Практика

Операторские техники: маскировка и виньетирование

Приемы, которые могут сделать изображение интереснее и полностью изменить то, как его воспринимает зритель

  • 20 ноября 2016
  • 8134

За всю историю кино маскировка и виньетирование принимали разнличные формы. Виньетирование — последовательное затемнение изображения по краям кадра, тогда как у эффекта маскировки более четкие границы. 

Эти техники можно применить как во время съемок так и на постпродакшне. В результате получаются визуально интересные кадры, которые как бы сжимают традиционную прямоугольную форму изображения. Вот как маскировку и виньетирование можно применять в современном кино. 
 

Диафрагма


Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног»Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног»

«Кадр через диафрагму» (iris shot) — известная техника, подразумевающая сужение или расширение поля зрения в рамках одного кадра. В результате можно добиться эффекта, который привлечет внимание к определенному элементу изображения, при этом добавив долю романтики или помешательства. 

«Кадр через диафрагму» чаще всего используют как инструмент перехода в начале или конце сцены. Его активно применяют Пол Томас Андерсон и Мартин Скорсезе (ролик ниже). Как видно, в кадрах через диафрагму Скорсезе использует как маскировку, так и виньетирование. 


Если маскировка в сочетании с диафрагмой кажутся вам слишком бросающимися в глаза, существуют и ненавязчивые способы использовать данный эффект. В ранние периоды кинематографа оператор-постановщик Билли Битцер, работавший с Дэвидом Уорком Гриффитом, использовал диафрагму, чтобы смягчить края кадра. Как пример приведем фильм «Нетерпимость».
Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916)

Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916)

Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916)

Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916)

В фильме «История кино: Одиссея» Марк Казинс связывает диафрагменную технику Битцера и Гриффита с применением «воротника», то есть, фактически, бленды.
 

Подглядывание 


Кадр из фильма «Рождение нации»Кадр из фильма «Рождение нации» (1915)

Другой популярный вид «кадра через диафрагму» — подглядывание от первого лица. Подобная маскировка применялась в фильме «Рождение нации» 1915 года  И снова Гриффит и Битцер используют диафрагму, показывая Джона Уилкса Бута перед убийством Авраама Линкольна. Эффект показывает, как мир вокруг Бута сжимается.

Маска подглядывающего может передать клаустрофобию персонажа в кадре, а также надвигающуюся угрозу. Зрителя как будто приравнивают к наблюдателю. 

Кадр из фильма «Подставное тело»Кадр из фильма «Подставное тело» (1984)

Подобную маску можно увидеть в кадре из фильма «Подставное тело» (выше) и в популярном виде «через бинокль», применявшемся, в частности, в «Китайском квартале» (ниже).  

Классическое вступление фильма «Хэллоуин» не было бы таким эффектным, если бы снималось без помощи субъективной камеры с видом из маски. Такая перспектива заставляет зрителя «разделить» точку зрения с убийцей, Майклом Майерсом.

Кадр из фильма «Китайский квартал»Кадр из фильма «Китайский квартал» (1974)

Данную технику можно применять как в серьезных, так и в комичных сценах: она может привнести фильм некую старомодную игривость. К примеру, такого эффекта достигают Уэс Андерсон и Роберт Йомен в «Королевстве полной луны».

Кадр из фильма «Хеллоуин» (1974)Кадр из фильма «Хеллоуин» (1974)

Маска подглядывающего отлично подойдет и для сатиры, как видно в фильме «Совершенно секретно!».


 

Виньетирующий фильтр


Если вы не хотите, чтобы в вашем кадре было жесткое разделение на зоны, виньетирование — подходящая альтернатива. Это более тонкий прием, который может принимать или не принимать форму круга. 

Эта техника настолько популярна, что ее добавили практически во все недавние приложения для фотографии. Тем не менее добавить виньетку на постпродакшне — слишком просто. Настоящий фильтр будет смотреться органичнее. 

Кадр из фильма «Дуэлянты»Кадр из фильма «Дуэлянты» (1977)

В фильме «Дуэлянты» Ридли Скотт со своим оператором Фрэнком Тиди снимали множество сцен под открытым небом при помощи градиентного ND-фильтра. Он помогает защитить части изображения от пересвета, и, кроме того, добавляют кадру темные участки. 

Кадр из фильма «Рэквием по мечте»Кадр из фильма «Рэквием по мечте» (2000)

Их можно использовать не только при съемке неба. Даррен Аронофски и Мэттью Либатик получали с их помощью необычный стилистический эффект в «Реквиеме по мечте». Наличие этого фильтра можно заметить на всем протяжении вступительной сцены. В этом кадре он заметен в нижней части.

Градиентные фильтры — не единственный способ добиться виньетирования уже во время съемок. Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский и оператор Славомир Идзяк использовали для этих целей зеленые фильтры в картине «Короткий фильм об убийстве».
Кадр из фильма «Короткий фильм об убийстве» (1987)

Кадр из фильма «Короткий фильм об убийстве» (1987)

Кадр из фильма «Короткий фильм об убийстве» (1987)

Кадр из фильма «Короткий фильм об убийстве» (1987)

Вы можете найти соответствующие фильтры, которые подойдут для вашего любимого объектива, или воспользоваться компендиумом.

Заключение





Маскировка и виньетирование — это дополнительный способ заинтересовать зрителя. Они смягчают края прямоугольного изображения, а также точнее отмечают главные элементы кадра. Эффект маскировки и виньетирования может быть ироничным или непробиваемо серьезным. Все зависит от темы.

Данные техники можно использовать и как визуальные эффекты на постпродакшне, и как приемы на съемочной площадке: вне зависимости от вашего решения результат выйдет запоминающимся.

Источник: Premium Beat

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2202
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1483
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1213
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1164
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1128
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее