Практика

Приемы: Зональные линзы

Предлагаем разобраться в одной из редких, но впечатляющих кинотехнологий: какие эффекты дают зональные линзы и почему работать с ними нужно очень аккуратно

  • 24 июня 2017
  • 3803
Павел Орлов

Что такое зональные линзы?

Зональные линзы
 
Зональная линза (split-focus diopter lens) — это оптическая насадка в виде половины линзы, позволяющая создавать две точки фокусировки в одном кадре — одновременно на объектах переднего и заднего плана. Насадка перекрывает половину объектива (обычно по вертикали, реже — по горизонтали), укорачивая его фокусное расстояние, и тем самым создает в своей половине вторую точку фокусировки.

Зональные линзы


Распространение зональные линзы получили в 1960-е годы. С популяризацией широкоэкранного формата и анаморфотной оптики оказалось, что анаморфотным объективам не хватает глубины резкости. Одни из способов решить эту проблему как раз и стали зональные линзы. Постепенно спектр художественных задач зональных линз увеличился, и они стали творческим инструментом многих режиссеров и операторов. Среди кинематографистов, которые особенно часто используют эту технику, можно выделить Брайана Де Пальму, Квентина Тарантино, Джима Джармуша, Стивена Спилберга и Джона Карпентера.


 

Для чего нужны зональные линзы?


Посмотрим, каких эффектов позволяют добиться зональные линзы.

Фокус. Первостепенная задача зональных линз — поместить в фокус объекты, находящиеся на разных планах. Если эту задачу по техническим или художественным причинам нельзя решить глубокофокусной съемкой, двойной экспозицией или полиэкраном, обращаются к зональным линзам.

Кадр из фильма «Кэрри» (1976)Кадр из фильма «Кэрри» (1976)

Конфликт. Зональные линзы можно использовать для выражения драматического напряжения, создания визуального конфликта. Например, если от одного героя исходит угроза другому и они оба нужны в кадре, но при этом физически находятся слишком далеко друг от друга.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994)Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994)

Коммуникация. Зональные линзы чаще всего используются в диалоговых сценах. Причем за счет естественного эффекта разделения кадра на два плана они позволяют выразить тему нарушенной коммуникации между героями, например, если между ними произошел конфликт.

Кадр из фильма «Париж, Техас» (1984)Кадр из фильма «Париж, Техас» (1984)​

Деталь. Зональные линзы позволяют сделать акцент на значимой детали, выявить важность некого объекта для героя или сюжета.

Кадр из фильма «Бритва» (1980)Кадр из фильма «Бритва» (1980)

Дискомфорт. Как правило, использование зональных линз предполагает специфическое построение композиции, когда один объект находится в одной половине кадра на крупном плане, а другой — во второй половине на среднем или общем плане. Такая композиция сама по себе создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Но еще больше это чувство усиливается из-за естественной особенности использования зональных линз — размытия фона со стороны ближнего объекта.

Кадр из фильма «Челюсти» (1975)Кадр из фильма «Челюсти» (1975)

Субъективное видение. Также размытие, сопутствующее использованию зональных линз, используется как способ отражения субъективного видения героя, например, его нестабильного эмоционального состояния.

Кадр из сериала «Шерлок» (2010-...)Кадр из сериала «Шерлок» (2010-...)​

Атмосфера. Надо сказать, что зональные линзы в принципе делают изображение странным, нереалистичным, поэтому их часто используют в фильмах, где действие заведомо отличается условностью.

Кадр из фильма «Дик Трэйси» (1990)Кадр из фильма «Дик Трэйси» (1990)

Принудительная перспектива. Зональные линзы могут помочь в ситуации, когда в кадре необходимо изменить естественные пропорции объектов, то есть создать иллюзию размеров и мест расположения объектов, отличных от действительности.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима» (1996)Кадр из фильма «Миссия невыполнима» (1996)

Что нужно учитывать при работе с зональными линзами?


Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)​

Размытие. Поскольку при использовании зональных линз в кадре возникает две точки фокуса на разных планах, у объекта на переднем плане размывается фон. Размытие особенно заметно посередине кадра, в месте среза зональной линзы. Чтобы сгладить этот дефект, со стороны крупного плана часто избегают фона, а посередине кадра размещают какой-либо горизонтальный объект, или же создают однородный для всего кадра фон (лучше — темный). Впрочем, как уже говорилось, иногда размытие наоборот подчеркивают, чтобы сообщить сцене определенное настроение.

Кадр из сериала «Фарго» (2014-...)Кадр из сериала «Фарго» (2014-...)

Статика. Движение камеры, будь то плавное панорамирование, дрожание при съемке с рук или перемещение объекта в кадре, раскрывает технологию и ведет к браку. Поэтому зональные линзы используются только в статичных кадрах, в которых актеры сильно ограничены в движении.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3565
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2934
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2574
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2507
Практика

Что такое звуковой ландшафт

Начинающий звукорежиссер часто задумывается: с чего стоит начать работу над сценой. Проложить звук проезжающего автомобиля или «собрать» шум города? Помочь тут может система звукового ланшдафта, разработанная Рэймондом Шафером

  • 27 ноября
  • 1788
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1662
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее