Практика

5 советов начинающим аниматорам

Что стоит учитывать, если вы хотите работать в крупной студии, продать проект на ТВ, сделать канал на YouTube и как поступить, если вам не подходит ни один из этих вариантов: на Слете аниматоров создатели сериала Metal Family Алина Ковалева и Федор Кузьмич дали несколько полезных советов начинающим аниматорам


1Решите, почему вы хотите стать аниматором

Сделать собственный анимационный проект — задача одновременно простая и сложная. С одной стороны, главное — желание. Можно начать рисовать, особенно не задумываясь, к чему вас это приведет, собирать эскизы, постепенно приходя к пониманию характера изображения, образов будущих персонажей, развитию истории.

С другой стороны, подход «начну делать, а решу потом» на практике часто оборачивается провалом, ведь работать над неоформленной четко идеей проблематично по многим параметрам, да и сам процесс продумывания может затянуться на неопределенное время. Поэтому прежде чем начать рисовать, лучше сразу решить, чего вы хотите добиться в профессиональном плане. Очевидных целей несколько, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.


«Я хочу работать в Disney и других крутых студиях»

Конечно, очевидные плюсы работы на крупную анимационную студию — это высокий уровень, престиж, стабильность. Но на субъективный взгляд есть и минуты. Задайтесь вопросом, много ли рядовых зрителей знают имена ведущих аниматоров? На вопрос «кто сделал эту сцену в ‘’Бэмби’’?», большинство ответит: «наверное, Disney».

Walt Disney Studios / Фото: Flickr
Walt Disney Studios / Фото: Flickr

Заметим в скобках: Уолт Дисней умел рисовать, начинал свою карьеру в фирме, выпускавшей короткие анимационные ролики для кинотеатров, делал серии анимационных миниатюр рекламного характера. Уже тогда начал постепенно разрабатывать принципы, которых придерживался и впоследствии, создав самую крупную анимационную студию в Америке. Последнее было его целью, а организаторские способности — сильной стороной, которую он постоянно развивал. Но разумеется, он не рисовал все мультфильмы, не придумывал, как будут выглядеть Микки Маус, Золушка и львенок Симба — это было делом рук художников-аниматоров.

Кадр из мультфильма «Пароходик Вилли» (1928) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «Пароходик Вилли» (1928) / Фото: Disney

Не стоит думать, что работа в любой известной студии принесет вам славу и неограниченные возможности творчества: вы постоянно будете находиться в подчинении, выполнять задачи, которые могут быть вам не совсем интересны, и, возможно, заниматься рутинной работой.

Примеры многих признанных классиков анимации доказывают, что пройдя путь от основ до вершин профессии, они сумели реализовать свои творческие замыслы, сделать мультфильмы, до сих пор любимые всеми поколениями зрителей, но если такой длинный и неизвестный путь не соответствует вашим текущим желаниям самовыражения, вряд ли это вариант для вас.

«Я хочу делать свой YouTube-канал и зарабатывать на нем»

Набирающая в последние годы популярность YouTube-анимация таит в себе несколько подводных камней. Если вы всерьез хотите на этом зарабатывать, стоит сразу забыть о желании выпускать качественный продукт. Скорость реакции на разные злободневные темы — ваш главный козырь в наборе как можно большего количества просмотров, а это значит, что вам придется выпускать как минимум ролик в неделю. Естественно, при таком быстром темпе качество анимации не может быть высочайшим — важно не оно, а моментальное реагирование и актуальность повестки дня (темы вашего анимационного видео).

Создатели анимационного сериала «Metal Family» Алина Ковалева и Федор Кузьмич на третьем ежегодном Слете аниматоров / Фото: Ольга Наседкина
Создатели анимационного сериала «Metal Family» Алина Ковалева и Федор Кузьмич на третьем ежегодном Слете аниматоров / Фото: Ольга Наседкина 

Аниматоры советуют, что в случае выбора такого пути не стоит даже обращать внимания на комментарии, которые оставляют зрители — выпущенный ролик живет своей жизнью, собирая сотни лайков и дизлайков, и по сути это единственная цель, которую может преследовать подобный контент.

О заработке тут тоже говорить не приходится: блогеры монетизируются, рекламируя определенные бренды, места, события, а вставлять подобную рекламу в анимационный продукт достаточно сложно и во многом нелогично. При выборе этого варианта развития стоит немного понизить планку творчества и воспитывать в себе продюсерское мышление.

 «Я хочу сделать свой сериал для ТВ»

Если вы задумали делать проект, который ориентирован на показ по телевидению, необходимо в первую очередь сделать яркую презентацию, которая привлечет внимание продюсеров. Изложить туманную идею, обрисовав лишь общую концепцию, недостаточно. Важно убедить продюсеров, которые собираются инвестировать в ваш проект, в том, что он будет хорошо продаваться. Надо учитывать, что в России самый привлекательный вариант для ТВ — семейные мультфильмы.

Кадр из мультфильма «Котики вперед» / Фото: Анимационная студия Toonbox
Кадр из мультфильма «Котики вперед» / Фото: Анимационная студия Toonbox

Допустим, вы придумали сериал, который не отвечает этому формату, что с ним может произойти в процессе адаптации для телевизионного показа? Его могут подвергнуть цензуре. Ваших персонажей могут изменить до неузнаваемости, поместить их в другое место действия, добавить в сюжет новые элементы — одним словом, материал всегда проходит редакторскую правку. Конечно, это не всегда плохо. Однако рамки телевидения могут превратить вашу идею в нечто очень отличное от первоначального замысла. Если вы не хотите мириться с подобным вмешательством в ваше творчество, выбирайте другую цель.

На своем личном примере авторы поняли, что «Metal Family» не может быть телевизионным мультсериалом, потому что персонажи, их образ жизни, диалоги не отвечают требованиям проката для широкой аудитории. Для сравнения, неоднозначные персонажи в американском сериале «Рик и Морти» не смутили продюсеров, а наоборот стали выигрышным решением уже на протяжении трех сезонов.
 
Эпизод мультсериала «Metal Family»

«Я хочу делать артхаусную анимацию»

Вариант для настоящих художников, у которых потребность самовыражения столь высока, а идеи необычны. Плюсов в плане творчества предостаточно: над вами не стоит продюсер, студия не диктует жестких требований, цензура не изменит вашего сюжета, но при этом никто не отвечает за отклик массового зрителя. Как правило, такие анимационные продукты — участники различных фестивалей, чья аудитория не может быть широкой. Впрочем, как в любом совете и правиле, здесь может найтись достаточное количество удачных исключений.
 
Трейлер мультфильма «Лола живая картошка» (2018)

Основной совет, который дают специалисты начинающим авторам, поставившим себе такую цель: прежде чем браться за сериал, сделать короткометражку. Она займет меньше времени, даст вам возможность оценить свои силы и решить, в каком направлении двигаться дальше. Вполне возможно, что из короткой истории вырастет нечто большее.

 

2Если вам не подходит ни одна из целей — запаситесь временем и терпением

Сложный совет исключительно для тех, кто хочет делать свой анимационный проект, не преследуя никакую из вышеперечисленных целей. Когда у вас есть идея, которую вы хотите реализовать, стоит прежде всего попробовать «подогнать» ее под один из пунктов выше. Но вы не хотите ни уровня Disney, ни ограниченных сроков, ни малой аудитории, ни вмешательства цензуры, ни упрощенной по качеству анимации. Что тогда?

Идея «Metal Famiy» возникла у авторов спонтанно, но времени на ее реализацию потребовалось много: около четырех лет они просто копили материал, разрабатывая персонажей и придумывая сюжеты. «В конце концов, мы поняли, что не можем не сделать из этого сериал. Мы готовы жертвовать своим временем и финансами, потому что хотим, чтобы это увидел кто-то еще, кроме нас».
 
Трейлер девятого эпизода мультсериала «Metal Family»

Какие опасности ожидают тех, кто решит пойти по этому пути? «Во-первых, это очень энергозатратно. У нас есть материал уже на три сезона, но мы пока не закончили даже первый, потому что работа занимает много времени». Свой проект они считают средним между артхаусом и зрительской анимацией: нетипичные персонажи, за которыми интересно наблюдать широкой аудитории.

Особенность сериала — известные музыкальные композиции, которые звучат именно в оригинальном исполнении. «Мы не хотели, чтобы в сериале звучали каверы. Поскольку покупать оригиналы очень дорого, мы нашли самый простой выход: указываем имена авторов и не монетизируем наши видео. Таким образом, прибыль от количества просмотров идет правообладателям композиций и все остаются в выигрыше».
 
Музыкальное видео – предыстория персонажей (Песня: Avantasia - Story Ain't Over)

В техническом плане авторы пользовались программой Adobe Animate, потому что в ней быстрее и удобнее всего собирать проект: нарисовать аниматик, вставить и отредактировать звук (пусть и не на самом высоком уровне), добавлять анимацию и исправлять что-то в процессе.

 

3Работайте над тем, что у вас лучше всего получается

Для того, чтобы попасть в крупную анимационную студию, нужно портфолио, которое продемонстрирует ваши сильные стороны. Довольно сложно развить в себе способности, к которым у вас нет склонности и интереса. Иными словами, лучше всего получается делать то, что больше всего нравится.

Если вас всегда интересовали гэги — работайте над ними, если предпочитаете экшн-сцены, стремительное движение, ритм — сложите в портфолио такую подборку, а если вас привлекают персонажи (разработка их образа, передача характера через внешность) — рисуйте различных анимационных героев, каждый из которых будет обладать уникальными качествами, выгодно выделяющими их среди остальных.
Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Персонажи «Metal Family» / Фото: официальная группа в ВК

Советы в равной степени применимы не только к созданию портфолио, но и в целом, к выбору направления работы. Например, в «Metal Family» основным фокусом внимания авторов были именно герои — на них держится вся история. Когда персонаж детально продуман (и внешне, и внутренне), многогранен и неоднозначен, за ним интересно наблюдать, в какой бы ситуации он ни оказался.

Не секрет, что коварные злодеи более притягательны и интригуют зрителя намного сильнее, чем предсказуемые добрые герои. Персонажи «Metal Family» сочетают в себе положительные и отрицательные качества: у кого-то это интеллект и хитрость, у кого-то простодушность и грубость. «Наделяйте персонажей даже теми чертами, которые вам несимпатичны, — советую специалисты. — Тогда в процессе работы вам будет любопытно продумывать их поведение в каждой конкретной ситуации. Но не стоит делать всех без исключения слишком заметными — должен быть персонаж, который поддерживает баланс».

 

4Не злоупотребляйте ротоскопом

Техника ротоскопирования применяется в анимации еще с 1920-х годов. Этот метод основан на предварительной съемке актеров на камеру и последующем переведении (копировании) его движений на бумаге фаза за фазой.
 
Лекция про рисованную анимацию и ротоскоп

Споры по поводу целесообразности применения ротоскопа велись в среде аниматоров в разные годы и не утихают сейчас. Стоит ли его применять? Да, если реалистичная анимация отвечает задачам проекта. Но главный совет молодым аниматорам — не начинать свое обучение с этой техники.

Создатели анимационного сериала «Metal Family» Алина Ковалева и Федор Кузьмич на третьем ежегодном Слете аниматоров / Фото: Ольга Наседкина 
Создатели анимационного сериала «Metal Family» Алина Ковалева и Федор Кузьмич на третьем ежегодном Слете аниматоров / Фото: Ольга Наседкина 

Существует заблуждение, что копирование движений с видео на бумагу развивает навык рисования. На практике получается, что повторить такое движение еще раз без конкретного изображения перед глазами практически невозможно. Профессионализму на пользу, когда вы берете отснятый материал в качестве вспомогательного, то есть смотрите, а затем рисуете по памяти. Аниматор, который рисует все движения с помощью техники ротоскопа, рискует потерять в передаче пластики, ритма и вряд ли сможет создать уникальных персонажей силой своего воображения.

 

5Выбирайте практику, а не теорию

Важно соблюдать умеренный баланс в изучении теории и применении ее на практике. Выбирая преподавателя, всегда стоит обращать внимание на список его работ — практикующий педагог сможет не просто пересказать вам известные книги, но и дать советы исходя из собственного опыта. Самый лучший совет, который можно дать начинающему аниматору — анимировать и накапливать практические навыки.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
 

Обложка: кадр из мультсериала «Metal Family» / Официальная группа в ВК

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 12298
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4045
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 2957
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1821
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее