Главная / Практика / Восемь лет захватывающей борьбы с предрассудками: режиссер Джордан Пил о хорроре «Прочь»

Восемь лет захватывающей борьбы с предрассудками: режиссер Джордан Пил о хорроре «Прочь»

На прошлой неделе Джордан Пил поучаствовал в дискуссии с кинокритиком Элвисом Митчеллом на Film Independent Forum. Комик, впоследствии ставший режиссером, подробно рассказал, чему научился за те восемь лет, в течение которых он задумал, написал и снял свой режиссерский дебют — хоррор «Прочь», который стал одним из самых прибыльных проектов в американском кинопрокате.
 

Отсутствие расового разнообразия в Голливуде

Пил рассказал собравшимся, что только на обдумывание истории у него ушло целых пять лет. За это время он не написал ни слова сценария. Пил знал, что проект выходит амбициозный, и сознательно ограничивал себя, считая, что фильм ужасов на тему расовой дискриминации вряд ли когда-нибудь получится снять.
 

Трейлер к фильму «Прочь» (2017)

«Все белые в фильме — злодеи. Такое вообще возможно?», — вспоминает Пил свои опасения. Тогда он осознал, что подобные ограничения слишком сильно влияют на его мировосприятие: «Эта система укоренилась в моей голове. Но я понял, что переживать о том, смогу ли я снять нечто подобное, не стоит. Лучше сконцентрироваться на создании сценария моего любимого фильма, которого еще не существует».
 

Хороший сценарий — это всегда весело

Отбросив в сторону предрассудки, Пил приступил к делу, но относился к проработке сценария как к хобби. Эта работа была для него чем-то вроде развлечения, которое заменяло вечерний просмотр телевизионных передач.

Джордан Пил на съемках фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures
Джордан Пил на съемках фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

По словам Пила, опыт комика позволил ему осознать важную вещь, которая уже стала частью успеха шоу «Кей и Пил»: если ты хорошо проводишь время за написанием сценария, то, скорее всего, он выйдет удачным.

«Могу посоветовать всем, кто испытывает творческий кризис — делайте то, что вам действительно нравится и интересно. Если вам скучно, значит, что-то не так», — говорит Пил.
 

Социальный триллер — это мощный жанр

Пил хотел сделать реалистичный фильм, но при этом очень боялся, что картина, посвященная скрытому, неявному расизму, вызовет серьезные споры. Его приятно удивило, что во время первых публичных показов «Прочь» стало понятно, что и белые, и черные зрители начали смотреть на происходящее глазами главного героя, Криса.

Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal PicturesКадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

Во время работы над сценарием Пил понимал, что большая часть афроамериканцев сразу же считает угрозу, исходящую от белой провинциальной семьи. По своему опыту им станет понятно, что протагонисту надо бежать «прочь». Ключ к успеху, по словам режиссера, был в преимуществах так называемого жанра «социального триллера». Пил считает, что подобные фильмы описывают «ужасы социума», а злодеями в них становятся сами люди и то, как они взаимодействуют друг с другом.

Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal PicturesКадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

Чтобы максимально использовать потенциал этого жанра, Пил изучил такие социальные триллеры, как «Ребенок Розмари» и «Степфордские жены», основанные на романах писателя Айры Левина.

«Левин блестяще закрутил эти истории, — говорит Пил. — Они непростые, полны нюансов и деталей. У него часто случается что-нибудь странное — и это обычно ведет, к какому-то жуткому откровению. При этом Левин всегда объяснял, почему персонаж не убегает в ту же секунду куда подальше. И в том, как он это объяснял, и заключается ужас реальной жизни».

Сюжеты Левина о женщинах в западне подсказали Пилу, что именно подлинный ужас общества, а вовсе не паранормальные явления и научно-фантастические элементы, позволит внушить зрителю чувство опасности, при этом не давая повода протагонисту бежать без оглядки.

Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

«Крис находится в центре внимания: все на него смотрят, а мы как зрители ощущаем то же самое, что и он: „Здесь какой-то заговор, тайное общество, и мне это определенно не нравится“, — объясняет Пил. — Но я один раз был на вечеринке, которая не так уж сильно отличалась от происходящего на экране».
 

Преодоление жанровых клише: белый спаситель

В то же время Пил понял, что иногда жанровые клише можно эффективно использовать, чтобы удивить зрителя. Например, в голливудских фильмах о проблемах расизма часто появляется белый спаситель, и этот стереотипный ход режиссер решил применить в своих целях.

«Подобный персонаж обычно как будто бы говорит белым зрителям: «Все в порядке, я — это вы, можете себя ассоциировать со мной. Например, Брэд Питт в „12 годах рабства“ или Кевин Костнер в „Скрытых фигурах“. „Не волнуйтесь, не все белые — злодеи и расисты“», — объясняет Пил.

Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

Режиссер понимал, что зрители будут ассоциировать Роуз как раз с таким типом персонажей и не видеть в ней опасности. Даже особенно подозрительные бы задумались: «Ну нет, такого не может быть. Разве они сделают последнего положительного персонажа в фильме злодеем?».

Так Пилу удалось подвести повествование к эффектному сюжетному твисту в середине картины.
 

Финансовые ограничения ведут к творческим находкам

Бюджет «Прочь» — меньше 5 млн долларов, а это значит, что съемочной группе часто приходилось говорить режиссеру, что очередную его задумку вряд ли удастся воплотить. Вместо попыток компенсировать подобные ограничения, Пил старался использовать их как стимул улучшить фильм и быть изобретательнее.

Один из примеров того, как ему это удалось: для сцены вечеринки было недостаточно массовки. Поэтому толпа в кадре всегда располагается вокруг Криса и двигается соотвествующе.

Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures

«Хореографию мы продумали таким образом, чтобы происходящее казалось искусственным, как будто бы постановочным. У зрителя должно было появляться ощущение, что на вечеринке что-то не так», — объясняет Пил.

Вот так трюк, призванный скрыть бюджетность сцены, сделал ее эффектнее и сильнее с драматургической точки зрения.
 

Источник: indiewire.com