Практика

Отправить фильм на фестиваль и пройти отбор: как повысить шансы на успех

Прежде чем отправить заявку на участие в киносмотре — изучите его: история, правила, ниша, даже имя программного директора помогут понять, каким картинам отдается преимущество


Программный директор — ключ к фестивалю

Мнение отборщика всегда отражается на программе. Поэтому первое, что нужно учитывать при подаче заявки, — логика рассуждений программных директоров. Приведем несколько примеров.

Shane Smith, программный директор Hot DocsShane Smith, программный директор Hot Docs: «Ежегодно мы получаем огромное количество заявок, но всегда ищем истории, которые никогда не видели раньше или знакомые, но рассказанные по-новому. Последнее, что мы хотим увидеть, — это повтор, который не раскрывает ничего нового. Мы хотим удивиться, просветиться, даже разгневаться, почувствовать призыв к действию».

Melanie Iredale, и.о. директора Sheffield Doc/Fest: Melanie Iredale, и.о. директора Sheffield Doc/Fest: «Этот год был замечательным по качеству экстраординарных, часто личных и своевременных историй. Я горжусь тем, что большинство из них были сняты женщинами: 57% фильмов в основном конкурсе и 50% проектов в конкурсе VR. Наши победители продемонстрировали интернационализм и актуальность тем: среди них рассказы о здравоохранении, сирийском конфликте, изменении климата и правах человека в Китае».

Barbara Orlicz-Szczypuła, программный директор Krakow IFFBarbara Orlicz-Szczypuła, программный директор Krakow IFF: «Наш приоритет — находить и показывать премьерные картины. В фокусе — уникальные темы и герои, фильмы с индивидуальным взглядом на мир. Важно, чтобы глобальные темы раскрывались через частные истории. Обычно мы не показываем теле— и репортажные работы, художественно мало выразительные проекты, но если тема актуальная и мощная — делаем исключение».

Может показаться, что речь об абстрактных вещах, но на самом деле это конкретный запрос на конкретное кино. В цитатах четко сформулированы фестивальные приоритеты. Когда отборщики говорят, что им интересны новые истории или старые, рассказанные по-новому, — это действительно важно.

Фильмы о глобальных проблемах, рассказанные через личные и самобытные истории, востребованы у художественных руководителей фестивалей. Но важно соблюдать баланс. Например, российские авторы часто снимают на локальные темы, которые интересны и понятны только нашему зрителю, но не находят отклика у иностранной аудитории.

Фестивали поощряют авторов, которые используют художественные средства и стараются внедрять в работы современные технологии. Но любые технологии должны работать на идею, а не существовать сами по себе. Есть много визуальных и художественных средств, при помощи которых можно рассказать историю.
 
 
Совет: Заранее узнайте, кто отборщик фестиваля, в котором вы хотите принять участие. Изучите его мнение, поищите высказывания в медиа.
 
 
 

Отчет киносмотра — отражение реалий и его ожиданий

После завершения фестиваля оргкомитеты готовят подробные аналитические отчеты. В них оценивается ситуация в индустрии и влияющие на нее факторы. Киносмотры отражают сегодняшний день и формируют тенденции, намечают вектор развития.

В отчетах указывается соотношение участников по гендерным, расовым, этническим, религиозным и другим признакам. Здесь же публикуется информация по всем новым секциям и темам, выходящим на первый план.

Фестивалям важно соответствовать политике разнообразия.

Кадр из фильма «Animal Bridge» (2019), участника программы Animal Magnetism / Фото: Hot Docs
Кадр из фильма «Animal Bridge» (2019), участника программы Animal Magnetism / Фото: Hot Docs

Например, в этом году Hot Docs ввел четыре новые программы:
  • Persister — истории о женщинах, рассказанные женщинами;
  • Animal Magnetism — о сложных отношениях между человеком и животным;
  • секция Making Believe посвящена теме пропаганды, фальшивых новостей и лжи;
  • The Changing Face of Europe — об изменениях, которые претерпевает Европа.
 
 
Совет: Перед подачей заявки изучите отчеты фестивалей. Смотрите, на какие темы и кино они делают акцент. Учитывайте это, чтобы повысить шансы на участие.
 
 
 

Ниши — отличный трамплин для фестивального продвижения

Классическая схема фестивального продвижения фильма представляет собой пирамиду, где верхушка — крупные фестивали, а основание — небольшие смотры. Считается, что надо медленно двигаться от верхушки к основанию, постепенно наращивая количество показов и участий. Но верхушка, как собственно и основание, для каждого фильма своя и зависит от задач и личных ожиданий авторов. Если вы получили несколько десятков отказов от крупных фестивалей — это сигнал либо менять верхушку, либо спускаться на следующую ступень пирамиды.

В мире большое разнообразие нишевых фестивалей. Многие режиссеры ошибочно полагают, что от узконаправленных смотров мало пользы. Но на самом деле это не так.

Фото: Green Film Festival
Фото: Green Film Festival

Такие фестивали часто предлагают не только крепкую программу и профессиональное жюри, но берут на себя полностью или частично расходы по приглашению автора на киносмотр. А у некоторых еще и внушительный призовой фонд. Любопытно, что нишевые фестивали создают собственные ассоциации, чтобы оптимизировать внутреннюю работу, обмениваться фильмами и экспертами.

Самые богатые и активные ниши — экология и права человека.

Экониша очень большая, денежные призы есть даже на малозаметных фестивалях и что самое важное — на них достаточно часто встречаются фильмы из России. Это может быть связано с тем, что экофесты более лояльно относятся к ТВ-формату, в котором часто работают российские авторы.

На фестивалях по правам человека Россия представлена хуже. Многие из них ищут фильмы самостоятельно, нет открытой формы подачи заявки. Чтобы заявить фильм на такой фестиваль — надо напрямую связаться с отборщиком и в индивидуальном порядке предложить рассмотреть картину для их программы.

Ниша VR стремительно скакнула на третье место, каждый уважающий себя фестиваль старается делать такую секцию. Традиционно в международном топе ниша ЛГБТ. Неплохо берут в «спорт и танцы». Ниша «туризм и горы» может показаться странной, но на самом деле у горных фестивалей Европы даже есть своя ассоциация.

Фото: Stella Jacob
Фото: Stella Jacob

Есть хорошие фестивали о людях с ограниченными возможностями, но их мало. Небольшая и ниша «дети и подростки». У них есть своя ассоциация, но фокус больше смещен на игровое кино, хотя на крупных фестивалях всегда есть место для документального кино.

О художниках и музыкантах киносмотров мало. Фильмы, снятые о локальных культурных явлениях, плохо берут на фестивали общего профиля, а в тематических секциях представлены картины о Курте Кобейне и Майлзе Дэвисе, с которыми трудно конкурировать.

В России снимают много ТВ-дока, но продвигать его чудовищно сложно. Только если он не попадает в зону эко. IMPACT-проектов в России мало, в Европе и мире они появляются чаще, но на фестивали получают доступ только при сильном художественном уровне.
 
 
Совет: Обязательно составляйте стратегию продвижения фильма. Не бойтесь участвовать в нишевых фестивалях.
 
 
 

Участвовать нужно не только в фестивалях

Российские и иностранные фестивали находятся в разных социокультурных контекстах и ставят перед собой разные задачи, поэтому принципиально отличаются по форме и содержанию.

Иностранные киносмотры сами активно участвуют в создании фильмов при помощи разных мероприятий: питчингов, форумов и образовательных проектов. На зарубежных фестивалях много проектов, которые разрабатывались через кампусы и лаборатории, снимались при профессиональном тьюторском сопровождении от фондов и грантов. То есть в течение всего цикла производства тестировались на профессионалах отрасли — это отражается на размахе и качестве работ. Отдельное внимание иностранные фестивали уделяют копродукционным работам и стремятся, чтобы таких картин в программе было как можно больше.

The Verzio DocLab / Фото: Zoltan Adrian
The Verzio DocLab / Фото: Zoltan Adrian

В России же кино снимается либо на субсидии от Министерства культуры, либо на собственные средства режиссера и создается исключительно внутри творческой группы фильма. А индустриальных мероприятий на порядок меньше.

Питчинги, лаборатории, форумы позволяют режиссерам и продюсерам представить свой проект профессионалам, получить от них обратную связь и полезные советы. Также помогают привлечь партнеров в лице фондов, общественных организаций, сейлз-агентов и баеров, которые всегда присутствуют на всех значимых фестивалях.
 
 
Совет: Осознайте весь объем возможностей и внедряйтесь в индустрию с самого старта нового проекта.
 
 

Материал подготовлен на основе мастер-класса экспертов по фестивальному продвижению Екатерины Русакович и Ольги Баженовой (Eastwood Agency), который прошел в рамках международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christophe Bouillon / FDC

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4107
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3184
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2622
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее