Слова

«Проблематика фильма “Отверженные” — произвол полиции, нищета и протесты — актуальна для всех стран мира»

Пришла новость о том, что фильм Ладжа Ли «Отверженные» получил номинацию на «Золотой глобус» и выставлен на «Оскар» от Франции. Мы поговорили со сценаристом фильма и исполнителем одной из главных ролей Алексисом Маненти о подробностях съемок этой недорогой, но сложной для производства ленты


— Сравнивая сегодняшние новости о беспорядках в Париже и кадры из вашего фильма, можно найти много общего. Это совпадение?

— К сожалению, все, что касается беспорядков в Париже, началось довольно давно. Я вынужден признать, что тема погромов беспокоит каждого француза вот уже несколько десятилетий. Разница между фильмом и новостями заключается не только в том, что это художественное произведение, но и в том, что у нас место действия — это пригороды Парижа. Сегодня протестное движение захлестнуло весь город и всю страну.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

В фильме много сцен с использованием флешболов – оружия, стреляющего резиновыми пулями. Если раньше их можно было увидеть только на окраинах Парижа, то сегодня эта волна докатилась до центра столицы.
 
Трейлер фильма «Отверженные» (2019)

— «Отверженных» в этом году наградили спецпризом жюри в Каннах. Вас выдвинули на «Оскар» и выставили на «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Я думаю, важную роль в этом успехе играет универсальность истории, которая могла произойти в любой стране.

— Да. Если честно, мы думали об этом при написании сценария. То есть не об «Оскаре» и других наградах, а о том, насколько сюжет будет понятен самым разным людям. Особенно это проявилось на монтаже. Фильм зазвучал дидактически и универсально. То, насколько незаконно себя ведет полиция и как ведут себя дети в проблемных районах, актуально для всех стран. Нищета, беспорядки, теневые боссы кварталов — это, я думаю, проблема для всех крупных городов мира.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Правда ли, что квартал, в котором происходит действие фильма, был описан Гюго в романе «Отверженные»?

— Да, это абсолютная правда. Этот район называется Монфермей. В романе Гюго там находился дом Тернадье, и там же писатель поселил Козетту.

— Название сценария, в создании которого вы приняли участие, сразу было «Отверженные»?

— Нет, это не был первый вариант названия. «Отверженные» придумал режиссер Ладж Ли. Оно так и осталось. Но это было еще на уровне короткометражки, которую мы сняли двумя годами ранее.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— В чем для вас, как для актера и сценариста, заключается разница между коротким и полным метром?

— Для меня нет никаких различий. Не обращая внимания на формат, я стараюсь работать по максимуму. Единственное, работа в полном метре дала мне возможность копнуть глубже. Я прописал характеры героев, в том числе и своего, более подробно.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— Чем сюжет первоначальной короткометражки отличается от полного метра?

— На самом деле, основная сюжетная линия в коротком метре — такая же, как и в полном. Режиссер Ладж Ли начинал как документалист и много снимал полицейские рейды. Эти операции копов и вошли в основу сюжета короткометражки. И поскольку в «Отверженных» большое значение имеют политические нюансы, то мы старались аккуратно их соблюдать, чтобы не было никаких непониманий.

В «большом» фильме у нас поменялись драматургические ходы, полицейский Гвада, который выстрелил в лицо ребенку, был совсем другим, чем в полном метре.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— А лев тоже был в коротком метре?

— Нет, там льва не было. Более того, у нас не хватало времени на экспозицию, как в полном метре, у нас все происходило достаточно быстро. В короткометражке мы начинали действие сразу с приходом в отдел новенького полицейского. И именно он первым вступает в конфликт с ребятами на районе. Главный очаг напряженности у нас возникал из-за противопоставления мальчиков и бригады полицейских, а не из-за кражи львенка.

И потом, полнометражный фильм мы разбили на три акта, финальной третьей части у нас не было в коротком метре.

— Я правильно понимаю, что третья, последняя, часть была самой сложной в производстве?

— Безусловно. С точки зрения съемочного процесса эта сцена — бой в подъезде многоэтажного жилого дома — была наиболее трудной. Большое количество актеров, узкие проемы, лестницы, было важно, чтобы никто не пострадал.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— И как это все снималось?

— Идея этой сцены была подана режиссером, поскольку он в реальной жизни в свое время был участником подобных уличных схваток. Он сам видел, как однажды полицейские были окружены и зажаты на лестнице в жилом доме. Так он и придумал эту сцену.

Снималась она два дня. Ребята-актеры были разделены на группы, с каждой из которых работали профессиональные каскадеры. Они же направляли ребят на площадке и координировали их действия.

Мы старались как можно больше упростить действия актеров в этой сцене, облегчить их задачу, так как велика была угроза здоровью. Там же было много пиротехники, изображающей взрывы, огонь файеров, дым и драк с применением бит и бутылок.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Я понимаю, что это вопрос к режиссеру, но, возможно, вы знаете, как происходил кастинг детей?

— Парень по имени Бузз, который снимает все на дрон, — это сын режиссера Ладжа Ли. Второй главный персонаж среди детей, Исса, — эту роль сыграл мальчик, который тоже давно знаком с Ладжем, он живет в этом районе. Остальные ребята проходили кастинг, но они все живут в этом квартале.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— По каким критериям выбиралась вот эта массовка из ребят?

— Во многом они набирались случайно, мы встречали кого-то на улице и спрашивали, не хочет ли он сняться в кино. Если им было интересно, то они участвовали в съемках. Главное, чтобы у них был спокойный нрав, чтобы они были послушные, потому что сцены, в которых они снимались, были сложные. Их игра требовала дисциплины и усидчивости.

— Это первый полнометражный игровой фильм для вас, сценариста, и для режиссера Ладжа Ли. У нас в России в киношколах учат кинематографистов: никогда не снимайте свой первый фильм с детьми и животными. У вас же в кадре — и животные, и дети…

— Да, я понимаю ваших преподавателей. Это действительно сложно, но с детьми было проще, чем с животными.

Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films
Кадр из фильма «Отверженные» (2019) / Фото: BAC Films

— Как у вас проходит съемка на дрон? В России, например, могут возникнуть сложности с органами правопорядка.

— Во Франции достаточно получить разрешение на съемку у муниципалитета. Есть, конечно, зоны повышенной важности, например, аэропорты или тюрьмы. Там, действительно, снимать на коптеры запрещено.

Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль
Сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

— Подходит к концу 2019 год. Какое наиболее запоминающееся событие произошло с вами в уходящем году?

— Буду абсолютно объективен. Это, конечно же, (смеется) выход фильма «Отверженные» на большие экраны во всем мире.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: сценарист Алексис Маненти / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 7998
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3571
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 2995
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2702
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее