Главная / Статьи / Кризиснаш: как кино встречает трудные времена?

Кризиснаш: как кино встречает трудные времена?

«Сокращение», «снижение», «бюджет», «запрет», «процент», «контент» – слова, стремительно набирающие популярность. В СМИ прошли увольнения, объем рекламы на телевидении и радио усыхает на глазах, как и финансирование теле- и кинопроектов, телекомпании перераспределяют авторские права. Как повлиял кризис на кинопроизводство, мы спросили нескольких продюсеров из разных направлений индустрии — от фестивального и авторского кино до высокобюджетных блокбастеров.

Алексей А. Петрухин (генеральный продюсер и президент компании Russian Film Group, продюсер фильмов «Вий», «Сматывай удочки», «Мужской сезон: Бархатная революция», «Вий-2. Путешествие в Китай»):

«Кризис, безусловно, отразился на киноиндустрии. Помимо снижения инвестиционной привлекательности резко сократились возможности product-placement’а. Многие бренды либо совсем закрывают бюджеты на этот вид рекламы, либо минимизируют. Министерство культуры также объявило об уменьшении размера субсидий на будущий год, и это мы очень скоро на себе почувствуем. Кроме того, оборудование для кинопроизводства вслед за курсом валют на https://www.porssikurssit.fi/osake/TELIA1.HE очень подорожало, не говоря уже о сокращении прочих издержек в индустрии.

Кризис затронул и наш новый проект «Вий-2. Путешествие в Китай», потому что мы работаем в копродукции с Китаем, а их цены тоже выросли в два раза. Голливудские актеры стали для нас дороже, хотя многие, конечно, пошли нам навстречу».

Артем Васильев (генеральный продюсер компании Metrafilms, продюсер фильмов «Бумажный солдат», «Дау», «Под электрическими облаками»):

«Кризис уже успел отразиться на кинопроизводстве. Очень много проектов затормозилось. А те, что не затормозились, пересматривают производственные бюджеты, актерские ставки и т.д. Пока неизвестно, как мы дальше будем с телевидением взаимодействовать, и что станет с размерами возможной господдержки. Риск невозврата бюджетов возрастает. Потому можно предположить, что в дальнейшем Фонд кино будет ужесточать требования по возврату средств, но опять же не факт. Сейчас ведь многие компании, взявшие у Фонда деньги, не могут их вовремя вернуть, и это проблема не единичная, а системная. Как ее решать – непонятно. В общем, ситуация подвешенная.

У Metrafilms есть несколько проектов, которые мы собираемся делать в этом году, но могу сказать, что ясности с бюджетами пока нет. В случае фильма «Под электрическими облаками» нас буквально несколько недель назад поддержал «Первый канал», благодаря чему мы надеемся закрыть многие наши вопросы. Остается неясным, что с прокатом, но это уже отдельная история».

Юлия Мишкинене (генеральный директор продюсерского центра Vita Aktiva, продюсер фильмов «Охотник», «Интимные места», «Генерал»):

«Пока еще сложно говорить, как кризис отразится на кино, поскольку какие-то тенденции только начали проявляться. Организации, участвующие в финансировании кино, то же Министерство культуры, Фонд кино еще не объявили конкурсы. Перефразируя знаменитую цитату из «Собачьего сердца», кризис в головах. Пока, как мне кажется, самое страшное, что может произойти – это кризис неплатежей на фоне информации о ситуации в экономике. А так, если люди будут выполнять свои обязательства, если не произойдет общего коллапса экономики в стране, то серьезного кризиса в киноиндустрии не случится.

Если приводить пример Vita Aktiva, то у нас на данный момент один фильм находится в стадии завершения («Генерал»), один – в стадии съемок («Алтай. Счастливые люди»), и несколько проектов на этапе девелопмента. Естественно, были некоторые проблемы с завершением «Генерала», потому что ряд платежей по нему в евро, и закрывать их по понятным причинам стало сложнее. «Счастливые люди» снимаются на Алтае, поэтому пока экономическая ситуация на картине особо не отразилась. Что касается девелопмента, то там ряд обязательств, в том числе по правам, выполняются в евро. Будем с этим справляться по ситуации.

На мой взгляд, в кинопроизводстве в связи с кризисом пока ничего не произошло. Есть только какие-то отговорки, но серьезно он ни на что не повлиял. Кино выживало во все кризисы, кроме одного – кризиса в области кинотехнологий в начале 90-х, когда в России вовремя не построили dolby-кинотеатры. Вот тогда процесс остановился. Потом после дефолта в 98-ом году тоже все думали, что наступил конец. Оказалось, нет. Через два года появилось внятное кино, потому что появились кинотеатры. Так что сегодня в кинопроизводстве может что-то случиться, если публика вообще перестанет ходить в кино и каналы прекратят вещание, а в остальных случаях – нет».

Еще по теме

Сам себе скрипт-доктор: 5 способов исправить свой сценарий
Я обучаю сценарному мастерству и кинопроизводству с 2006 года. На мои курсы приходили сотни будущих...
история анимации
Эволюция анимации: От ручного рисунка до CGI
Анимация, увлекательный вид искусства, оживляющий персонажей и истории с помощью...
Основы создания изображения: что нужно знать, чтобы снимать осмысленно
Самостоятельно изучать процесс создания фильмов, безусловно, трудно, однако не настолько сложно,...
Шеф-редактор новостной радиостанции: Яна Лубнина
— Давай начнем разговор с того, как ты начинала свою...
Разрешите обратиться где снимали
Где и как снимали комедийный сериал «Разрешите обратиться» (2023)?
В 2023 году на платформе Иви вышел фантастический комедийный детектив...
Как сделать хороший звук в ситкомах
Процесс съемки ситкома едва ли отличается от съемок любого другого...
где снимали большое переселение
Где и как снимали реалити-шоу «Большое переселение»
«Большое переселение» — реалити-шоу канала ТНТ, посвященное Джигану и Оксане...
«Вдохновение для фильмов мы черпаем из криминальных новостей»
Как появился «язык братьев Дарденн» Не было такого, чтобы я...