Слова

Алексис Маненти: «Проблематика фильма “Отверженные” — произвол полиции, нищета и протесты — актуальна для всех стран мира»

Пришла новость о том, что фильм Ладжа Ли «Отверженные» получил номинацию на «Золотой глобус» и выставлен на «Оскар» от Франции. Мы поговорили со сценаристом фильма и исполнителем одной из главных ролей Алексисом Маненти о подробностях съемок этой недорогой, но сложной для производства ленты

— Сравнивая сегодняшние новости о беспорядках в Париже и кадры из вашего фильма, можно найти много общего. Это совпадение?

— К сожалению, все, что касается беспорядков в Париже, началось довольно давно. Я вынужден признать, что тема погромов беспокоит каждого француза вот уже несколько десятилетий. Разница между фильмом и новостями заключается не только в том, что это художественное произведение, но и в том, что у нас место действия — это пригороды Парижа. Сегодня протестное движение захлестнуло весь город и всю страну.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

В фильме много сцен с использованием флешболов – оружия, стреляющего резиновыми пулями. Если раньше их можно было увидеть только на окраинах Парижа, то сегодня эта волна докатилась до центра столицы.
 
Трейлер фильма «Отверженные» (2019)

— «Отверженных» в этом году наградили спецпризом жюри в Каннах. Вас выдвинули на «Оскар» и выставили на «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Я думаю, важную роль в этом успехе играет универсальность истории, которая могла произойти в любой стране.

— Да. Если честно, мы думали об этом при написании сценария. То есть не об «Оскаре» и других наградах, а о том, насколько сюжет будет понятен самым разным людям. Особенно это проявилось на монтаже. Фильм зазвучал дидактически и универсально. То, насколько незаконно себя ведет полиция и как ведут себя дети в проблемных районах, актуально для всех стран. Нищета, беспорядки, теневые боссы кварталов — это, я думаю, проблема для всех крупных городов мира.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Правда ли, что квартал, в котором происходит действие фильма, был описан Гюго в романе «Отверженные»?

— Да, это абсолютная правда. Этот район называется Монфермей. В романе Гюго там находился дом Тернадье, и там же писатель поселил Козетту.

— Название сценария, в создании которого вы приняли участие, сразу было «Отверженные»?

— Нет, это не был первый вариант названия. «Отверженные» придумал режиссер Ладж Ли. Оно так и осталось. Но это было еще на уровне короткометражки, которую мы сняли двумя годами ранее.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— В чем для вас, как для актера и сценариста, заключается разница между коротким и полным метром?

— Для меня нет никаких различий. Не обращая внимания на формат, я стараюсь работать по максимуму. Единственное, работа в полном метре дала мне возможность копнуть глубже. Я прописал характеры героев, в том числе и своего, более подробно.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— Чем сюжет первоначальной короткометражки отличается от полного метра?

— На самом деле, основная сюжетная линия в коротком метре — такая же, как и в полном. Режиссер Ладж Ли начинал как документалист и много снимал полицейские рейды. Эти операции копов и вошли в основу сюжета короткометражки. И поскольку в «Отверженных» большое значение имеют политические нюансы, то мы старались аккуратно их соблюдать, чтобы не было никаких непониманий.

В «большом» фильме у нас поменялись драматургические ходы, полицейский Гвада, который выстрелил в лицо ребенку, был совсем другим, чем в полном метре.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— А лев тоже был в коротком метре?

— Нет, там льва не было. Более того, у нас не хватало времени на экспозицию, как в полном метре, у нас все происходило достаточно быстро. В короткометражке мы начинали действие сразу с приходом в отдел новенького полицейского. И именно он первым вступает в конфликт с ребятами на районе. Главный очаг напряженности у нас возникал из-за противопоставления мальчиков и бригады полицейских, а не из-за кражи львенка.

И потом, полнометражный фильм мы разбили на три акта, финальной третьей части у нас не было в коротком метре.

— Я правильно понимаю, что третья, последняя, часть была самой сложной в производстве?

— Безусловно. С точки зрения съемочного процесса эта сцена — бой в подъезде многоэтажного жилого дома — была наиболее трудной. Большое количество актеров, узкие проемы, лестницы, было важно, чтобы никто не пострадал.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— И как это все снималось?

— Идея этой сцены была подана режиссером, поскольку он в реальной жизни в свое время был участником подобных уличных схваток. Он сам видел, как однажды полицейские были окружены и зажаты на лестнице в жилом доме. Так он и придумал эту сцену.

Снималась она два дня. Ребята-актеры были разделены на группы, с каждой из которых работали профессиональные каскадеры. Они же направляли ребят на площадке и координировали их действия.

Мы старались как можно больше упростить действия актеров в этой сцене, облегчить их задачу, так как велика была угроза здоровью. Там же было много пиротехники, изображающей взрывы, огонь файеров, дым и драк с применением бит и бутылок.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Я понимаю, что это вопрос к режиссеру, но, возможно, вы знаете, как происходил кастинг детей?

— Парень по имени Бузз, который снимает все на дрон, — это сын режиссера Ладжа Ли. Второй главный персонаж среди детей, Исса, — эту роль сыграл мальчик, который тоже давно знаком с Ладжем, он живет в этом районе. Остальные ребята проходили кастинг, но они все живут в этом квартале.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— По каким критериям выбиралась вот эта массовка из ребят?

— Во многом они набирались случайно, мы встречали кого-то на улице и спрашивали, не хочет ли он сняться в кино. Если им было интересно, то они участвовали в съемках. Главное, чтобы у них был спокойный нрав, чтобы они были послушные, потому что сцены, в которых они снимались, были сложные. Их игра требовала дисциплины и усидчивости.

— Это первый полнометражный игровой фильм для вас, сценариста, и для режиссера Ладжа Ли. У нас в России в киношколах учат кинематографистов: никогда не снимайте свой первый фильм с детьми и животными. У вас же в кадре — и животные, и дети…

— Да, я понимаю ваших преподавателей. Это действительно сложно, но с детьми было проще, чем с животными.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— Как у вас проходит съемка на дрон? В России, например, могут возникнуть сложности с органами правопорядка.

— Во Франции достаточно легко получить разрешение на съемку у муниципалитета. Есть, конечно, зоны повышенной важности, например, аэропорты или тюрьмы. Там, действительно, снимать на коптеры запрещено.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Подходит к концу 2019 год. Какое наиболее запоминающееся событие произошло с вами в уходящем году?

— Буду абсолютно объективен. Это, конечно же, (смеется) выход фильма «Отверженные» на большие экраны во всем мире.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 8911
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5683
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4602
Обзоры

Не смотрел, но собираюсь: топ фильмов и сериалов авторов tvkinoradio.ru

Составили список картин, которые надо видеть, но у нас почему-то все не получалось. Самоизоляция и нерабочая неделя — шанс наверстать упущенное. Делитесь в комментариях своими must-see фильмами, на которые у вас раньше не хватало времени

30 марта 3439
Слова

Как бесплатный доступ отразится на онлайн-кинотеатрах

Редакция tvkinoradio.ru спросила у видеосервисов, как они приняли решение сделать свои площадки временно бесплатными, насколько увеличился поток посетителей и на что они рассчитывают после окончания пандемии?

26 марта 2538
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее