Формат: на стыке жанров 

«Район тьмы» — это интернет-сериал на пересечении жанров триллера и драмы. Каждая серия — новая история, составляющая мозаику «хроник повседневного зла», как гласит подзаголовок. Арсений Гончуков, режиссер, сценарист, продюсер и монтажер проекта (не зря в группе его называют «человеком-оркестром») ранее снял четыре «безбюджетных» полнометражных картины, которые удостоились престижных фестивальных наград. Например, «Сын» выиграл главный приз «Окна в Европу». 

Арсений Гончуков, режиссер, сценарист, продюсер и монтажерАрсений Гончуков (слева), режиссер, сценарист, продюсер и монтажер / Фото: Мария Гальцова

К формату интернет-сериала Гончуков обратился из-за разочарования в большом экране: «Те трудозатраты, которые вкладываются в кино, даже с учетом фестивалей, проката и телепоказов, к сожалению, не оправдываются, слишком мала оказывается коммуникация со зрителем». Интернет же дает возможность прямого контакта автора и аудитории, которая к тому же становится значительно шире. В первом сезоне «Района тьмы» запланировано двенадцать серий продолжительностью 7-10 минут. Как и предыдущие проекты Гончукова, этот создается независимо и без существенного бюджета, что накладывает свои особенности на производство. Какие — мы разобрались, посетив съемочную площадку проекта.

 

Группа: профессионалы + энтузиасты

Здесь есть профессионалы с многолетним опытом, недавние выпускники киновузов, а также энтузиасты-непрофессионалы, пришедшие из других областей и осваивающие кинопроизводство на практике. Оператор-постановщик Вася Широкий несколько лет назад окончил ВГИК, мастерскую Юрия Невского, снимал короткометражные картины. На проект попал, увидев объявление в соцсетях — его заинтересовала идея фильма и концепция съемок. Другая история у продюсера Натальи Макаровой. Она уже работала с Гончуковым над фильмом «Последняя ночь», но её основная деятельность от кино далека — Наталья входит в десятку ведущих адвокатов Москвы. Арсений так заразил её своим энтузиазмом, что профильной работой иногда приходится жертвовать ради проекта. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Правда, открытость новым людям вовсе не означает, что участие в сериале может принять любой желающий. Как говорит Арсений: «С одной стороны, чтобы попасть в команду, стоит очередь. С другой — есть достаточно большая ротация. Люди частенько уходят или я сам увольняю. Дело в том, что у нас настоящая, тяжелая киношная работа, а это понимают не все. Многие думают, что тут – общение со звездами, катание на облаках и красные дорожки. А в действительности — рутинный труд: договориться, привезти, отвезти, купить, собрать, убрать. Приходят люди с тремя языками и пятью образованиями и жалуются, что я заставляю их курьерами работать. А курьерами у нас работают все, включая меня, потому что мы все работаем за идею, и все делаем всё». 

Например, оператор на одной из серий выполнял часть обязанностей гаффера, а титры и снимались операторской группой из двух человек. После того опыта было решено, что команда должна быть больше, тогда и работа двигается быстрее, и смены даются не так тяжело. Сейчас на сериях, как правило, трудится полная группа.

По словам Васи Широкого, многое в действиях команды строится на доверии: «Нельзя доверить фокус первому попавшемуся человеку. Хотя это и узконаправленная профессия, но очень ответственная». Поэтому в качестве фокус-пулера Вася пригласил своего бывшего однокурсника Максима Кирюнина. По той же причине звукорежиссер Михаил Барковский работает один, хотя ему и предлагали взять ассистентов.

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Что касается актерского состава, то тут Арсений привлекает исключительно профессионалов – проводятся кастинги. В эпизод «Обычный человек» были отобраны актеры Олег Харитонов и Елена Торяник. Непрофессионалы привлекаются редко, как говорит Гончуков: «Только по задаче, если нужна естественная импровизация или яркий типаж».

Арсений указывает на ещё одну особенность группы, подтверждающую складывающийся тренд: «У нас работают женщины, сплошные женщины». И это не далеко от истины — добрую половину группы составляют представительницы прекрасного пола: продюсеры, второй режиссер, художник-постановщик, художник по костюмам, художник по гриму, ассистентки. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы». Подготовка актеров / Фото: Мария Гальцова

И ещё один момент, который вызывает удивление. При сменах, длящихся порой по двадцать часов, группа и актеры работают бесплатно. Но, кажется, никого из участников процесса этот вопрос не волнует. Как говорит администратор площадки Светлана Витте: «Люди здесь находятся не за деньги, а ради чего-то более важного, из чего берется и энтузиазм, и интерес, и самоотдача».

 

Съемочный процесс: дубли, локации и полиция

«Выработка у нас очень жесткая, — рассказывает Арсений. — Один день – одна серия». При длительности серии не более 10 минут получается средняя выработка между полнометражным кино, где как правило снимают 4 минуты за смену, и сериалами, где обычно — 12 минут. Съемки идут не каждый день, а с перерывами от недели, которые посвящаются подготовке к новой смене. Действие каждого эпизода разворачивается в двух-трех локациях, а участвуют от двух до десяти героев. При средней стоимости смены в 50 тысяч рублей (вместе с постпродакшном — около 100 тысяч) и ограниченном бюджете нет возможности переносить, задерживать или откладывать съемки. Арсений, поглядывая на часы, говорит по этому поводу, обращаясь к группе: «На прошлой истории мы делали по шесть, по восемь дублей. Я был в шоке — никогда столько не делал. Эту лавочку закрываем. Два-три дубля — максимум. Если речь не идет о каких-то сложнопостановочных сценах, следуем правилу — не больше трех дублей. Потому что хороших дублей всегда два: первый и третий. Четвертый уже плохой». Впрочем, жесткие условия, по мнению некоторых участников группы, идут на пользу проекту и обеспечивают максимальную концентрацию. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Поскольку центральная тема фильма — повседневное зло, то очевидны места действия: улицы спальных районов, пустыри, гаражи, подъезды, квартиры обычных многоэтажек. В регулярной смене локаций Вася Широкий видит плюс: «Хорошо, что у нас постоянно разные места, разные интерьеры, благодаря чему не возникает замкнутости, как на ситкомах». Съемки эпизода «Обычный человек» проходят в квартире в Коммунарке. Помещение безвозмездно предоставил Дима Шмидт, проникшийся одной из записей Арсения в соцсетях и решивший его поддержать: «Мне захотелось что-то сделать за идею, и я предложил свою помощь. Было несколько дел: сначала нашел пару локаций, потом что-то отвез на машине. А затем я сам предложил свою квартиру». Условий с его стороны было лишь два: чтобы не осталось «непоправимого ущерба» и чтобы у всей группы была сменная обувь. Сам Дима присутствует на площадке, но не столько для того, чтобы следить за соблюдением «условий», сколько за тем, чтобы помогать по мере возможностей. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

На вопрос о сложностях съемок в квартире администратор площадки отвечает, что они связаны в основном с ограниченностью пространства. По словам Светланы, главное — умение быстро определить, как распорядиться пространством и как организовать работу: «Приехав на локацию, мы сходу решаем, где снимаем и в какой последовательности. Работая над одним кадром, максимально занимаем остальное пространство, которое не задействуется. Например, сейчас мы снимаем первый кадр на кухне, потом переходим на ванну. Пока работаем над сценой в ванной, будем освобождать коридор, который понадобится для съемок дальше». Как только всё готово для съемок той или иной сцены, большая часть группы собирается в другой комнате, наблюдая за действием с помощью плейбека. Команде «Мотор!» предшествует репетиция, позволяющая, по словам оператора, «понять и запомнить мизансцену».

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Ближе к вечеру из квартиры съемки перемещаются на улицу. Одним из препятствий становится полиция. Смена близится к концу, снимается сцена возле костра (использовалась газовая горелка), который и привлекает внимание патрульных, — ассистент едет в участок, впрочем, вскоре возвращается живой и невредимый. В съемки другой серии тоже вмешались полицейские. По сюжету герой должен застрелить двух людей на улице. При этом использовалась пиротехника и бутафорский пистолет. Имитация разбоя заинтересовала проезжавших мимо сотрудников МВД, однако увидев, что это просто кино, они отнеслись к происходящему с пониманием.

 

Работа с чистовым звуком: петлички, «пушка» и соседская дрель

Как и на «Последней ночи», в «Районе тьмы» пишется чистовой звук с площадки. По словам звукорежиссера Михаила Барковского, для выполнения такой задачи, прежде всего, должно быть понимание со стороны группы, что пишется чистый звук: «Если нет такой установки, то в процессе съемок возможны допуски. Например, режиссер может командовать артистами во время дубля, не обязательна полная тишина на площадке. Если же звук чистовой, то на момент «мотора» все должны замереть». Для записи актеров используется классическая схема: петличные микрофоны и микрофон-«пушка». В последнем случае звукорежиссер говорит о важности сцепки с оператором: «Необходимо знать, насколько близко я могу быть к актеру, чтобы не давать тень или не влезать в кадр».

