Практика

Приемы: Зональные линзы

Предлагаем разобраться в одной из редких, но впечатляющих кинотехнологий: какие эффекты дают зональные линзы и почему работать с ними нужно очень аккуратно

Что такое зональные линзы?

Зональные линзы
 
Зональная линза (split-focus diopter lens) — это оптическая насадка в виде половины линзы, позволяющая создавать две точки фокусировки в одном кадре — одновременно на объектах переднего и заднего плана. Насадка перекрывает половину объектива (обычно по вертикали, реже — по горизонтали), укорачивая его фокусное расстояние, и тем самым создает в своей половине вторую точку фокусировки.

Зональные линзы


Распространение зональные линзы получили в 1960-е годы. С популяризацией широкоэкранного формата и анаморфотной оптики оказалось, что анаморфотным объективам не хватает глубины резкости. Одни из способов решить эту проблему как раз и стали зональные линзы. Постепенно спектр художественных задач зональных линз увеличился, и они стали творческим инструментом многих режиссеров и операторов. Среди кинематографистов, которые особенно часто используют эту технику, можно выделить Брайана Де Пальму, Квентина Тарантино, Джима Джармуша, Стивена Спилберга и Джона Карпентера.


 

Для чего нужны зональные линзы?


Посмотрим, каких эффектов позволяют добиться зональные линзы.

Фокус. Первостепенная задача зональных линз — поместить в фокус объекты, находящиеся на разных планах. Если эту задачу по техническим или художественным причинам нельзя решить глубокофокусной съемкой, двойной экспозицией или полиэкраном, обращаются к зональным линзам.

Кадр из фильма «Кэрри» (1976)Кадр из фильма «Кэрри» (1976)

Конфликт. Зональные линзы можно использовать для выражения драматического напряжения, создания визуального конфликта. Например, если от одного героя исходит угроза другому и они оба нужны в кадре, но при этом физически находятся слишком далеко друг от друга.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994)Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994)

Коммуникация. Зональные линзы чаще всего используются в диалоговых сценах. Причем за счет естественного эффекта разделения кадра на два плана они позволяют выразить тему нарушенной коммуникации между героями, например, если между ними произошел конфликт.

Кадр из фильма «Париж, Техас» (1984)Кадр из фильма «Париж, Техас» (1984)​

Деталь. Зональные линзы позволяют сделать акцент на значимой детали, выявить важность некого объекта для героя или сюжета.

Кадр из фильма «Бритва» (1980)Кадр из фильма «Бритва» (1980)

Дискомфорт. Как правило, использование зональных линз предполагает специфическое построение композиции, когда один объект находится в одной половине кадра на крупном плане, а другой — во второй половине на среднем или общем плане. Такая композиция сама по себе создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Но еще больше это чувство усиливается из-за естественной особенности использования зональных линз — размытия фона со стороны ближнего объекта.

Кадр из фильма «Челюсти» (1975)Кадр из фильма «Челюсти» (1975)

Субъективное видение. Также размытие, сопутствующее использованию зональных линз, используется как способ отражения субъективного видения героя, например, его нестабильного эмоционального состояния.

Кадр из сериала «Шерлок» (2010-...)Кадр из сериала «Шерлок» (2010-...)​

Атмосфера. Надо сказать, что зональные линзы в принципе делают изображение странным, нереалистичным, поэтому их часто используют в фильмах, где действие заведомо отличается условностью.

Кадр из фильма «Дик Трэйси» (1990)Кадр из фильма «Дик Трэйси» (1990)

Принудительная перспектива. Зональные линзы могут помочь в ситуации, когда в кадре необходимо изменить естественные пропорции объектов, то есть создать иллюзию размеров и мест расположения объектов, отличных от действительности.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима» (1996)Кадр из фильма «Миссия невыполнима» (1996)

Что нужно учитывать при работе с зональными линзами?


Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)​

Размытие. Поскольку при использовании зональных линз в кадре возникает две точки фокуса на разных планах, у объекта на переднем плане размывается фон. Размытие особенно заметно посередине кадра, в месте среза зональной линзы. Чтобы сгладить этот дефект, со стороны крупного плана часто избегают фона, а посередине кадра размещают какой-либо горизонтальный объект, или же создают однородный для всего кадра фон (лучше — темный). Впрочем, как уже говорилось, иногда размытие наоборот подчеркивают, чтобы сообщить сцене определенное настроение.

Кадр из сериала «Фарго» (2014-...)Кадр из сериала «Фарго» (2014-...)

Статика. Движение камеры, будь то плавное панорамирование, дрожание при съемке с рук или перемещение объекта в кадре, раскрывает технологию и ведет к браку. Поэтому зональные линзы используются только в статичных кадрах, в которых актеры сильно ограничены в движении.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 30870
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 18384
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 9224
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 7006
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3908
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее