Практика

Как работает коллективный герой в кино

Что такое коллективный герой и как выглядит драматургическая структура в фильме со множеством главных персонажей, — разбираем на примере фильмов «На игле» Дэнни Бойла и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона

 
Коллективный герой — это группа персонажей, которые объединены общим конфликтом. Он может быть внешним, как в фильмах-катастрофах, и внутренним — когда герои сталкиваются с похожими личностными проблемами. У каждого персонажа есть своя сюжетная линия и одинаковое количество экранного времени. Особенность сюжета — все ключевые события герои проживают синхронно, как если бы это был один персонаж.
 
 

Понятие «коллективный герой» пришло в кино из литературы. Под этим понятием также подразумевали группу персонажей, которые объединены общей социальной средой, ценностями, профессиями или семейными узами. Коллективный герой вступал в конфликт с обществом, судьбой или другой группой героев.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

Первые коллективные герои в кино демонстрировали противостояние масс: разных общественных классов, наделенных коллективным сознанием. Яркий пример — фильмы Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Броненосец „Потемкин“» (1925), где каждый персонаж внутри коллективного героя является типичным для своей эпохи и борется с классовым неравенством.

Кадр из фильма «Броненосец „Потемкин“» (1925) / Фото: первая кинофабрика «Госкино»
Кадр из фильма «Броненосец „Потемкин“» (1925) / Фото: первая кинофабрика «Госкино»

В современном кино коллективный герой как прием имеет много возможностей. С его помощью режиссеру проще выразить свою идею или отношение к проблеме, поскольку зритель видит сразу нескольких людей, застигнутых врасплох. Главным героям необязательно представлять общую социальную группу, иметь одинаковые ценности, быть родственниками или находиться в одном времени и пространстве. Они могут быть даже не знакомы друг с другом, но в какой-то момент их сюжетные линии пересекутся благодаря общей проблеме.

 

Представление героя

Коллективный герой действует в истории так же, как индивидуальный. Это значит, что сюжетная линия каждого из героев проходит через все ключевые события истории: завязку, кульминацию и развязку. Даже если герои находятся в разных местах или временных отрезках, эти события должны происходить с ними одновременно.

В фильме Пола Томаса Андерсона «Магнолия» главные герои сначала кажутся незнакомыми людьми. Однако по мере развития сюжета мы узнаем, что часть героев связана семейными узами, а часть — случайным стечением обстоятельств, которым посвящен фильм.
 
Трейлер фильма «Магнолия» (1999)

Личный конфликт каждого из героев показан в начале фильма короткими сценами. Перед нами группа разных людей из Калифорнии: Фрэнк — ведущий тренингов для мужчин, Эрл — умирающий от рака пожилой миллионер, его молодая жена Линда, Джимми — пожилой ведущий программы «Что знают дети», Джим — добрый полицейский, Клаудия — молодая наркоманка, Донни — бывший вундеркинд из 1960-х, который работает в магазине электроники, Стэнли — ребенок-вундеркинд, участник «Что знают дети».

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

Фильм Дэнни Бойла «На игле» начинается с закадрового монолога героя-рассказчика Марка Рентона. Мы знакомимся с его друзьями детства: забавным, безобидным Кочерыжкой, эксцентричным, вспыльчивым Больным, правильным, спокойным Томми и агрессивным, жестоким Бегби. Здесь же мы узнаем, в чем заключается их общий конфликт — пристрастие к героину.
 
Трейлер фильма «На игле» (1996)

В коллективном герое один из персонажей может выступать как рассказчик. Он может выглядеть как главный герой, однако его основная функция — связывать всех персонажей внутри коллективного героя и выражать идею фильма. Кроме того, герой-рассказчик обычно воплощает в себе качества всех персонажей внутри коллективного героя.

Марк Рентон в фильме «На игле» является как раз таким персонажем. Его образ восходит к архетипу Трикстера в мифологии — героя-плута, который совершает плохие поступки не со зла, а ради игры. Марк умен, он осознает, что делает, когда принимает героин, ему удается избежать тюрьмы и смерти от передозировки, ему одному из героев удается уехать в Лондон и начать новую жизнь.

 

Развитие конфликта

По мере развития конфликта в «Магнолии» мы узнаем, что часть героев приходится друг другу родственниками. Ведущий передачи «Что знают дети» Джимми — отец наркоманки Клаудии. А ведущий тренингов для мужчин Фрэнк — сын умирающего от рака миллионера Эрла. Джимми хочет помириться с Клаудией, приходит к ней домой, но она выгоняет его. Фрэнка застают врасплох во время интервью: журналистке удалось выяснить, что он скрывает от прессы смерть своей матери. После интервью Фрэнку сообщают, что его отец Эрл, который много лет назад бросил Фрэнка с матерью, при смерти и хочет его видеть.
 
Сцена из фильма «Магнолия» (1999)

Семейные проблемы лежат в основе личного конфликта каждого персонажа «Магнолии»: бывший вундеркинд Донни влюбляется в бармена и хочет поставить себе скобы на зубах, чтобы привлечь его внимание, полицейский Джим очень хочет завести семью и влюбляется в Клаудию, жена смертельно больного Эрла Линда внезапно осознает, что любит его, а ребенок-вундеркинд Стэнли понимает, что отец использует его ум ради денег.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

В «На игле» отношения главных героев друг с другом такие же сложные, как и их отношения с героином. Марк Рентон называет своих друзей — заклятые друзья. Они будто олицетворяют те стороны его личности, которые он в себе ненавидит. Возможно поэтому Марк так легко предает своих друзей — одного за другим. Из-за него Томми расстается со своей девушкой и садится на героин, Кочерыжка не проходит собеседование, а потом попадает в тюрьму. В закадровом тексте Марк прямо говорит, что он хочет куда-то деться от своих друзей, потому что они напоминают ему его самого.

 

Кульминация

В фильмах с коллективным героем обязательно должна быть точка, где сюжетные линии всех персонажей пересекутся. Чаще всего эта точка — середина фильма или его кульминация.

В «Магнолии» сюжетные линии героев начинают пересекаться уже в первых сценах, однако самые напряженные моменты происходят в середине фильма. В эти моменты Линда признается Эрлу, что всю жизнь изменяла ему, у Стэнли происходит нервный срыв посреди программы «Что знают дети», Джимми падает в обморок, Джим теряет свой пистолет во время дежурства, а Донни отвергает его возлюбленный.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

В кульминационном моменте «Магнолии» персонажей застает дождь из лягушек. Эта сцена восходит к Библии, к десяти карам египетским. С одной стороны этот дождь напоминание о наказании, с другой — о Божьем замысле. После дождя Линда приходит в себя в больнице, Стэнли просит отца быть добрее к нему, Джим спасает жизнь Донни и находит свой пистолет, Клаудия мирится с матерью, а Фрэнк прощает Эрла.
 
Сцена из фильма «Магнолия» (1999)

В «На игле» в середине фильма Марк Рентон переезжает в Лондон и устраивается на работу агентом по недвижимости. Однако его заклятые друзья скоро напоминают о себе. Сначала к нему приезжает Бегби, которого разыскивают в Шотландии за вооруженное ограбление, а затем и Больной. Вместе они вынуждают Марка пойти на сделку по покупке и продаже крупной партии героина.

Сделка оказывается успешной. Бегби, Больной, Кочерыжка и Марк получают на четверых большие деньги. Устав от своих друзей, которые приносят в его жизнь только разрушение, Марк решает сбежать от них со всеми деньгами. В финальном закадровом монологе он честно признается, что он подлец, но обещает себе исправиться.

 

Как создать коллективного героя

Пол Томас Андерсон написал сценарий «Магнолии» за 10 дней. Изначально у него был только образ Клаудии, под который подбирались остальные персонажи.

Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что герои «Магнолии», которые связаны семейными узами, причиняют друг другу боль. В то время как герои, которых связывают случайные обстоятельства, напротив — проявляют участие и поддержку.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

Интересны также параллели между персонажами «Магнолии» внутри коллективного героя. У Клаудии конфликт с отцом Джимми, но она влюбляется в полицейского, которого зовут так же — Джим. В фильме сразу два мальчика-вундеркинда — взрослый Донни и маленький Стэнли, где Донни — наглядный пример того, какое будущее ждет Стэнли, если он не найдет в себе силы изменить свою жизнь.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

Режиссер не случайно назвал фильм «Магнолия» и поместил на постер лица героев в лепестках. Цветок магнолии — символ непорочности, благородства, чистоты. Ее отличает то, что у нее нет четко выделенных лепестков — все ее лепестки будто соединены друг с другом. В этом образе режиссер вероятно хотел передать неразрывную связь героев, а возможно и всех людей на Земле.

Персонажи «На игле» служат зеркалом друг для друга, воплощают внутренние противоречия героя-рассказчика Марка Рентона, а также олицетворяют собой то, с чем они сами борются — пристрастие к героину.

Кадр из фильма «На игле» (1996) / Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «На игле» (1996) / Фото: Miramax Films

В «На игле» коллективный герой демонстрирует не только портрет поколения. На примере судеб героев мы видим различные варианты, чем может закончится зависимость от героина: тюрьмой, смертью, одиночеством.

 

Функции коллективного героя

Коллективный герой нужен, когда стоит задача передать образ эпохи, поколения, мышления, показать типичного представителя определенной группы людей или усилить погружение зрителя в историю.

В «Магнолии», с помощью коллективного героя, режиссер хотел выразить мысль о том, что даже случайные события на самом деле не случайны. Все в этом мире связано.

Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Магнолия» (1999) / Фото: New Line Cinema

В фильме «На игле» герои являются портретом поколения внутри своей группы (молодежь Шотландии 1990-х). В этом коллективном герое можно также проследить мысль , что героин может толкнуть на предательство даже близких людей.
 
Обложка: кадр из фильма «На игле» (1996) / Miramax Films

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 25834
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 13255
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 11156
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 7246
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5287
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4312
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее