Надо видеть: любимые фильмы Эдгара Райта
01. «Прокол» (Брайан Де Пальма, 1981)
С гордостью заявляю, что я — большой поклонник Брайана Де Пальмы. В 70-е годы его стиль значительно отличался от таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Мартин Скорсезе, и этому есть объяснение. Его фильмы требовали, прежде всего, созерцания формы. Даже не самые сильные работы Де Пальмы отмечены печатью гения, а его лучшие картины — это образцы чистого кино. В их числе — «Прокол». В этом фильме нет ни одного лишнего кадра. Де Пальма создал аудиовизуальный триллер, где использовал стедикам, полиэкран, зональные линзы и различные сложные оптические эффекты, которые делают историю более захватывающей. Некоторые режиссеры — это прекрасные рассказчики, которые при этом никак не обозначают свое авторство, но Де Пальма, подобно Альфреду Хичкоку, манипулирует аудиторией в своем узнаваемом стиле.
02. «Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
Когда я впервые посмотрел «Бразилию» в конце 80-х годов, у меня было ощущение, будто меня сбил грузовик. Это такое сильное и смелое высказывание, столь радостное в своем эскапизме и одновременно столь сокрушительное в своем нигилизме, что мой подростковый ум разорвало в клочья. Я не совсем понимал смысл увиденного, но аналогов у этого просто не было. Впрочем, ничего подобного «Бразилии» не появилось до сих пор.
03. «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)
04. «Глаза без лица» (Жорж Франжю, 1959)
05. «Голова» (Боб Рейфелсон, 1968)
«Голова» — мой любимый фильм с участием музыкантов. Конечно, есть «Вечер трудного дня» с The Beatles, но «Голова» мне ближе, потому что успех картины был своего рода пирровой победой — она ускорила распад The Monkees. Снят фильм Бобом Рейфелсоном, а сценарий написал Джек Николсон. Проще всего описать его так: The Monkees устали от своего телевизионного образа и пытаются вырваться за его пределы. Сегодня «Голова» — классика кино о рок-музыке.
06. «Подглядывающий» (Майкл Пауэлл, 1960)
Кадр из фильма «Подглядывающий»
07. «Академия Рашмор» (Уэс Андерсон, 1998)
Шедевр Уэса Андерсона, сияющий сегодня так же ярко, как и тогда, когда он только вышел. Статус культовой классики подтверждается огромным числом фильмов, клипов, рекламных роликов и телешоу, сделанных под очевидным влиянием «Академии Рашмор».
08. «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)
«Самурай» — фильм, к которому я возвращаюсь снова и снова. Как и в любом минималистичном кино, чем меньше оно заявляет, тем больше хочется его исследовать. Влияние этого фильма Жан-Пьера Мельвиля можно обнаружить много где. Например, в «Водителе» Уолтера Хилла, в «Леоне» Люка Бессона или в «Драйве» Николаса Виндинга Рефна. Даже несколько сцен моих «Типа крутых легавых» заимствованы из «Самурая». Мельвиль взял классический для японской культуры образ героя-одиночки и «поженил» его с гангстерскими драмами 40-х, а в итоге открыл эпоху нео-нуара. А еще картина потрясает тем, как мало в ней диалогов.
09. «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)
В этом фильме, как и в «Аэроплане», «Американском оборотне в Париже» и «Воспитании Аризоны», я знаю каждую строку. Как режиссер, который начинал с телевизионных комедий, могу подтвердить, что «Это Spinal Tap» — «настольный» фильм любого комедийного сценариста, актера и постановщика моего поколения. А то, что играют в нем американские актеры, изображающие английский акцент, только делает картину ироничнее. В общем, трудно переоценить значение этого фильма. Он стоит в одном ряду с «Житием Брайана по Монти Пайтон». По сути, это часть культурного кода, помогающая определить перспективы творческого сотрудничества. Или вам нравится «Это Spinal Tap», или с вами даже не стоит разговаривать.
10. «Обход» (Николас Роуг, 1971)
Я большой почитатель Николаса Роуга, а «Обход» и «А теперь не смотри» считаю образцами лучшего монтажа в истории кино. Приемы, использованные в этих фильмах, впечатляют даже сегодня. «Обход» — чистая кинематографическая поэзия. Кадры здесь рифмуются друг с другом, рождая по-настоящему гипнотический эффект. В фильме просто фантасмагорический массив изображений, но при этом он сложен в структуру, рождающую гениальный смысл. И «Обход», и «А теперь не смотри» начинаются своего рода увертюрами, задающими тему. Первые пять минут «Обхода» говорят вам все, не говоря ничего — перед нами захватывающий коллаж и одна из величайших открывающих сцен. И что еще лучше — остальной фильм ей соответствует.