Главная / Профессия / Художник по костюмам: Анна Чистова

Художник по костюмам: Анна Чистова

От дизайнера одежды к художнику по костюмам в кино

Художник по костюмам — это не основная моя профессия. Я дизайнер одежды и стилист. В кино меня пригласила продюсер Наталья Мокрицкая, друг моей семьи. Она доверила мне фильм «Страна хороших деточек», потому что к тому моменту у меня были театральные работы, а мои дизайнерские показы были театрализованными, с декорациями, музыкой и акцентом на шоу. Для сказочного детского фильма это очень подходило. А потом меня посоветовали Анне Меликян, с которой мы сделали и «Звезду», и «Про любовь». У нас с Анной сложилось абсолютное взаимопонимание — у нее всегда есть представление общего конечного результата и при этом она очень внимательна к деталям. Я бы даже сказала, что Анна — это пример того, каким должен быть режиссер.

Будучи стилистом, я, конечно, по-другому вижу работу художника по костюмам в кино. Возможно, я более внимательна и придирчива к деталям. Мне режет глаз, когда костюм сидит неидеально, когда он неправильно сочетается по цвету, когда используются некачественные материалы. Думаю, и в кино меня приглашают, когда хотят создать определенную визуальную эстетику.

Этапы работы художника по костюмам: задача, референсы, примерки

Основа работы художника по костюмам — это совпасть с видением режиссера и заинтересоваться материалом. Очень важно почувствовать, какая стоит визуальная задача и какая будет выдержана стилистика. После того, как ты погрузился в материал, важный этап — это знакомство с актерами, с которыми предстоит работать. Как художнику мне необходимо выразить через костюм характеры героев. Вместе с тем как дизайнеру и стилисту мне всегда важно, чтобы изображение получалось красивым. Поэтому еще один обязательный момент для меня — поиск референсов. Я не рисую эскизы, а в основном собираю образы методом коллажа — ищу извне, вдохновляюсь современными фотографами, стилистами и артистами. Получившаяся мозаика обычно отражает общую суть. Я показываю это режиссеру, и если попадаю в точку, то работа над костюмом продолжается. Детали, вроде пуговок на кофточке, решаются уже в процессе примерок.

Костюмы в «Зоологии»: преображение героини, животноподобные женщины и роль спонтанности

В «Зоологии» самым важным был костюм главной героини. Дело в том, что только Ваня (Твердовский, режиссер фильма «Зоология» — прим. tvkinoradio.ru) видел, как должна работать перемена персонажа Натальи Павленковой из бабушки в девочку-подростка. Ваня хотел, чтобы это происходило очень резко, в чем я, честно говоря, сомневалась. Но в конечном итоге мы все приняли эту игру. То есть через костюм важно было подчеркнуть, как преображается персонаж. Но дело не в том, что она нарядилась и хочет привлечь к себе внимание как женщина, а в том, что она становится восторженным ребенком.

Мы тщательно обсуждали ситуации, в которые попадает героиня, мир, в котором она живет, пространство, в котором она существует, ее окружение, и прочее-прочее, вплоть до музыки, которую она слушает. Обсуждали даже вещи, которых не было в фильме, но которые могли помочь нам подобрать ниточки к образу. Могу привести такой пример. Фильм мы снимали в Крыму на берегу моря, такого по-осеннему зловещего. Это влияло на цветовую палитру — мы специально подбирали холодные, морские оттенки. Они гармонично сочетались с окружающей средой. Или платье героини на вечеринке — оно не случайно напоминает рыбью чешую.  Еще, конечно, на костюм героини влияло наличие у нее хвоста. Наталья надевала его каждое утро, чтобы играть с необходимым ощущением. Но, разумеется, хвоста не должно было быть видно. Поэтому костюмы создавались так, чтобы его скрыть: исключалась обтягивающая одежда и длина юбок подбиралась определенная.

Отдельная история есть с зоосадом и «подругами» главной героини. Мы старались с помощью костюма сделать компанию таких животноподобных женщин. Были и неожиданные, спонтанные моменты, которые особенно радуют. Скажем, для эпизода на сцене колготки на голове у героини были куплены на рынке буквально за двадцать минут до съемок, когда Ваня внезапно решил, что нужно что-то надеть персонажу на голову.

