Главная / Практика / Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Фильм «101 далматинец» (1996)

Художники по костюмам: Розмари Берроуз и Энтони Пауэлл

Первой кинокартиной, снятой по всеми любимому мультфильму, стала «Книга джунглей» (1994 год), а уже два года спустя студия Walt Disney Pictures снова вернулась к идее экранизации собственных анимационных лент, создав игровой ремейк мультфильма «101 далматинец».

Кадр из фильма «101 далматинец» (1996) / Фото: Disney

Кадр из фильма «101 далматинец» (1996) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «101 далматинец» (1961) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «101 далматинец» (1961) / Фото: Disney

Художнику по костюмам Энтони Пауэллу (трижды «оскароносцу»), особое удовольствие доставил процесс придумывания дизайна нарядов Круэллы (Стервеллы) де Виль. Он развил тему главного отрицательного персонажа, как жертвы моды, готовой на все ради эффектного туалета. С помощью отточенного силуэта и контраста объемов, художник создал гламурный, но визуально агрессивный образ злодейки.

Кадр из фильма «101 далматинец» (1996) / Фото: Disney

Кадр из фильма «101 далматинец» (1996) / Фото: Disney

Костюмы Круэллы Девиль / Иллюстрация: Anthony Powell

Костюмы Круэллы Девиль / Иллюстрация: Anthony Powell

Роль Круэллы исполнила актриса Гленн Клоуз, которую Пауэлл называет «мечтой художника по костюмам». Она терпела многочасовые примерки, ненавидимые ею высокие каблуки и корсет, который утянул талию актрисы до 55 сантиметров, «потому что в Круэлле все экстремально, даже ее фигура», — пояснил художник. В некоторых костюмах она даже не могла сесть, поэтому для Клоуз сделали специальную доску для отдыха, которой пользовались актрисы 1930-1950-х гг.

На съемках фильма «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес » (1955) / Фото: 20th Century Fox

На съемках фильма «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес » (1955) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из мультфильма «101 далматинец» (1961) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «101 далматинец» (1961) / Фото: Disney

За фильмом «101 далматинец» последовали съемки сиквела «102 далматинца», где студия Disney предоставила Пауэллу полную творческую и финансовую свободу для создания костюмов. 16 сделанных им для Круэллы нарядов поражают фантазией и чувством юмора художника — тут и пуговицы в виде собачьих галет, и шуба из пупырчатой пленки и мусорных мешков. Недаром образ Круэллы-Клоуз, созданный Пауэллом, стал одним из самых популярных на Хэллоуин.

 

Фильм «Золушка» (2015)

Художник по костюмам: Сэнди Пауэлл

Из всех последних диснеевских адаптаций полнометражных мультфильмов костюмы к «Золушке» меньше всего визуально соответствуют оригиналу.
 

«Я пересмотрела всех „Золушек“, и решила, что сделаю по-своему, — говорит художник по костюмам Сэнди Пауэлл. — Но все равно, я не могла далеко уйти от анимационной версии, которую все знают и любят и на которой выросли».

И, тем не менее, в начале фильма Золушка одета не в классические лохмотья, а в красивый, но немного выцветший и поношенный костюм той же цветовой гаммы, что и в мультфильме.

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Революционнее художник отнеслась к нарядам Мачехи и ее дочерей. Источником вдохновения для образа Мачехи послужили старые фильмы и фотографии Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд, на которых она мысленно примерила роли злодеек.

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney. Марлен Дитрих / Фото:  Ronald Grant Archive / Mary Evan
Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney. Марлен Дитрих / Фото:  Ronald Grant Archive / Mary Evan

А поскольку дочерей Мачехи играли актрисы милой наружности, то, чтобы это не отвлекало от главной героини, художник сделала их наряды безвкусными и вульгарными: «Нелепыми снаружи и уродливыми внутри», — говорит она.

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Придумать знаковое голубое бальное платье Золушки было непросто: «В каком-то смысле я должна была придерживаться определенных правил, как будто это было самое красивое платье на балу. К тому же, оно должно было стать мечтой каждой маленькой девочки. Платье замышлялось большим по объему, но я хотела, чтобы оно в движении смотрелось акварельным пятном и казалось невесомым». Поэтому юбку сделали из двенадцати слоев тонкой ткани различных оттенков голубого цвета.

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Золушка» (2015) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Фильм «Красавица и Чудовище» (2017)

Художник по костюмам: Жаклин Дюрран

Жаклин Дюрран, работая над костюмами к экранизации известной анимационной ленты, более бережно отнеслась к первоисточнику. «Никто не хотел ничего кардинально менять или изобретать, потому что старый мультфильм любим всеми. Речь шла только об адаптации анимации к живому действию».

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991) / Фото: Disney

Коррекцию в костюм внесло новое феминизированное прочтение образа главной героини Белль. Чтобы подчеркнуть ее активный характер, Жаклин заменила изящные балетки из мультфильма на крепкую обувь, которая позволяла героине делать все то, что делают мальчишки.

Смелым ходом было высоко подоткнуть подол юбки Белль так, что стали видны ее панталоны, которые, по мнению художника по костюмам, должны были восприниматься зрителем, как брюки. «Но она не носит брюки, потому что она девушка XVIII века», — поясняет Дюрран.

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney

Самой большой сложностью для Дюрран и ее команды стал поиск идеального оттенка желтого цвета для бального платья Белль, который бы соответствовал анимационной версии. «Это был сложный процесс. Мы сделали много тестов на камеру различных образцов ткани желтого цвета. Мы смотрели на то, как это работает при освещении и в темноте бального зала. Иногда то, что нам казалось правильным, на камере смотрелось никуда не годным. Мы также хотели найти оттенок желтого, который бы шел Эмме [Уотсон — исполнительнице роли Белль] — в итоге, он и оказался самым близким к анимационному цвету».

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище» (2017) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991) / Фото: Disney

Фильм «Аладдин» (2019)

Художник по костюмам: Майкл Уилкинсон

В мае этого года на наши экраны вышла киноадаптация анимационной ленты 1992 года «Аладдин».

Художник по костюмам Майкл Уилкинсон хотел, с одной стороны, сохранить магию любимого мультфильма, с другой — сделать костюмы более подробными.
 

«Когда вы переводите анимацию в живое действие, вы можете добавить гораздо больше деталей».

Принцесса Жасмин имеет в фильме более 10 перемен костюма, сшитых из шелка и богато украшенных вышивкой и золотой отделкой, традиционной для Южной Азии. Уилкинсон оставил героине синие шаровары, которые выглядывают из-под длинных вечерних платьев: «Она хочет быть активной, а не просто украшением королевского двора», — говорит он.

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Аладдин» (1992) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Аладдин» (1992) / Фото: Disney

В ювелирных изделиях и на одежде принцессы читается «павлиний мотив». «Это метафора, потому что Жасмин, как и павлин, сидящий в клетке королевского сада, мечтает о свободе», — объясняет художник.

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Костюм Аладдина немного отличается от наряда его мультипликационного прототипа, он более приближен к сегодняшнему дню. Герой фильма, в отличие от своего мульт-двойника, носит рубашку, узкие в щиколотке брюки (режиссер Гай Ричи хотел видеть на актере более современный вариант шаровар) и жилет с капюшоном (на манер худи). К тому же художник по костюмам вместо восточных тапочек обул актера в удобные ботинки, позволяющие ему комфортно бегать и прыгать.

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Аладдин» (1992) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Аладдин» (1992) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Аладдин» (2019) / Фото: Disney

Графически-выразительный силуэт костюма коварного Джафара и его красно-черная с золотом палитра идут прямиком из мультфильма. Художник лишь добавил ему некоторые элементы, похожие на пластины доспехов и детали кольчуги: «Это намек на его военное прошлое, — объясняет Уилкинсон. — К тому же, у него есть амбиции захватчика и он хочет превратить Аграбу в военное государство».

В целом же, визуально фильм смотрится именно ожившим мультфильмом.

 

Образ Малефисенты

Художники по костюмам: Анна Б. Шеппард и Эллен Мирожник

И поскольку 17 октября на экраны страны выходит сказка «Малефисента: Владычица тьмы», продолжение «Малефисенты» (2014) — своеобразного римейка диснеевского анимационного фильма 1959 года «Спящая красавица», то хочется рассказать о художественном решении и этого образа.

Кадр из фильма «Малефисента» (2014) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента» (2014) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (1959) / Фото: Disney

Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (1959) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента» (2014) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента» (2014) / Фото: Disney

Художник по костюмам первого фильма Анна Б. Шеппард стремилась в своей работе соответствовать каноническому анимационному образу злой ведьмы, разработанному Марком Дэвисом для мультфильма, и личным предпочтениям актрисы Анджелины Джоли. Она использовала для костюмов героини тяжелые, темные ткани и множество фактур, имитирующих шкуры и кости животных.

Художник по костюмам второго фильма Эллен Мирожник так же сначала обсуждала свои задумки с Джоли. «Анджелина невероятно умна, она всегда видит картину целиком и способна находить уникальные способы провести своего персонажа через историю», — говорит Мирожник.
 

«Малефисента — непростой персонаж, ей сложно дать однозначное определение, и у нее огромный путь трансформации, который в итоге возвращает ее к любви».

Вместе они решили, что плотные фактуры, которые подходили Малефисенте в первом фильме, где ее лишили крыльев, во втором будут смотреться громоздкими во время полетов (героиня вернула крылья). Для ее платьев Мирожник использовала легкие, текучие ткани, которые красиво развеваются на ветру — шифон и хаботай.

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Из прошлого фильма у Малефисенты остались украшения, сделанные из имитации костей, чешуи, кожи. Например, вначале мы видим ее в платье золотисто-зеленого цвета с тонким рисунком под рептилию и с воротником из змеиных позвонков и костей. Каждый слой ткани для него покрашен с эффектом деграде — от темного цвета внизу к светлому вверху.
 

«Она — как кинозвезда черно-белого кино в мире сказок, и это идея, с которой мы начали. Ее кожа максимально выбелена, губы красные, а телу приданы четкие, строгие формы. Ее аксессуары созданы из органических и природных материалов, включая кости, золото, а также черные бриллианты и изумруды».

Анджелина осталась довольна результатом: «Эллен находит баланс в моментах, когда нужно отдать дань уважения классике, чтобы персонажи были узнаваемыми, — говорит она. — Это сиквел, так что необходимо сохранить то, что хорошо сработало и вызвало отклик у зрителя, но также нужно привнести что-то новое. Она очень хорошо справилась с этой задачей».

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney

Как мы видим, художники по костюмам по-разному подходят к трансформации образов анимационных диснеевских персонажей в героев фильмов с участием реальных людей. Кто-то старается максимально следовать оригиналу, кто-то придумывает свою историю. Конечно, всегда учитываются такие факторы, как личность актера, его удобство, новые эстетические предпочтения публики и многое другое — это очень важно для создания фильма. В любом случае, следить за этими перевоплощениями крайне интересно, будем ждать новых фильмов!
 


Обложка: кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Disney