Практика

Искусство подготовки: что стоит сделать перед началом съемок

Ничего так не угрожает будущему вашего фильма, как плохая подготовка перед стартом. Потому сегодня мы вновь вернемся к тому, о чем нужно подумать прежде, чем дать команду «Мотор!»

  • 7 октября 2016
  • 6350

Снимая низкобюджетное независимое кино, велик соблазн предположить, что большие деньги способны решить любые проблемы. Но большинство кинематографистов — независимых или мэйнстримовых — скорее подтвердит, что ничего так не угрожает проекту, как неподготовленность перед началом производства.

Еще более заманчиво думать, что ваш бюджет, собранный по крупицам здесь и там — с кредитных карт, в долг и из личных сбережений — заменит подготовку. Но и это неправда. Множество фильмов не было доделано по причине плохого планирования или из-за решения пустить все на самотек. Конечно, в сравнении с пленкой, съемка на цифровую камеру намного проще, но должно быть совершенно очевидно, что вы не можете просто включить камеру и снимать, пока не «сдохнет» батарея. Позвольте нам задать вам несколько вопросов, ответы на которые помогут вам на этапе подготовки.
 

Кто примет участие в вашем фильме?





На них можно положиться? Одно дело студенческий фильм с друзьями, другое — если у вас есть бюджет на производство. Вам понадобится надежная команда, рабочее расписание и достаточный уровень дисциплины, чтобы его соблюдать. Сценарий и раскадровки должны быть точны, актуальны и быть доступны для тех, кому это требуется. Также очень полезно иметь людей, с которыми вы можете поговорить — кто даст вам честную и непредвзятую оценку.

Четко определитесь с тем, кто является вашей командой. Даже если ваша команда — это вы сами. Джош Бэнвилл, снявший документальный фильм «Жизнь, принято» (A Life, Taken), в попытке сделать свой фильм менее похожим на творение одного человека (что было правдой) добавил имя своего отца в титры в качестве продюсера, потому что тот дал ему денег на компьютер.

Фильм рассказывал историю о том, как один человек в Бостоне был ложно обвинен в убийстве и отправлен в тюрьму. Неожиданно Бэнвилля вызвали в городской суд, арестовывали черновик фильма и жесткие диски компьютера, потому что Шон Драмголд — главный герой документального фильма — подал иск. В суд вызвали и отца Джоша, которому пришлось доказывать, что на самом деле он не имеет к картине прямого отношения.
 

Нашли ли вы интересные локации?


Нашли ли вы интересные локации?


Многие независимые фильмы проваливаются, потому что они выглядят как независимые фильмы — используют одни и те же локации, причем используемое часто оказывается привычно выглядящей квартирой или заброшенным заводом. Партизанский кинематограф бывает забавным и интересным — предлагая ровно то, что вы в нем ищете. Но, вероятно, вам не захочется добавлять в свой фильм бегство от полицейского только потому, что он попал в ваш кадр.

Рокки Йост, долгое время занимающийся независимым кино, смог получить максимальную отдачу от малых бюджетов, используя несколько локаций:

— Много низкобюджетных фильмов — наверное, процентов 80 или 90, снимается в трех комнатах. Если бы коллеги хоть иногда выбирались наружу для натурных съемок — было бы здорово. Все спрашивают меня: «Как, черт возьми, ты сделал все это (использовал разные локации, даже зал суда для кульминационной сцены своего «Торн Лили» / Lilly’s Thorn), во что тебе это обошлось?». А я просто сделал 200-долларовое пожертвование в пользу суда. Дело в том, что если у вас настоящее производство, многие захотят работать с вами, — делится опытом режиссер.

Нашли ли вы интересные локации?


Есть у Йоста и более «приземленные» советы, в частности о том, что не стоит злоупотреблять гостеприимством:

— Не нужно сорок раз приходить на локацию со всей командой, не надоедайте им своими походами в туалет. Часто я даже привожу с собой специальный биотуалет, чтобы как можно меньше раздражать «коренных обитателей» места съемок.
 

Уверены ли вы в своем сценарии?


