Главная / Подборки / 15 фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля: Полански, Мамулия, Тарковский и Джокер

15 фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля: Полански, Мамулия, Тарковский и Джокер

Фильм открытия

«Правда» (Хирокадзу Корээда, Япония-Франция)

Кадр из фильма «Правда» (2019) / Фото: 3B
Кадр из фильма «Правда» (2019) / Фото: 3B

Открываться Венецианский кинофестиваль в этом году будет новой работой японца Хирокадзу Корээда, чьи «Магазинные воришки» в прошлом году взяли «Золотую пальмовую ветвь» Канн, а затем и гроздь других наград и номинаций (в том числе на «Оскар»). «Правда» стала первой работой режиссера, снятой за пределами Японии на английском и французском языках. По сюжету главная героиня, актриса научно-фантастического фильма и автор мемуаров, встречается с дочерью, что оборачивается непростой семейной драмой. Ведущие роли в картине исполнили Катрин Денев, Жюльетт Бинош и Итан Хоук. Фильм также участвует в основном конкурсе фестиваля.

Основной конкурс

«Джокер» (Тодд Филлипс, США)

Трейлер фильма «Джокер» (2019)

Одна из самых ожидаемых премьер Венеции. Режиссер Тодд Филлипс (автор франшизы «Мальчишник») исследует обстоятельства происхождения суперзлодея вселенной DC — Джокера. Однако делает это, раскрывая новые глубины трагедийного потенциала комикса — зрителя ждет история падения, когда обычный человек, под давлением обстоятельств, теряет цивилизованный облик. Главную роль исполнил Хоакин Феникс и многие уже предсказывают, что эта работа станет лучшей и самой сильной в карьере актера.

«О бесконечности» (Рой Андерссон, Швеция-Германия-Норвегия)

Кадр из фильма «О бесконечности» (2019) / Фото: Studio 24
Кадр из фильма «О бесконечности» (2019) / Фото: Studio 24

Швед Рой Андерссон, классик и при этом один из наиболее радикальных режиссеров современности, продолжает работать в своей характерной и крайне специфической манере. Серия фильмов «Песни со второго этажа», «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (главная награда Венецианского кинофестиваля 2014 года) расширяется до квадрологии. «О бесконечности» будет состоять из 45 сцен, едких и трагикомических высказываний по темам актуальным и вечным. Среди героев должны появиться Иван Грозный и Адольф Гитлер. А мы, кстати, общались с режиссером о его творческом методе, когда выходила его предыдущая картина — интервью можно найти на нашем сайте.

«К звездам» (Джеймс Грэй, США)

Трейлер фильма «К звездам» (2019)

Космическая фантастика, снятая нестандартным голливудским постановщиком, автором «Ярдов», «Роковой страсти» и «Затерянного города Z» Джеймсом Греем. Главный герой — астронавт. Он отправляется в опасное космическое путешествие, в ходе которого хочет найти пропавшего отца, а заодно выяснить, что за опасность угрожает всей солнечной системе. В ключевых ролях заняты Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и Лив Тайлер.

«Дело Дрейфуса» («Я обвиняю»/«Офицер и шпион») (Роман Полански, Франция)

Кадр из фильма «Дело Дрейфуса» («Я обвиняю»/«Офицер и шпион») / Фото: Gaumont
Кадр из фильма «Дело Дрейфуса» («Я обвиняю»/«Офицер и шпион») / Фото: Gaumont

Большой и долгожданный проект Романа Полански — историческая драма о так называемом деле Дрейфуса, процессе конца XIX века, в ходе которого невиновный французский офицер был судим за шпионаж и приговорен к пожизненному сроку. Позже приговор был отменен, а процесс имел огромное социально-политическое значение и оказал влияние на судьбу Франции и всей Европы на рубеже веков. Главную роль в картине исполнил Луи Гаррель, а также участие приняли Жан Дюжарден, Матье Амальрик, Мельвиль Пупо, Венсан Перес и Эмманюэль Сенье.

«Прачечная» (Стивен Содерберг, США)

Кадр из фильма «Прачечная» (2019) / Фото: Netflix
Кадр из фильма «Прачечная» (2019) / Фото: Netflix

Многообещающий в контексте грядущей оскаровской гонки проект Netflix и параллельно возвращение Стивена Содерберга к более форматному кино после череды смелых экспериментов. Политический триллер повествует о расследовании группой журналистов «Панамского досье», благодаря которому миру стало известно о реальных доходах мировой элиты. В фильме задействован мощный актерский состав: Мэрил Стрип, Гэри Олдмен, Антонио Бандерас, Дэвид Швиммер. Любопытно, что сам Содерберг заявляет о своем безразличии относительно прокатной судьбы картины — режиссера устроит и релиз сразу на Netflix.

«Раскрашенная птица» (Вацлав Мархоул, Чехия-Словакия-Украина)

Тизер фильма «Раскрашенная птица» (2019)

Черно-белая киноадаптация одноименного полуавтобиографического романа польско-американского писателя Ежи Косинского, написанного под впечатлениями от ужасов Второй мировой. Главный герой — еврейский мальчик, скитающийся по деревням Польши и Украины в годы войны. У картины очень разношерстный актерский состав, включающий помимо исполнителя главной роли 9-летнего Петра Котлара Стеллана Скарсгарда, Харви Кейтеля, Удо Кира и нашего соотечественника Алексея Кравченко. Последним, кстати, исчерпывается российское участие в основном конкурсе фестиваля в этот раз.

