Практика

6 уроков по созданию мультфильма: 3. Мир

В этой части своего мини-курса режиссер и сценарист анимационных фильмов Миша Сафронов рассказывает, почему важно правильно продумать мир вокруг героя и как место действия влияет на всю историю


На предыдущих уроках мы создавали историю, затем разрабатывали героев, после чего вернулись и внесли изменения в сценарий. На этом уроке мы будем продумывать мир вокруг нашей истории, выбирать места действия, после чего опять вернемся и опять внесем изменения, потому что при создании фильма каждый последующий этап должен уточнять или даже менять предыдущие.

С точки зрения языка кино, с точки зрения монтажа форма анимационного кино тяготеет не к крупным, а к общим планам, когда герой не скован рамками кадра, а имеет вокруг себя свободное пространство для движения, поэтому место действия в анимационном кино играет очень важную роль.
 

Волшебные миры


Если вы выбрали форму анимационного кино, то мир вашего фильма будет принципиально отличаться от художественного или документального кино. Конечно, главное отличие — в изображении, так как  в мультфильме мир создается искусственно. Это дает вам две большие возможности. Во-первых, этот мир может быть волшебным, во-вторых, он всегда будет условным.

В анимационном кино мы можем легко попасть на далекую удивительную планету, например, как в фильме Рене Лалу «Дикая планета» (1973).

Кадр из мультфильма «Дикая планета» (1973) / Фото: Les Films Armorial
Кадр из мультфильма «Дикая планета» (1973) / Фото: Les Films Armorial

Зритель может оказаться в сказочном мире, как это случается в фильмах Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоке» (1997) или «Рыбка Поньо на утесе» (2008)), а может поразиться сюррелистичному миру фильма «Желтая подводная лодка» (Джордж Даннинг (1968)). Именно анимация дает возможность органично и легко воплотить на экране несуществующий, придуманный, воображаемый мир. Даже если у вас в истории предполагается самое простое место действия, например, комната, вы можете создать ее как что-то необыкновенное. Чем смелее будут ваши фантазии, тем интереснее будет смотреть ваш фильм. Пусть мир вашей картины станет ярким и необычным.
 
Трейлер мультфильма «Принцесса Мононоке» (1997)
 

Условность изображения


Важной особенностью анимационного фильма является условность изображения. Для того, чтобы показать зрителю комнату, достаточно всего нескольких деталей — стол, стул, окно, дверь. Нет необходимости детализировано вырисовывать узоры на обоях или паркетные половицы. Рисунок может быть предельно простым. Более того — чем сложнее будет изображение, тем труднее будет с ним работать.

Условность работает в анимационном кино как и в театре — это игра, намек. Зрителю достаточно бросить взгляд на экран, чтобы начать играть в игру, предлагаемую авторами. В анимационном кино даже дверь может появиться только в тот момент, когда герою нужно ее открыть, а как только герой выйдет, дверь за ним тут же исчезает. Чем интереснее вы пропишете такую игру со зрителем, тем сильнее будет ваш фильм.

В фильме Ивана Максимова «Болеро» (1992) место действия не меняется, как и само действие: герой ходит кругами. Но даже крохотный кусочек мира, переданный всего в одном фоне, будит воображение зрителя, создает мир этой истории. Через условность изображения зритель угадает образ вашего мира, его правила и возможности, и в этом всегда будет игра.

Кадр из мультфильма «Болеро» (1992) / Фото: студия «КЛАССИКА»
Кадр из мультфильма «Болеро» (1992) / Фото: студия «КЛАССИКА»
 

Место действия


Эпизод в сценарии всегда объединен одним местом действия — сколько эпизодов столько и мест действия. Пространство в любой истории бывает снаружи и внутри помещения — то, что в сценарии обозначается в начале эпизода сокращениями ИНТ (интерьер) и НАТ (натура). Конечно, нет такого правила, чтобы обязательно показывать и то, и другое, но при разработке истории стоит обратить внимание сколько действий у вас происходит снаружи и внутри помещения.

Если вы задумали волшебный мир снаружи, а ваш герой весь фильм не выходит из своего домика, то, возможно, стоит это изменить. Дайте возможность придуманному вами миру раскрыться в тех местах действия, которые будут наиболее подходящими для этого. Мир — это пространство, которое может быть интересным и захватывающим, а может оказываться просто фоном, лишь обозначением места действия. Даже самые простые обыденные места в анимационном кино могут быть завораживающими, как, например, в фильме Роберта Проха «Торговый центр» (2010).

Мультфильм «Торговый центр» (2010)

Впечатляет, когда место действия не просто яркое и выразительное, а действенное, «живое», влияющее на героев и на историю. В нем может быть сразу заложена какая-то пружина, способная в любой момент неожиданно выстрелить. У места действия может быть тайна, которую героям надо раскрыть. Место действия может изменяться, переходить из одного состояния в другое.
 
Трейлер мультфильма «Ходячий замок» (2004)

В фильме Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» (2004) место действия не статично, оно передвигается. Удивительный Ходячий замок, в который попадает героиня, живет своей жизнью и ходит своими ногами как избушка на курьих ножках. Зритель узнает, благодаря чему замок может ходить — жизнь в нем поддерживает маленький обаятельный дух огня Кальцифер, с которым героине приходится выстраивать отношения.

Другой пример — в фильме Константина Бронзита «На краю земли» (1999) место становится действенным, потому что домик героев стоит на острой вершине горы и постоянно наклоняется то в одну, то в другую сторону. Это задумано как прием, который не просто влияет на историю, а создает историю. Значит, «сильное» место действия помогает героям, принципиально влияет на развитие событий.

Кадр из мультфильма «На краю Земли» / Фото: Folimage Valence Production
Кадр из мультфильма «На краю Земли» / Фото: Folimage Valence Production
 

Место действия и обстоятельства


Выбор места будет задавать обстоятельства. Например, если ваш герой живет под водой, то ему нельзя оказаться на суше, а если в хрустальном доме, то ему надо быть постоянно крайне аккуратным и осторожным, ведь его жилище может в любой момент разбиться. Таким образом, место действия рождает обстоятельства, которые создают напряжение, зрительский интерес.

При разработке мест действия вашей истории всегда выписывайте отдельным списком те обстоятельства, которые следуют из места действия: тогда вы сможете увидеть, какую роль играет ваш выбор места действия. Место действия не может быть случайным, хорошее место действия — то, которое нельзя легко заменить на какое-либо другое. Оно должно играть важную роль.

В фильме Джона Лассетера «История игрушек» (1995) основное место действия — обычная детская комната, но как только зритель видит, что главные герои — это игрушки, пространство уже воспринимается по-другому, стол превращается в гору, на которую надо залезть, и зритель понимает, что привычные вещи будут «действовать» совсем иначе.

Кадр из мультфильма «История игрушек» (1995)/ Фото: Disney
Кадр из мультфильма «История игрушек» (1995) / Фото: Disney
 

Место действия и жанр


Важно проверить, насколько выбранные места действия совпадают с жанром вашей истории. Место действия всегда будет создавать атмосферу, которая усилит сюжет или, наоборот, станет ему мешать. Место действия вызывает эмоции. Так одно и то же место действия, например, карусель, может «работать» и на эмоции страха в жанре хоррора (если будут скрипеть) и на атмосферу ностальгии, если герой вспоминает свое детство. Если у вас романтическая или сказочная история, то места действия стоит выбирать соответственно.

Например, в мелодраматическом фильме Жан-Франсуа Лагиони «Луиза зимой» (2016) главная героиня — бабушка, которая опоздала на поезд и оказалась одна в покинутом всеми городе. Образ этого пустого города с одной стороны подчеркивает внутреннее одиночество героини, с другой — создает романтическую атмосферу. Конечно, здесь присутствует и напряжение, и страх, но главный акцент авторы делают на меланхолии и грусти. И то, что место действия не отпускает героиню — прекрасный пример действенности места, о чем я писал выше.

Кадр из мультфильма «Луиза зимой» (2016)/ Фото: Canal+
Кадр из мультфильма «Луиза зимой» (2016) / Фото: Canal+

Ровно так же место действия пленит и не отпускает героя в фильме Михаэля Дюдока де Вита «Красная черепаха» (2016), где герой оказывается на необитаемом острове, или в фильме Масааки Юаса «Игра разума» (2004), в котором главный герой попадает в чрево кита.
 
Трейлер мультфильма «Красная черепаха» (2016)
 

Место действия и образ


Разработать место действия — это создать его образ. Образ — это не просто изображение или описание, образ — это соединение разных частей в единое целое, и лучший из них тот, в котором есть противоречие, в котором соединяются совершенно несоединимые части. Это возможно и в отношении создания образа героя, и в отношении создания образа места действия. Заставьте летать то, что слишком тяжелое для полетов: например, дом, как в фильме Пита Доктера «Вверх» (2009) или даже целый город, как в фильме Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута» (1986). Именно за такую игру зритель и обожает анимационное кино.
 
Трейлер мультфильма «Небесный замок Лапута» (1986)

Или сделайте так, что место действия можно съесть как в фильме Ника Парка «Пикник на Луне» (1989), где герои прилетают на луну, чтобы пообедать ею. Если ваше место действия — это город, то он может быть подземным, как Зион в анимационном альманахе «Аниматрица» (2003). Если это дом — он может быть подводным, как в фильме Кунио Като «Дом из маленьких кубиков» (2008). Чем более противоречивый и необычный образ места действия вы создадите, тем напряженней и интересней будет ваша история для зрителя.

Кадр из мультфильма «Дом из маленьких кубиков» (2008)/ Фото: Robot Communications
Кадр из мультфильма «Дом из маленьких кубиков» (2008)/ Фото: Robot Communications

Теперь, узнав новое о месте действия и сделав его разработку, вернитесь к сценарию и внесите в него правки, отражающие новые задачи. Любая разработка имеет смысл только в том случае, если она находит отражение в сценарии, а затем и в фильме.
 

Итак, что мы узнали на этом уроке:

 
  1. Анимационное кино тяготеет к общим, а не крупным планам, поэтому место действия играет важную роль — его хорошо видно, оно не прячется в монтаже.
  2. Для анимационного кино место действия имеет возможность быть волшебным, фантастическим, сюрреалистическим, абстрактным. В мультфильме это смотрится органично и даже более того — ожидаемо. Не использовать эту возможность глупо.
  3. Место действия может быть условным, потому что само изображение в анимации условно. Вам не надо прорисовывать что-то подробно, скорее важно придумать через условность изображения визуальную игру со зрителем.
  4. Хороший выбор места действия будет означать, что выбранное место действия будет нелегко заменить на какое-то другое. Место действия не случайно и играет важную роль в истории.
  5. Место действия должно быть действенным, создавать напряжение, влиять на героев и на события. Оно может быть меняющимся или неустойчивым. Через место действия в историю входят обстоятельства.
  6. Выбирать место действия стоит, опираясь на жанр вашей истории. Место действия создает атмосферу, которая может либо усиливать события в вашей истории, либо, наоборот, мешать им.
  7. Создать образ места действия значит соединить несоединимое, превратить место в героя, заложить в пространство игру через противоречие.
 
 
Миша Сафронов

Сценарист и режиссер анимационного кино. В индустрии анимации с 2004 года, работал сценаристом, аниматором, художником, аниматикером, режиссером (студии «Мульт.ру», «Мельница», «Смешарики»). В 2008 году вместе с друзьями основал студию «Да» по созданию анимационных сериалов и авторских фильмов.

 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» (2006) / 20th Century Fox
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 21485
Практика

Приемы: Фокусное расстояние

Крупные и общие планы, угол обзора, перспектива, глубина резкости, а также передача внутреннего состояния героя кадра. Разбираемся, на что влияет фокусное расстояние объектива

21 августа 2293
Обзоры

От злодеев до героев и опять к злодеям: как менялся образ русских в мировом кинематографе

Образ русских в кино складывался годами. В одних фильмах наших соотечественников показывали достойно, подчеркивая многовековую культуру, а в других — мы были главными злодеями. Рассказываем о развитии этого образа в мировом кинематографе

Вчера 2486
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее