Надо видеть: любимые фильмы Роланда Эммериха
01. «Лоуренс Аравийский» (Дэвид Лин, 1962)
В этом фильме невероятное визуальное решение. Пожалуй, единственная картина 60-х годов, которая при просмотре сегодня кажется абсолютно современной и убедительной.
02. «Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)
«Близкие контакты третьей степени» вышли, когда я был в первом классе. Тогда просмотр этого фильма был для меня сродни религиозному опыту. Это единственная за всю мою жизнь лента, на второй сеанс которой я отправился сразу же после первого. Всего же я смотрел этот фильм раз двадцать или тридцать. Скажем, если я хочу поднять себе настроение, я ставлю «Близкие контакты». И, кстати, заметьте, все мои фильмы похожи на этот: они очень простые, в них есть одно большое событие и втянутый в него обычный человек.
03. «Новый кинотеатр “Парадизо”» (Джузеппе Торнаторе, 1988)
«Новый кинотеатр “Парадизо”» — один из моих самых любимых фильмов, потому что он о режиссере и его мечтах. Понятно, что мне это очень близко. Главный герой в нем ребенок, который влюбляется в кино.
04. «Американская ночь» (Франсуа Трюффо, 1975)
Тоже один из моих любимых фильмов. Мне вообще нравится кино про кино. Знаете, я никогда не собирался быть режиссером, я хотел быть художником-постановщиком. Есть такие фильмы, в которых работа художников особенно выделяется — вот это и двигало меня в кино долгое время.
05. «Крестный отец» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972)
Не могу не назвать «Крестного отца». Потрясающий фильм по части актерского исполнения, драматургии. А чего стоит то, что открывающая сцена занимает около часа!
06. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
Конечно же, «Гражданин Кейн». По тому, как выстроен этот фильм, как он структурирован — это абсолютно современное кино. И к тому же это очень радикальная картина во всех отношениях.
07. «Приключения “Посейдона”» (Роналд Ним, Ирвин Аллен, 1972)
Простое воплощение концепта фильма-катастрофы: волны топят океанский лайнер, из-за чего героям предстоит продемонстрировать, чего на самом деле каждый из них стоит. Они действуют друг против друга, потом друг с другом, и иногда самый слабый спасает всех. Мой приятель Вольфаганг Петерсен снял ремейк этого фильма. На что я сказал ему, что не взялся бы за такую задачу, потому что невозможно переснять классику — этот фильм просто идеален.
08. «Титаник» (Джэймс Кэмерон, 1997)
Джим Кэмерон — один из самых гениальных сценаристов в истории, а его «Титаник» настолько эмоционален, что нельзя не проникнуться сопереживанием к его героям. К финалу у тебя возникает такое ощущение, будто ты теряешь кого-то из своих родственников — настолько близки тебе становятся персонажи. Могла ли Роуз спасти Джека? Да конечно, но это так прекрасно, когда мужчина жертвует собой ради женщины. Они обязательно встретились в другой жизни.
09. «Терминатор 2: Судный день» (Джеймс Кэмерон, 1991)
Прежде всего, меня потрясает сценарий этого фильма. Думаю, «Титаник» и «Терминатор 2» — лучшие сценарии Джеймса, они очень умно структурированы. Сцены снов часто выбиваются из общей истории, но в «Терминаторе 2» сон работает отлично, показывая подлинный ужас ядерного холокоста. И, кроме того, Кэмерон — лучший в умении создавать женских персонажей.
10. «Армагеддон» (Майкл Бэй, 1998)
Мне нравится, с каким неистовством выстроена первая половина «Армагеддона». Слышал забавную историю от второго режиссера фильма К.С. Ходенфилда. Он рассказывал, что спустя две недели съемок Бен Аффлек подошел к Майклу Бэю и спросил: «Слушай, меня и других актеров волнует такой момент, а не проще ли было научить астронавтов бурению?». На что Майкл ответил: «Бен, заткнись!». Очень смешно. Майкл замечательный стилист, знающий, как работать с камерой. Жаль, что он снимает одних только «Трансформеров», это должно быть ужасно утомительно.