Уверены ли вы в своем сценарии?


Когда вы закончите свой сценарий, постарайтесь собрать всех будущих исполнителей ролей вместе, чтобы сделать прогон. Майкл Мацдорф (Michael Matzdorff), который уже больше десяти лет пишет сценарии для кино и телевидения, недавно выступил режиссером своего первого фильма «Покорми рыб» (Feed the Fish). И хотя Мацдорф потратил на сценарий больше года, к моменту, когда он и команда были готовы приступать к съемкам, он все еще чувствовал, что в истории есть над чем поработать.

Когда его спросили, что бы он изменил в процессе написания сценария и режиссуры своего первого фильма, он рассказал: «Прежде всего, я бы потратил больше времени на сценарий, потому что в нем оказалось несколько слишком уж милых вещей — некоторые шутки, работавшие на бумаге, не сработали на экране. И обязательно бы сделал не меньше трех прогонов сценария с профессиональными актерами».
 

Достаточно ли внимания уделено раскадровке и репетициям?


Достаточно ли внимания уделено раскадровке и репетициям?


Доменика Скорсезе имеет на своем счету три короткометражных фильма, она изучала этот бизнес почти всю свою жизнь, причем по обе стороны камеры. В процессе создания короткометражных фильмов при ограниченном бюджете и сжатых сроках один из ключевых моментов для нее — как можно больше знать заранее.

Даже про свой первый фильм — семиминутный «Маленький Бог», в котором даже не было диалогов — она рассказывает: «Я делала раскадровки. Я исследовала локации и записывала пути движения. Я обошла все и сфотографировала, полностью используя доступное время подготовки, так что потом мы могли двигаться и снимать в лучшем темпе, а все, что должно было быть сделано — было сделано».

В ее последней работе «Корни в воде» художник-постановщик Дэвид Штайн создал модель дома Скорсезе из штата Мэн, чтобы она «могла сделать фотографии для раскадровки и показать команде, с чем придется работать». Это позволило репетировать по ночам и быть готовыми к съемочному дню, так как именно на этой локации у них было всего три дня для работы.
 

Не слишком ли вы рассчитываете на постпродакшн?


Не слишком ли вы рассчитываете на постпродакшн?


«Если вы не выделили время в период подготовки или сэкономили на необходимом оборудовании, вам придется потратить время и деньги во время постпродакшна, надеясь под конец получить с паршивой овцы хоть шерсти клок», — говорит Скорсезе.

— Здорово увидеть, как много можно получить в Final Cut Pro, а затем как многого можно добиться в After Effects, а затем потратить час на цветокоррекцию в Da Vinci Suite, чтобы сказать: «Окей, пока вы можете изолировать конкретно этот оттенок зеленого на дереве…». Это очень круто, но при этом, если в исходных кадрах чего-то нет, то оно и не появится, — предостерегает она.
 

Готовы ли вы к выходу за рамки бюджета?


Готовы ли вы к выходу за рамки бюджета?

Ваше кино наверняка обойдется вам дороже, чем планировалось. Это не открытие Америки. Кино — даже независимое — дорого. Все может закончиться, когда вы используете большую часть бюджета, а инвестор не выйдет на следующий круг или если сломается часть оборудования, или вы постараетесь сделать что-то слишком амбициозное. Скорсезе замечает:

— Одна из вещей о подготовке и производстве, которую я узнала в бытность актрисой, и которую сейчас познают мои друзья — это то, что в постпродакшне много дел, а по ходу работ появится еще пара-тройка отличных идей, которые стоило бы реализовать. И очень хочется это сделать. Но теперь я узнала, что просто пойти и доделать, а уж тем более — исправить, стоит примерно в три раза дороже, чем я предполагала. Это то, что выглядит просто на бумаге, но в реальности намного сложнее.

Источник: filmslatemagazine.com

 


Комментарии

Комментариев: 2

Чем-то соглашусь.

ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕПОДАЕТЕ ЭТО ВАШИМ СТУДЕНТАМ, КАК "ИСКУССТВО ПОДГОТОВКИ..."?
 

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее