Репортаж

«Структура должна держаться на изменении характера героя»

В Доме кино состоялся IV питчинг дебютантов. На слушаниях мы с приятным удивлением наблюдали развитие искусства презентации собственных проектов и рост конструктивных мнений со стороны жюри

  • 20 февраля 2015
  • 673
Родион Чемонин


IV питчинг дебютантов
Фото: Елена Горбачева

Казалось бы: ещё три года назад слово «питчинг» нехотя входило в лексикон кинематографистов. Продюсеры, сценаристы, режиссёры с дрожью в коленях, заикаясь и путая слова, выступали со своими предложениями перед людьми, от которых будет зависеть их судьба в ближайшие несколько лет. Сегодня это уже сформировавшаяся «молодая шпана», бойко и бесстрашно умеющая подавать и продавать свои проекты (старшее поколение по-прежнему стыдится просить денег и волнуется на питче гораздо сильнее).
 
Вспомните, как проходили питчинги три-четыре года назад. Если кто-то показывал даже банальный дрим-каст – это уже было откровением и серьёзной заявкой на победу. В 2015 году без видеопрезентации вы не сможете даже позволить серьёзно к вам относиться. Даже больше. Некоторые представляли уже готовые трейлеры своих будущих проектов (правда, забыв железное правило киноиндустрии, что режиссёр ни в коем случае не должен делать трейлеры своих фильмов). Но изобретательности участников можно только позавидовать. Если главным макгаффином работы являлся телефон, то членам жюри раздавались мобильные телефоны, в которых появлялись СМС-сообщения, помогающие лучше понять презентацию проекта. Если в сценарии присутствовал ресторан как основная локация, членам комиссии предлагалось «меню», в котором была изложена презентация в сжатом виде.
 

Фото: Елена Горбачева

Это было замечено и удостоилось хвалебных слов членов экспертного совета. Как сказала исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, участвующая в жюри питчингов чуть ли не с самого зарождения таких презентаций: «Динамика абсолютно положительная. В этот раз проекты гораздо более высокого уровня, во всех смыслах – и сюжетно, и идейно, и организационно. Были представлены подготовленные проекты готовые к реализации чуть ли не с завтрашнего дня».  
 

Фото: Елена Горбачева

Приятно удивили и члены экспертного совета IV питчинга. Если на заре появления такой формы представления проектов в России в советы входили от силы пять-шесть человек, половину из которых составляли студенты или просто интересующиеся. Сегодня в члены жюри входят такие люди, которых трудно себе даже представить прислушивающимся к молодым талантам. Например, в этом году в зале Дома кино без предупреждения появился  продюсер Александр Цекало, не скрывавший того, что ищет сценарии или идеи именно для телесериалов. Он также подсказывал варианты исправления проектов и довольно смешно реагировал на некоторые штампы, которые произносили участники:
 
«Кто сказал, что драматургия (особенно короткого метра) должна состоять из трёх-четырёх актов? Роберт МакКи? Сценарист и телепродюсер Нил Ландау на своих лекциях не раз рассказывал, почему сериалы должны делиться на акты: потому что между ними должна появляться реклама! Вот и всё», – укорял Цекало как выступающих, так и членов жюри. Был подан ответный голос, что это некорректно. «”Некорректно” – это когда к нам едут голливудские мастера, чтобы учить нас, как надо играть, на родине Михаила Чехова», – парировал продюсер и шоумен.
 

Фото: Елена Горбачева

Впрочем, были и более конструктивные мнения жюри. Например, Джаник Файзиев указал, что нельзя представлять проекты лирических комедий, разбивая их на несколько разножанровых глав. «Я уже много лет пытаюсь объяснить нашей киноиндустрии, что хорошая внятная жанровая нарративность – залог успеха, как в кино, так и в телепроизводстве. Структура всегда должна держаться не на делении по главам: лирическая, комическая, воздушная и так далее. Структура должна держаться на изменении характера героя или героев. Если же вы называете свой проект “лирическая комедия”, но дробите на разножанровые главы, то у вас получаются просто новеллы, связанные между собой. Тогда проект должен честно называться “авторское кино”. В этом нет ничего плохого, просто совет для того, чтобы вас лучше понимали».
 
Ректор Высших курсов сценаристов и режиссёров Вера Игоревна Суменова не раз отмечала, что молодые кинематографисты плохо разбираются в жанрах внутри собственных проектов. Одному из дебютантов даже посоветовала снять не игровой фильм на заявленную тему, а документальный, это поможет в его продвижении.
 

Фото: Елена Горбачева

Тот же Цекало давал советы по уменьшению бюджета. Например: «Если у вас в кадре часто появляются два говорящих человека, то это можно всегда снять «восьмёрками», что убыстряет и процесс съёмки, и для этого не обязательно снимать двумя камерами. Так дешевле».
 
Звучали советы, касающиеся не только таких глобальных вещей, но и просто названий. «Если вы будете просить деньги в России на проект под названием “Саентолог”, то вас или тут же побьют, или убегут подальше».
 

Фото: Елена Горбачева

Многие жюри с удовлетворением отмечали, что на IV питчинге наконец-то появились комедии или смешения жанров. Понятное дело, не обошлось без сюжетов про дома престарелых и безногих детей, но общий позитив всё же присутствовал.
 
В итоге главный приз – 100 000 рублей от Союза кинематографистов России  в разделе короткометражного кино взял проект комедии положений «Ну, здравствуй! Оксана Соколова!» авторства Кирилла Васильева. Это история незадачливого радиоведущего, у которого пропал свой голос и вместо него появился женский. Пикантность момента в том, что он ведёт «мужскую программу».

Кирил Васильев "Ну, здравствуй! Оксана Соколова"
Фото: Елена Горбачева
 
В разделе полнометражного кино 1-е место и приз от Союза кинематографистов России в размере 100 000 рублей достался проекту «Здравствуйте, Дядя Сережа» Сергея Гатаулина. В этой социальной трагикомедии рассказывается о трогательной дружбе между популярным актёром театра и кино и семилетним мальчиком, больным раком.
 
Остальные победители IV питчинга были награждены сертификатами на помощь от многочисленных спонсоров и скидками от различных продакшн-компаний.
 

Фото: Елена Горбачева

В завершение вечера первый заместитель председателя Союза кинематографистов России и председатель экспертных советов Сергей Лазарук также отметил повышающийся уровень питчингов и пригласил всех к участию в следующем, V питчинге дебютантов, который состоится в конце июня в рамках Российских программ ММКФ. О приёме заявок будет сообщено отдельно на сайте www.moviestart.ru.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4333
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3616
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2818
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1966
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1794
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1658
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее