчас?

— У нас готова первая версия монтажа. Сейчас вносим правки. Потом займемся озвучанием, цветокоррекцией. К концу года, надеюсь, сможем получить устраивающий нас вариант, который можно будет показать всем заинтересованным людям.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4401
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3625
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2845
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1975
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1812
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1665
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее