
7 причин, почему хоррор — самый противоречивый жанр
Чем фильмы ужасов лучше драм и комедий и стоит ли в 2020-м снимать «Паранормальную Москву» в попытке заработать миллионы — рассказывают российские кинематографисты, работающие в жанре хоррора
- 23 июля 2020
- 4856
- Петр Скопин
1Найти оригинальную идею — сложнейшая задача...
Просто девочка, вылезающая из колодца, или писатель, прорубающий топором дверь и инфернально выстукивающий раз за разом «Redrum» на печатной машине, в 2020 уже не работает.
Например, „Связь“ Джеймса Биркита — нетипичный фильм ужасов, претендующий на интеллектуальное кино, а это лишь дебютная полнометражная работа. Так же обстоит дело и с дебютными „Солнцестояние“ и „Прочь“: американцам по-прежнему есть что сказать в этом жанре».
Трейлер фильма «Связь» (2012)

2…однако в хорроре это сделать проще, чем в других жанрах.
Нестандартная идея, рассказанная в три предложения, сможет стать вашим выигрышным билетом. Представить такое в случае с комедией, или с мелодрамой, невозможно.
Трейлер сериала «Водоровот»
Хоррор же можно „продать“ именно лихой идеей, которая сама по себе, даже просто рассказанная в три предложения, производит впечатление. Понимаете? Идея хоррора „на слух“ всегда звучит выгоднее, чем идея драмы.
Есть еще один момент: хоррор проще снимать с точки зрения работы с актерами. Даже если ты принес отличный сценарий драмы, продюсер не убежден, что ты, будучи дебютантом, достаточно круто ее снимешь, и что с актерами ты сможешь работать на уровне, которого требует хорошая драма.
С комедией еще сложнее: талант комедиографа вообще самый редкий среди режиссеров. Никто не уверен, что дебютант снимет хорошую комедию. Продюсер всегда прикидывает шансы на успех или неудачу и хоррор выглядит для него, в этом смысле, привлекательнее».
3Снять хоррор можно очень дешево…
Бутылка кетчупа, друзья, близлежащий парк и, при должном везении, «Оскар» вам обеспечен. Так? Ну, почти…
Самая первая моя короткометражка, „Наблюдатель“ (2008), родилась именно из таких бюджетных ограничений. У меня был доступ в университет, где я учился, я знал нескольких актеров, друзей моего отца (мой отец — театральный актер). Был также доступ к дешевым камерам и колесикам для штатива.
Короткометражный фильм «Наблюдатель» (2008)
Несколько дней подумав, как из этого собрать кино, жанр пришел сам собой: что, если снять хоррор в пустых коридорах университета, ночью, когда там никого нет, с одним актером в главной роли?
Другая короткометражка, „Морок“ (2016), была сделана по той же схеме, разве что местом действия стал старый дом бабушки с дедушкой.
Короткометражный фильм «Морок» (2016)
Еще один плюс жанра — он целиком зрительский. Фильм можно выложить в интернет, и молниеносно получить отклик: как простого зрителя, так и киносообщества. Чтобы состояться, совершенно не нужно какое-то фестивальное признание или оценки жюри».

Конечно, „Лесополоса“ — непрофессиональное кино, оно было сделано всего за пару недель и в нем полно недостатков. Тем не менее, фильм и на фестивалях показали, и покупали для каких-то телепоказов, и даже в прокате он побывал. Компания „Артхаус-траффик“ тогда выпустила в прокат три „неформатных“ фильма — и там была „Пыль“ Лобана, моя „Лесополоса“, и что-то еще.

Кадр из фильма «Лесополоса» (2005) / Фото: скриншот из фильма
В целом, про „Лесополосу“ могу сказать, что при таком малом бюджете проект многократно окупился и принес хорошую прибыль на каждый вложенный в него доллар».
4…но снять действительно хороший хоррор — это всегда сложно.
Если дружеские междусобойчики с кетчупом вас больше не устраивают и вы решили прорваться в индустрию, нужно многое изучить в освещении, визуальных эффектах и гриме.
Единственный нюанс, в чем-то облегчающий нам жизнь, короткометражные ужасы можно сделать в формате „одна сцена без контекста“. Какой-то герой сталкивается с чем-то зловещим, пугается, все. Обычному зрителю этого будет достаточно. С драмой такое провернуть сложнее, нужен контекст — кто герой, в чем конфликт, к чему все это идет и так далее».

Когда я снимал „Район тьмы“ (2016), я его вытягивал своей жизнью, своей кровью, своим здоровьем. Мы просто костьми легли. У нас не было ничего, но мы сняли 19 серий „на палец“ и при этом хорошо — потому что мы бросали в эту топку собственные жизни, души, здоровье и так далее, закрывая этим отсутствие денег».
Эпизод сериала «Район тьмы» (2016)
5У хоррора может быть феноменальный успех при минимуме затрат…
Все же в юности помышляли о том, чтобы снять хоррор на коленке, а потом (случайно) заработать миллионы в прокате?

Трейлер фильма «Отписаться» (2020)
6…но такие случаи редки даже в Голливуде.
Везение — вещь случайная. И даже в Голливуде на нее никогда чрезмерно не надеятся.
“Ведьму из Блэр“ можно было снять только один раз, ребята, и это были не вы! Такие примеры ужасно расхолаживают, но люди не понимают, что эти случайности, которые на грани фола, случились благодаря уникальным событиям, людям и так далее.
Сцена из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
Повторить этот успех невозможно. Миллионы россиян, успокойтесь, это кто-то уже снял! Подобного рода информация бессмысленна и вредна для тех, кто начинает снимать кино».

7А в России с хоррорами (всегда) сложно.
Чаще всего, люди готовы заплатить, только чтобы не ходить на российские хорроры. Даже с нашими комедиями и драмами ситуация намного лучше.

Обложка: Обложка: кадр из сериала «Водоворот» / Mars Media
Комментарии