Обзор сериала The Last of Us («Одни из нас»)
HBO 15 января выпустил первый эпизод своего нового хита. Сериальная адаптация видеоигры компании Naughty Dog 2013 года The Last of Us (или в русском дубляже «Одни из нас») уже получила наилучшую оценку от критиков, которые назвали ее лучшей экранизацией видеоигр. Понравиться ли проект тем, кто не знаком с игровым первоисточником, обсудим прямо сейчас.
Первое впечатление
Как человек, неоднократно проходивший игру, на которой основан сериал, мне тяжело не сравнивать их между собой. Ознакомившись с первой из планируемых девяти серий могу резюмировать, что перед нами достойная сериальная адаптация видеоигры с уважением относящаяся к первоисточнику, при этом достаточно смелая в переиначивании некоторых моментов от которых фанаты могут остаться не в восторге. Идея экранизировать игру зародилась у Ника Дракмана, одного из создателей видеоигры и сценариста практически сразу после крайне успешного релиза.
Первоначально планировалось снять полнометражный фильм, и на каком-то из этапов даже рассматривалась возможность привлечь Сэма Рейми к работе над проектом. Но работа застопорилась на многие годы, проект вновь стал подавать признаки жизни лишь в 2020, когда HBO решила адаптировать игру в формате сериала. На постановку пилотного эпизода привлекли российского режиссёра Кантемира Балагова, призёра Канского кинофестиваля за фильм «Дылда». Отсняв пилотный эпизод режиссёр в итоге покинул проект из-за творческих разногласий с продюсерскими составом сериала и его материал не вошёл в финальный монтаж картины. Спустя почти 10 лет «Одни из нас» наконец увидели свет.
О чем сериал The Last of Us?
Для тех, кто не знаком с игрой, приведу небольшой экскурс. Сериал, как и игра 2013 года, повествует об истории развития взаимоотношений двух героев — контрабандиста Джоэла с трагическим прошлым и одинокой девочки Элли на фоне постапокалиптических событий, вызванных грибком кордицепс, способного полностью подчинить сознание своего носителя и преобразовать его в зомбиподобных существ.
Сериал стартует с научной подводки к предстоящим событиям. В эфире ток-шоу два эпидемиолога выдвигают свои гипотезы возможного возникновения пандемии. Если первый является сторонником вирусного начала, то второй доктор убеждён, что возможная угроза может прийти со стороны грибков.
Сходства и отличия от игры
Достаточно красочно описывая возможную катастрофу для человеческого вида специалист приводит довод, что для эволюционного скачка грибков достаточно лишь небольшого увеличения температуры на Земле. Это вступление отличается от того, что предоставляла нам игра, где информация подавалась вступительными титрами, фоновыми выдержками из сводок новостей в которых также упоминалось о неудачном проведении испытаний некой вакцины.
В сериале от подобного отказались, видимо не став играть с болезненной для многих темой вакцинации COVID-19. Далее начинается классическое для HBO вступительное интро, которое не затмит аналогичное из «Игры престолов», но точно вызовет ностальгию у бывалых геймеров. Мелодичные звуки акустической гитары моментально всплывают в памяти. Композитор Густаво Сантаолалья, написавший музыку к оригиналу, был приглашен композитором и в сериал HBO. Лучшего варианта для проекта сложно представить.
После интро разворачивающийся пролог сюжетно расширяет аналогичный пролог из игры. Нас все также знакомят с Джоэлом и его дочкой Сарой. Но если в оригинале действия достаточно динамично начинают развиваться, то сериал даёт возможность зрителю получше узнать героев и их взаимоотношения друг с другом. Мы видим один день из жизни отца и дочери — это день рождения Джоэла до которого герою нет особого дела, в отличие от его дочки Сары. Брат Джоэла Томми также задействован в прологе и целиком и полностью повторяет свою сценарную роль.
Джоэлу стукнуло 36, но выглядит он так будто разменял пятый десяток. У персонажа явно не безоблачная жизнь, обремененная единоличной заботы о дочери и постоянном поиске заработка. В оригинале Сара дарит отцу часы, в сериальной же адаптации немного расширяют этот нюанс, показывая предысторию подарка. Это не просто купленные часы, а часы ранее принадлежавшие Джоэлу, но утратившие ход. Сара же на сэкономленные личные средства восстанавливает часы для отца от чего подарок приобретает большую ценность и подчеркивает теплые чувства дочери к Джоэлу.
Характеры персонажей
От этой мелочи начинает складываться симпатии к девочке, а вот отношение Джоэла к Саре сценически лучше раскрываются в игре. В сцене когда Джоэл заботливо переносит заснувшую дочку в её кровать. Я сознательно делал акцент на этих мелочах, нам они пригодятся в дальнейшем, чтобы воспринять одну из самых тяжёлых с эмоциональной точки зрения сцен. Для первой встречи с заражёнными сериальная адаптация изменяет оригиналу и вместо молодого парня представляет нам заразившуюся пожилую даму, вдобавок страдающую потерей рассудка, показывая нам феноменальную способность гриба перестраивать под свои нужды и контролировать даже столь искалеченный человеческий организм.
Крупные кадры позволяют подробно ознакомиться с изменениями, творящимися в организме хозяина. Выглядит круто и немного криповато. Далее пролог практически сцена в сцену повторяет игру. Герои следуют тем же маршрутам, пытаясь покинуть город, который превращается в эпицентр катастрофы.
Диалоги героев в прологе частенько также идентичны оригинальным, что усиливает ассоциативное восприятие двух проектов. При этом предоставившаяся возможность по новому взглянуть на свое творчество, дает шанс Дракману переиграть некоторые сцены, добавив эпичности начинающемуся апокалипсису.
Череда знакомых сцен бегства приводит нас к знаковой и переломной сцене в жизни главного героя. Джоэл с Сарой натыкаются на военного, блокирующего выход из городской черты. Ситуация воспринимается немного иначе из-за изменённого характера военнослужащего. В игре получив приказ ликвидировать гражданских он солдат колеблется. В сериале солдат однозначен — получив приказ он незамедлительно без колебаний приводит его в исполнение.
Для меня важным моментом в осознании, будет ли сериал производить чувства подобные тем, что когда-то подарил игровой опыт, было вновь пережить уже в сериальном формате трагическую утрату Джоэлом Сары. И я их испытал. Сценарные нюансы и более длительное время проведенное с Сарой и с Джоэлом на экране позволили снова почувствовать всю ту боль, что испытывает Джоэл с умирающей дочкой на руках и полную немощь отца в невозможности помочь своему уходящему ребёнку.
Далее сюжет переносит нас на 20 лет вперед и вот здесь уже становится куда больше заметно отличие между двумя проектами. Мальчик, добравшийся до Бостона в процессе проведения исследования оказывается поражённым грибком. На стене висит методическая рекомендация о скорости распространения грибка по организму носителя с учётом локализации полученной травмы. Чем ближе к головному мозгу локализована травма, тем быстрее наступает заражения. От чего мы можем сделать вывод, что ключевым поражающим фактором теперь служит попадание грибка в организм через кровь, а не через витающие воздухе споры.
Далее в процессе эпизода можно неоднократно заметить персонажей с ампутированными конечностями, что позволило им сохранить жизнь. В действительности создатели решили отказаться от способа заражения грибком через витающие в воздухе споры. Негоже видите ли актерам постоянно ходить в противогазе. Я не вижу в этом излишней проблемы. В той же игре были отдельные зоны повышенной опасности и лишь в них героям приходилось надевать защиту на органы дыхания. Да и визуально сериал бы выиграл, имея в своём запасе аналогичные игровым эпизоды с витающими в воздухе грибковыми спорами, которые вдобавок к красивому зрелищу повышали бы градус опасности нахождения в непосредственной близости от угрозы.
Если в игре Джоэл перед нами предстаёт исключительно с позиции уже состоявшегося за эти годы контрабандиста, то сериал раскрывает другую сторону жизни героя, которому для выживания приходится браться за самую грязную работу. Ранее показанного мальчика умертвили инъекцией в целях безопасности общины и вот Джоэлу приходится сгружать его труп на сожжение. Делает он это не колеблясь, демонстрируя развившуюся защитную черствость от пережитого.
Вторая половина серии знакомит нас с внутренним укладом жизни бостонской общины и темой упадка в котором находится цивилизация с выстроенной диктатурой внутри, пересекающей любое неповиновение, жестко карая виновных, прикрываясь потребностью выживания людской расы. В отсутствие необходимости выстраивать игровую механику дальнейшие сцены начинают отличаться от аналогичных в видеоигре. Сюжет перестраивается, жонглирует сценами знакомства со знаковыми для франшизы персонажами.
Джоэл пытается выйти на связь со своим братом Томми, раз за разом посещая местную радиостанцию в надежде получить от него или о нём весть. В игре их взаимоотношения оставляют желать лучшего и уж точно Джоэл не искал преднамеренной встречи с ним. Сцена с контрабандистом Робертом, который, как и в оригинале был представлен двуличным проходимцем, трясущимся за свою жалкую душонку, обыграна в другом свете, одновременно показывая события о которых упоминает в игре партнер Джоэла Тесс. При этом по аналогии сводя главного героя с Марлин, целеустремленным и волевым лидером местного сопротивления, именующего себя «Цикады».
Марлин в свою очередь знакомит Джоэла с Элли, второй главной героиней сериала. Их знакомство хоть и отличается, но всё же крайне схожи с первоисточником. Это все та же бойкая и едкая на словцо девчонка, достаточно импульсивная, способная очертя голову накинуться на врага. Очевидной химии между персонажами пока не наблюдается, думаю дальнейшее развитие сюжета это исправит. С Джоэлом и Элли получила развитие сцены их подготовки к вылазке за бостонские стены. Найдя в квартире Джоэла энциклопедии музыкальных хитов Элли также обнаруживают в ней некий шифр, который по её предположению, в последующем подтвердившемуся, предназначен для передачи по радио условного сигнала от неких Била и Фрэнка.
В завершающих в субтитрах по радио играет Never Let Me Down Again группы Depeche Mode, хит 87 года, а это согласно шифру означает, что случилось нечто ужасное. Фанаты думаю уже догадались о каком происшествии идет речь и кто пытается предупредить Джоэла. В финале эпизода раскрывается тайна Элли, что она будучи инфицированной уже как три недели все еще жива, а значит каким-то образом ее организм сумел подавить рост патогена и она является возможным ключом к спасению человечества.
Резюме
Всё, за что так полюбилась игра, сериал впитал в себя. При этом Нил Дракман не остановился, он развил некогда поставленную им историю, дополняя и раскрывая персонажей за счёт новых сцен. Но даже если в последующем мы не увидим разительного отличия с оригиналом, то поклонники игры как минимум смогут вновь лицезреть полюбившуюся историю, а люди не имевшие игрового опыта увидят захватывающее приключение, навсегда изменившее судьбу двух людей.