Мнение

Наша служба не опасна и нудна

Родион Чемонин о любимой народной забаве, бессмысленной и беспощадной - съёмках корпоративных роликов перед Новым годом

  • 23 декабря 2013
  • 323
Родион Чемонин

Вот многие, скорее всего, думают, что быть режиссёром, сценаристом, актёром или оператором – это весело, здорово и, главное, очень «креативно». Но как только наступают предновогодние времена – в принципе, для всей нашей братии дни долгожданные – тут-то и приходишь к выводу, что никакого «креатива» в нашей профессии не предполагается.
 
Все корпоративные ролики, которые снимаются к Новому году, делятся на две категории: про «Иронию судьбы» и на остальные. Я поэтому так ценю фильм «Со мною вот что происходит», вышедший ровно год назад: в кои-то веки Новый  год показан не как добрая сказка с улыбающимися дядьками из телека, а как одна большая заснеженная московская пробка с нервными людьми, репетирующими для грядущего корпоратива песни из рязановского фильма.
 
Вообще, съёмка корпоративного ролика всегда очень похожа на изготовление рекламного видео для какой-нибудь не самой солидной российской конторы. Начинается всё прямо противоположно дантовой истории, с креативного рая, где ты просто извергаешь из себя, как в предпоследний день Помпеи, гениальные слоганы, и все в восторге от тебя, а заканчивается всё равно адской улыбающейся семьёй за столом и «большим выбором, низкими ценами». Я, собственно, поэтому обычно пишу три варианта сценариев для рекламных роликов: для себя (бесспорно, шедевральный), для маркетинг-отдела (ну, ничётак) и для их начальника (за гранью добра и зла), потому что знаю, что выберут в результате последний вариант с «самым вкусным йогуртом», но надо же и совесть иметь.

В итоге всё сводится к сотрудникам, стоящим, как на фотокарточке, с бенгальскими огнями и речи гендиректора в наряде Деда Мороза, у которого, вдруг, окажется, высокий писклявый голос.


То же самое и с корпоративным роликом. Вы придумываете кажущийся вам гениальным драфт, им восхищаются менеджеры, ведущие с вами переговоры, и маркетинг-отдел, потом вам передают слова гендиректора, что это, действительно, гениально, но «не могли бы вы вставить ещё и это». Оказывается, директор ночь не спал, думал, что вашей нетленке не хватает, для того чтобы она была поистине monstro grandioso, и понял: не хватает песни про нашу компанию на мотив «если у вас нету тёти». И он даже текст написал, и самолично даже её споёт. «Насчёт студии не беспокойтесь». Насчёт студии я уже и не беспокоюсь, потому что я начинаю волноваться о видеоряде, под которую будет идти песня. За видеорядом следует изменение всей концепции. В итоге всё сводится к сотрудникам, стоящим, как на фотокарточке, с бенгальскими огнями и речи гендиректора в наряде Деда Мороза, у которого, вдруг, окажется, высокий писклявый голос.
 
В этом году «если у вас нету тёти», с одной стороны, слава богу, стала неактуальной. С другой, совсем не слава богу, потому что появилась мода на Олимпиаду. Заказчики требуют корпоративные ролики с бегущими факелоносцами, медалями и победами, несмотря на весь негативный шум вокруг предстоящих сочинских Игр. Как известно, у больших корпораций под Новый год происходит соревнование между филиалами: чей ролик окажется лучше. И я в этом году, каждый раз выезжая на очередные съёмки, с небольшой нервозностью думаю о том, что в это же самое время «конкурирующий» филиал тоже снимает что-то про спортсменов.
 
С большими корпорациями сейчас вообще та ещё проблема. Ещё года два назад все киношники кормились за счёт новогодних роликов для госструктур. После скандалов с предновогодними клипами для Владивостокской таможни и прочих российских муниципалитетов государственные предприятия побаиваются делать видео вообще. И вообще чиновники сейчас боятся всего, а особенно тратиться на весёлые междусобойчики. Приходится надеяться на коммерческие структуры, которые чаще вкладываются в поп-звезду для корпоратива, чем в видео (редки случаи, когда позволительно и то, и другое). В результате, ты делаешь ролики для бедных компаний, которые платят меньше, чем ты рассчитывал, а то и вовсе предлагают обойтись бартером. Мне однажды предлагали за съёмки оплату какой-то сельхозпродукцией. Причём звучала фраза «как подарок на складе выпишем». 
 

После успеха фильма «Горько!» о российской свадьбе, которая «обло, озорно…», весь цех принялся строчить сценарии про остальные «стозевные»: выпускные, похороны и прочие любимые народом мероприятия. Думается, что кто-то когда-то напишет и про корпоратив и тоже в форме корпоративного ролика (авторские за идею высылайте в редакцию).
 
Но всё это, конечно же, мелочи. Ведь все мы готовы к любым неприятностям и заранее знаем ключик от каждой двери. Что заведующая не хочет сниматься, потому что занята (а, на самом деле, стыдится свой фигуры), но «как же без вас, Тамара Ивановна!» и рюмка коньяка превращают её в стройную очаровательную модель. Что секретарь-Снегурочка после слов «мотор, камера идёт, начали» превращается не то в сосульку, не то в соляной столб, но рюмка коньяка растопит любую Снегурку. Что директор, услышав свой голос («Это, что, я так говорю?»), решает стереть запись, но рюмка коньяка убеждает его в уникальности своего тембра. Что когда сроки поджимают, рюмка коньяка заставляет даже компьютер обсчитывать файл в разы быстрее. Что рюмка коньяка превращает менеджера по закупкам, по его мнению, в гениального актёра, но в этом есть один плюс: не надо глаза отражателем  подсвечивать.
 
Поэтому все мы знаем, как действовать в любых ситуациях, предшествующих Новому году, ведь у нас всегда большой выбор, низкие цены и самый вкусный йогурт. С наступающей вас катастрофой, дорогие коллеги! 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3158
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2888
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2932
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1683
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1345
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1018