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Кроме того, на площадке приходится решать и вопросы с посторонними шумами. Характерный пример, повторяющийся регулярно: звукорежиссер объявляет «Полная тишина, идёт звук!» Группа задерживает дыхание, режиссер дает команду: «Начали!» И где-то неподалеку начинает сверлить дрель. Человек, проводящий ремонт, очевидно, воспринимает «начали» на свой счет. Впрочем, уверяет Михаил, для сцен без реплик посторонние шумы некритичны, так как фоли перепротягиваются и перезаписываются. Но вот «реплики не вычистишь», а потому после нескольких сорванных дублей кто-то из команды отправляется на поиски человека с дрелью.

 

Оборудование: камеры, оптика, свет и скидки

Несмотря на «безбюджетный» статус проекта, на технике группа старается не экономить. Вася Широкий говорит: «Арсений понимает, что какие-то вещи нельзя снять более дешевой камерой, и выделяет на это дополнительные деньги. Он хочет не просто снять, но и борется за качество». Тут, правда, помогает 50% скидка, предоставленная Гончукову Rentaphoto. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

На площадке используются разные камеры, в том числе RED Dragon, Sony PXW-FS7, Blackmagic 4K, Canon C-500. Как раз на последнюю снимается «Обычный человек». По мнению Васи, это камера дает хороший результат. При относительно небольшой стоимости, она, пусть и на внешний рекордер, пишет 4K, формат, в котором по принципиальному соображению было решено снимать сериал. Кроме того, Вася считает, что это лучшая камера из доступных в аренду, которая «видит» ночью. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Набор оптики, с которой работает команда — это комплект Samyang и комплект Carl Zeiss Compact Prime. Наиболее ходовые объективы — Carl Zeiss 25mm и 35mm, поскольку они дают «усредненный человеческий взгляд». Также на съемках используется радио-фокус C-Motion. Он удобен при работе в небольших помещениях. И фокус-пулер может находиться за плейбэком. Говоря о дополнительном оборудовании, Вася возвращается к теме ограниченного пространства. В эпизоде «Дед Мороз» был технически сложный кадр, когда нужно было с камерой проехаться по кровати, наезжая на героя-мальчика. Из-за небольших размеров комнаты понадобился слайдер. 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Что касается светового оборудования, то группа старается минимизировать использование искусственного света и сохранять естественное освещение. Осветитель Иван Сахаров рассказывает, что обычно задействовано: «В ванной (самом маленьком и замкнутом помещении квартиры, — прим. tvkinoradio.ru,) у нас есть China Ball, создающий рисующий свет, и один прибор Kino Flo. Для сцены на кухне — Kino Flo 4×4 и на заполнении LED-панель». 

Визуальное решение: отголоски Финчера, поэзия улиц и YouTube

Формат интернет-сериала отчасти определяет визуальное решение фильма. Арсений говорит по этому поводу: «Мы ориентируемся на небольшой экран YouTube, то есть, например, обходимся без дальних планов». Вася добавляет: «Хотя мы снимаем на разные камеры и разную оптику, светом, цветокоррекцией и общей стилистикой мы стараемся добиться визуального единства. Проект тем и интересен, что у тебя много разных историй, в которых нужно найти что-то уникальное и вместе с тем общее по стилистике». Один из таких общих элементов — уже помянутый естественный свет, придающий необходимую гнетущую атмосферу «темным историям». 

На съемках «Района тьмы»На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова

Продумывая визуальное решение, авторы отталкивались от различных референсов, среди которых, например, «Семь» Дэвида Финчера. Речь не идет о копировании, а скорее, о поиске вдохновения в каких-то отдельных моментах. Любопытен и другой подход в поиске референсов: «Мне нравится, что зачастую мы и сами себе создаем референсы, — рассказывает Вася. — Как-то ездили на поиск локаций, искали мост. Я сфотографировал Арсения на iPhone, а он посмотрел и говорит: «Вот это то, что нужно». Из этой фотографии в итоге выросла идея плаката. Мы сняли это место ещё раз уже на хороший фотоаппарат, а дизайнер потом обработал». Арсений подытоживает тему изобразительной стороны проекта: «Хотя мы обходимся без каких-то вещей, свойственных большому кино, визуально мы все же снимаем именно кино. Не пошлый сериал или вирусное видео».
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.