На подготовку «Зоологии» в общей сложности у нас было месяца два. Так как мы уезжали в экспедицию, работа шла динамично — к отъезду все должно было быть сделано. Когда мы приехали в Крым, там выключили свет — Феодосия была полностью обесточена весь период съемок. Мы возвращались каждый день в буквально черный отель, а засыпали и просыпались с генератором и свечками. Но это добавляло мистической и сюрреалистической атмосферы съемкам. Что очень подходило для фильма.

Работа художника по костюмам с группой

На «Зоологии» была очень дружная и приятная творческая компания. Мы много раз встречались и обсуждали все с Ваней, с оператором Аликом Микеладзе и с художником-постановщиком Любой Ивановой. Ваня и Алик заранее ездили по Крыму и утверждали все объекты. В итоге у нас было много фотографий мест, где будем снимать. По моему опыту художнику по костюмам очень важно иметь контакт с художником-постановщиком, человеком, который создает общую картинку, общую стилистику, общую колористическую атмосферу. Тем более это взаимодействие необходимо в таком непростом с художественной точки зрения фильме, как «Зоология». Я всегда смотрю декорации и выбранные объекты, иногда делаются выкраски по объектам. Важно, чтобы мы с художником-постановщиком совпадали по вкусам и ощущениям. Но тут, конечно, подключается режиссер — он должен направлять художников и давать понимание, чего он хочет.

Работа художника по костюмам с актером

С каждым актером работается по-разному. Всегда нужно время, чтобы понять человека. Иногда актеры активно участвуют в создании своего образа, иногда высказывают свои предпочтения и пожелания, иногда помогают, иногда капризничают. Некоторым актерам достаточно выдать костюм, и они сразу начинают в нем жить. Другие так не могут — с ними нужно работать дольше. Часто у актеров такая занятость, что им некогда входить в роль — прибегают на примерку и быстро убегают на другую съемку. С Натальей Павленковой было не так. Мы долго работали вместе и все тщательно продумывали, потому что задача была сложная. И дело было не столько в том, чтобы максимально состарить героиню, а потом максимально омолодить, а в том, как ей это сыграть.

Костюм в историческом и современном кино

Мне ближе современное кино, чем историческое. Поскольку я стилист, современный костюм мне понятнее и у меня есть определенное видение, каким он может быть. В историческом кино нужно досконально знать костюм той или иной эпохи, чтобы иметь возможность играть с ним. В этом плане сложная задача была в «Кино про Алексеева» Михаил Сегала, где присутствует несколько эпох: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е и современность. Очень насыщенная по костюму картина получилась. Что касается современного костюма, то интересная задача была на «Классе коррекции». Там необходимо было добиться, чтобы костюмов не было видно. Полагаю, это вообще высший пилотаж для художника по костюмам. Герои в кадре должны были быть реалистичными, но при этом изображение должно было оставаться гармоничным. В «Зоологии» подход был как раз иной — на костюме героини был сделан акцент намеренно.

Чего не хватает отечественному кинопроизводству?

Не хватает времени. Большая проблема в нашем кино — сроки подготовки. Даже если на проект нет больших денег, а задачи сложные, можно вписаться, но для этого нужно время. Если есть возможность проработки, нескольких примерок, встреч с актерами и режиссерами, сделать можно все. Но обычно все происходит быстро — тебе дают месяц на подготовку, из-за чего все приходится выполнять уже во время съемок, а это  вообще неправильно. Я не работала на Западе, но знаю, что там другая система — подготовке уделяется больше времени, зато снимают все очень быстро и четко. У нас же многое происходит по ходу действия.

Анна Чистова

Художник по костюмам, дизайнер

Работала над фильмами:   «Страна хороших деточек», «Класс коррекции», «Звезда», «Кино про Алексеева», «Духless 2», «Про любовь», «Я — учитель», «Зоология», «За гранью» и другими.