11. «Столкновение с бездной» (Мими Ледер, 1998)
Если выбирать между «Армагеддоном» и «Столкновением с бездной», то второй фильм мне нравится даже больше. «Армагеддон» — кино более развлекательное, а «Столкновение с бездной» имеет социальный мотив, в нем чувствуется настоящее биение сердца автора. Мне нравится такой подход — когда есть большое повествование, складывающееся из маленьких человеческих историй.
12. «Вздымающийся ад» (Джон Гиллермин, 1974)
«День независимости» мы делали с оглядкой на «Вздымающийся ад». У них Стив МакКуин впервые появляется на экране довольно поздно, и у нас Уилл Смит оказывается в кадре только минут через тридцать. Многих сегодня это удивляет: «Почему главный герой появляется не сразу?». Но в 60-70-х годах не было такого правила. И именно это мне и нравится во «Вздымающемся аду»: он очень длинный и очень интересно структурирован, тебя по-настоящему шокирует, когда кто-то из героев умирает. Например, это так печально, когда погибает женщина Фреда Астера.
13. «Невозможное» (Хаун Антонио Байона, 2012)
Что мне больше всего нравится в фильмах-катастрофах, так это то, что их можно комбинировать с любыми жанрами. Например, «Невозможное» — это семейная драма. Мы следим только за одной семьей, но при этом целиком погружены в произошедшую катастрофу. И, конечно же, этот фильм великолепен с технической точки зрения.
14. «Война миров Z» (Морк Форстер, 2013)
Если мы в «Дне независимости» в качестве катастрофы использовали инопланетян, то в «Войне миров Z» ею стали зомби. И это не такие медлительные штуковины, как раньше, а очень быстрые, агрессивные и собирающиеся в толпы. Сцена с Иерусалимом, мне кажется, и вовсе одна из вершин кинематографа в плане визуальных эффектов, актерской игры, света. Она заставляет зрителя спросить себя: «А что бы я делал в этой ситуации?». Такой вопрос — признак того, что ваш фильм удался.
15. «Аполлон 13» (Рон Ховард, 1995)
Я большой поклонник Рона Ховарда, а это один из его лучших фильмов. Его было по-настоящему тяжело снимать, но результат того стоил. А каков там Том Хэнкс! Никто бы лучше не справился с этой ролью. Мне как-то довелось с ним поработать. Он безумно обаятелен и на экране, и в жизни.
16. «Гравитация» (Альфонсо Куарон, 2013)
Еще один фильм-катастрофа о воле человека к выживанию. Чтобы снять этот фильм, авторы сделали его полную превизуализацию, спланировали все движения камеры и несколько раз все протестировали.
17. «Смерч» (Ян де Бонт, 1996)
Это первый фильм, в котором кадры, снятые с вертолета, были совмещены с визуальными эффектами. Уже за одно это «Смерч» необходимо знать. С сеанса этого фильма я вышел со словами: «Они получат «Оскар» за лучшие визуальные эффекты». Однако «Оскар» тогда дали нам за «День независимости», что меня на самом деле расстроило. Соединить кадры, снятые стедикамом с вертолета с графикой — это было революционно. К тому же там есть летающая корова!
18. «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)
Просто шедевр. Стэнли Кубрик для меня — самый влиятельный режиссер. Никто даже близко не приблизился к нему по значению. Понимаю ли я, что такое монтаж этого фильма? Нет, и я не боюсь признать это. Хотя я прочел на эту тему столько книг, сколько вряд ли прочел кто-либо другой. Здесь есть начало, середина и конец. Но когда мы подходим к концу, вдруг начинается психоделика. Так хитрый Кубрик подбросил нам загадку.
19. «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971)
Я работал с Малкольмом МакДауэллом на «Луне 44», и, конечно же, первым, что я у него попросил, было рассказать о «Заводном апельсине». Он ответил, что единственное, что говорил ему Кубрик, было: «Сделай этой еще раз». После 90-100 дублей съемки двигались дальше. Поэтому когда я снимаю, если подбираюсь к двадцати дублям, я говорю: «Мы входим на территорию Кубрика».
20. «Чужой» (Ридли Скотт, 1979)
Хорроры приводят меня в ужас, но ничего страшнее этого фильма я, пожалуй, не видел. Хотя все-таки надо собраться и пересмотреть его, потому что уж очень он изысканно снят. Все, к чему прикасается Ридли Скотт, становится изысканным, потому что у него отличный вкус.
Источники: Empire, Rotten Tomatoes.