«Брачная история» («История брака») (Ноа Баумбах, США)

Тизер фильма «Брачная история» (2019)

Еще один проект Netflix. Фильм любимца хипстеров Ноа Баумбаха посвящен трудной теме развода. Причем, судя по всему, лента будет отчасти автобиографичной, а сам режиссер заявляет о большом влиянии «Персоны» Ингмара Бергмана. В ролях расстающейся пары Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон. Также играют Лора Дерн и Рэй Лиотта. Эксперты считают, что фильм тоже имеет высокие шансы на оскаровские награды будущего года.

Программа «Горизонты»

«Преступный человек» (Дмитрий Мамулия, Грузия-Россия)

Кадр из фильма «Преступный человек» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Преступный человек» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

С российским участием в Венеции этого года все совсем грустно. Пожалуй, самой примечательной картиной станет российско-грузинский долгострой Дмитрия Мамулии из программы новых тенденций мирового кино «Горизонты». Фильм выходит через девять лет после предыдущей картины режиссера «Другое небо», а его съемки проходили с перерывами в 2015, 2016 и 2018 годах. Лента посвящена истории инженера, ставшего свидетелем убийства известного вратаря. Герой начинает исследовать все, что связано с преступлением и жертвой, и это переворачивает его жизнь. Главные роли исполнили грузинские актеры: Гиорги Петриашвили, Натали Джугели и Мадона Чачхиани.

«Атлантида» (Валентин Васянович, Украина)

Кадр из фильма «Атлантида» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Атлантида» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

В тех же «Горизонтах» оператор и продюсер нашумевшего несколько лет назад украинского фильма «Племя» Валентин Васянович представит свою режиссерскую работу «Атлантида». Картина является антиутопической рефлексией на тему нынешней войны на территории Украины. Авторы обращаются к будущему, 2025 году, времени, когда конфликт закончится, а те, кто воевал, вернутся домой и будут пытаться найти заново смысл жизни. Примечательно, что роли в картине исполняют непрофессиональные актеры.

Вне конкурса

«Государственные похороны» (Сергей Лозница, Нидерланды-Литва)

Кадр из фильма «Государственные похороны» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Государственные похороны» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Сергей Лозница продолжает изучать наиболее трудные моменты советской истории через монтажные фильмы, построенные на редких архивных материалах. На этот раз в фокусе внимания режиссера — похороны Иосифа Сталина. В фильме будут использованы кадры из ста часов материала, снятого с 5 по 9 марта 1953 года, когда вся страна провожала диктатора в последний путь. Продюсеры картины замечают, что хотели поддержать важную и современную тему: «Актуальнее похорон Сталина для российского общества ничего нет».

Документальное кино о кино

«Андрей Тарковский. Кино как молитва» (Андрей А. Тарковский, Россия)

Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Отдельная серия фестивальных показов будет посвящена документальным картинам о крупнейших режиссерах. В том числе будут фильмы о Федерико Феллини и Лючио Фульчи, однако мы выделим ленту об Андрее Тарковском, созданную его сыном. Съемки проходили в местах, где создавались фильмы режиссера, в том числе во Владимире и Суздале, в Швеции и Италии. Основой же картины стал голос Тарковского — его аудиозаписи, среди которых есть и лекции. Автор называет фильм «рассказом Тарковского о самом себе, без комментариев».

Специальные показы

«Новый Папа» (Паоло Соррентино, Италия-Франция-Испания)

На съемках сериала «Новый Папа» (2019)

Долгожданное продолжение сериала Паоло Соррентино «Молодой Папа». Проект, получивший название «Новый Папа», будет состоять из восьми эпизодов (в Венеции покажут два), сохранит элементы оригинала, но при этом будет самостоятельным произведением. Компанию Джуду Лоу теперь будет составлять Джон Малкович, а также в сериале появятся неожиданные исполнители: Шэрон Стоун, Мэрилин Мэнсон и Юлия Снигирь. Широкому зрителю «Новый Папа» станет доступен в ноябре.

«Роджер Уотерс: Мы + Они» (Шон Эванс и Роджер Уотерс, Великобритания)

Кадр из фильма «Роджер Уотерс: Мы + Они» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Роджер Уотерс: Мы + Они» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Масштабный фильм-концерт о мировом туре бывшего участника группы Pink Floyd Роджера Уотерса. Тур длился 18 месяцев, за которые музыкант успел дать 156 концертов и выступить перед аудиторией в 2,3 млн человек. Ранее Уотерс и режиссер Шон Эванс уже выпускали впечатляющий концертный фильм The Wall, однако, по их уверениям, новая картина имеет еще больший размах.

Фильм закрытия

«Сожженная оранжевая ересь» («Желтовато-красная ересь») (Джузеппе Капотонди, Великобритания-Италия)

Кадр из фильма «Сожженная оранжевая ересь» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 
Кадр из фильма «Сожженная оранжевая ересь» (2019) / Фото: La Biennale di Venezia 

Закрывать Венецианский кинофестиваль будет эротический нео-нуарный триллер, примечательный колоритным актерским составом: Мик Джаггер, Элизабет Дебики, Дональд Сазерленд и Клас Бланг. Действие фильма разворачивается в Италии 1970-х годов. Харизматичный арт-критик и привлекательная американка пытаются похитить у художника-затворника один из шедевров. Заметим, что предыдущая работа режиссера Джузеппе Капотонди «Двойной час» выходила десять лет назад. Она тоже демонстрировалась в Венеции и была отмечена премией молодежного кино, а сыгравшая главную роль Ксения Раппопорт удостоилась награды как лучшая актриса.

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: La Biennale di Venezia