Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов


Основные цветовые схемы


Цвет оказывает на нас эмоциональное, психологическое и даже физическое воздействие, которое порой мы можем не осознавать. Глаза и мозг человека могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Именно поэтому чаще всего в кино используют комплементарную цветовую схему — контрастное сочетание теплых и холодных цветов, которые на цветовом круге противоположны друг другу. Такое сочетание оттенков делает композицию уравновешенной и воспринимается естественно. Самые популярные комплементарные пары — желтый-синий и красный-зеленый.
Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax

Кадр из фильма  «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

Реже используется троичная цветовая схема, которая объединяет в одной композиции 3 цвета, равноудаленных друг от друга на круге, например, желтый, синий, красный. Один из цветов, как правило, доминирует, а два других дополняют и усиливают его звучание. Возможен также вариант использования двух близких по тону цветов с контрастным противоположным, например, желтый, зеленый и красный.

Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film
Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film

Более сложная и редкая схема — тетраидная, объединяющая четыре цвета. Почти во всех этих случаях один цвет доминирует, а другие лишь оттеняют его.
 

Цветовая гармония


Осмысленное использование определенного цвета в кино основано на психологии зрительского восприятия.

Йохансен Иттен в своей книге «Искусство цвета» отмечает, что для большинства цветовые сочетания, называемые «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же различных цветов, имеющих одинаковую силу. Например, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, то закрыв глаза, мы увидим красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим в подсознании его противоположность — зеленый. Опыт одинаково работает с разными цветами.

Существует и более тонкий способ гармоничной организации — использование аналогичных цветов, т.е. монохроматической схемы цвета. В случае с очевидным доминированием определенного цвета из хроматической палитры (6 цветов) в фильме или отдельной сцене можно говорить о целенаправленном использовании цвета для создания у зрителя конкретной эмоции. При этом всегда необходимо учитывать, что у каждого цвета выделяют несколько ассоциаций, одна из которых соответствует контексту и с определенной долей вероятности совпадет с нашим субъективным ощущением.

Желтый

Успешные комбинации: синий, черный, красный, зеленый.

Символические ассоциации: разум, познание, уверенность, болезнь, безумие, недоверие.

Желтый — самый светлый цвет. Он теряет это качество в сочетании с более темными — серым, черным, фиолетовым. Соответственно, прозрачные и яркие тона желтого воспринимаются позитивно, а затуманенные и тусклые — негативно.

Любитель яркого желтого цвета — Уэс Андерсон часто использует его в качестве иллюстрации чувства наивности, радости, детского взгляда на мир. Однако в короткометражке «Отель Шевалье» (2007) — прологе к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — желтый становится символом одиночества, некоторого болезненного помешательства и отгороженности двух главных героев от мира и самих себя. Таким образом, через доминирующий желтый цвет Андерсон, в сочетании с изысканной обстановкой и романтичной музыкой, выражает общее состояние места, времени и внутренние переживания персонажей. В кадрах можно заметить незначительные детали, которые уравновешивают цветовое решение — серые костюмы, синие книги, город за окном, окутанный предрассветной голубоватой дымкой.
 
Сцена из фильма «Отель Шевалье» (2007)


Красный

Успешные комбинации: голубой, зеленый, белый, черный

Символические ассоциации: огонь, страсть, активность, агрессия, опасность, сила.

Многозначность красного зависит от плотности и тональности. Смещенный в сторону красно-оранжевого он становится выражением воинственности, опасности, превосходства, власти, безумия, как в некоторых сценах из «Макбета» (2015).

Кадр из фильма  «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма  «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company

Красный, неизменно присутствующий в каждой сцене фильма из трилогии польского классика Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета» (1994), имеет несколько нетипичных трактовок: искусственную попытку наполнить жизнь яркостью и значением, подвластность судьбе, столкновение правды и фальши, любви и ненависти.
 
Трейлер фильма «Три цвета: Красный» (1994)

Красный, смешанный с белым (розовый), приобретает значение чистоты, легкости, наивности. Впрочем, возможна и метафоричная объяснение этого цвета. Например, известный персонаж мира «Гарри Поттера» Доролес Амбридж обожала розовый, что вызывало к ней чувства, противоположные нежности и умилению.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Синий

Успешные комбинации: белый, желтый, красный, оранжевый.

Символические ассоциации: тишина, покой, глубина, фантазия, загадочность.

Синий на желтом кажется темным и несколько теряет свою яркость. Чистым синим считается цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный цвет — символ активности, то синий — его прямая противоположность, т.е. пассивность. При этом он может стать и символом скрытой опасности, как в сценах «С широко закрытыми глазами», или чарующей загадочности, как в фильме «Мулен Руж» (2001).
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Мулен Руж» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Мулен Руж» (2001) / Фото: 20th Century Fox

В богатой на яркие цвета «Тесноте» чаще всего в кадре появляется синий, который символизирует замкнутость, опустошение и нарастающую безотчетную тревогу, смешанную с неотвратимостью.

Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»
Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»

Сказочное значение синего цвета в эпизоде анимационной «Фантазии» (1940) дополняется устрашающими мотивами неизвестного, опасного, злого.
 
Сцена из мультфильма «Фантазия» (1940)

Зеленый

Успешные комбинации: белый, оранжевый, желтый, красный.

Символические ассоциации: жизнь, гармония, мягкость, таинственность.

Считается нейтральным цветом, так как в спектре расположен между черным и белым. Характер его выраженности меняется в зависимости от колебания в сторону соседних цветов — желтого и синего.

Как правило, зеленый в сочетании с желтым вызывает более светлые чувства у зрителя, ассоциируется с рождением нового, юностью, гармонией. Но при добавлении в палитру синих оттенков, а также общей приглушенности тона, зеленый отражает холодность, безразличие, запутанность и страх. В таком значении он применяется в монохромных сценах фильмов гораздо чаще. Например, в «Головокружении» (1958) отражает таинственность образа главной героини, зеленое цветовое решение сцен в «Матрице» создает неестественный эффект другой реальности, а в «Комнате страха» (2002) становится иллюстрацией тревожного чувства.
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма  «Матрица: Перезагрузка» (2003) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма  «Комната страха» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Комната страха» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Оранжевый

Успешные комбинации: зеленый, синий, белый, черный, серый.

Символические ассоциации: радость, активность, чувствительность, воспоминания (сепия).

Двойственные значения оранжевого меняются в зависимости от его смеси с красным — тогда он приобретает энергичное, чувственное или праздничное, сказочное звучание. Но затемненный черным цветом, он тускнеет и становится признаком настороженности, опасности, не доходящей до очевидной угрозы. Контрасты между насыщенностью и выбором сочетания создают легкую атмосферу в немного грустной «Семейке Тененбаум» (насыщенный оранжевый), а в фоновом решении «Марсианина» (в сочетании с желтым), напротив, подчеркивают мрачность и переносят нас на другую планету.
Кадр из фильма «Семейка Теннебаум» (2001) / Фото: Buena Vista Pictures

Кадр из фильма «Семейка Теннебаум» (2001) / Фото: Buena Vista Pictures

Кадр из фильма  «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Фиолетовый

Успешные комбинации: в теории цвета практически никакие комбинации не считаются гармоничными.

Символические ассоциации: чувственность, благородство, двойственность, мистичность, мудрость, опасность.

Фиолетовый цвет, балансирующий между двумя концами спектра, имеет своеобразное влияние на подсознание. В зависимости от контрастирующих тонов, он может вызывать у зрителя как возвышенное, так и гнетущее впечатление. Этот цвет часто используют для создания на экране фантазийной реальности, других миров или погружения во внутренний мир героя. В нем, в отличие от других цветов, двусмысленность прочтения не зависит от контекста — она подразумевается практически в каждом случае. Например, в «Неоновом демоне» (2016) выбор фиолетового подсказывает зловещее нарастание конфликта на протяжении всего повествования, а в «Стражах Галактики» (2014) переносит нас в другое измерение.
Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Amazon Studios

Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Amazon Studios

Кадр из фильма  «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney

Мягкие оттенки фиолетового также часто становятся иллюстрацией мира грез и сказочности.

Кадр из мультфильма  «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма  «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
 

Подведем итоги


Полярность в спектре эмоций, которые каждый цвет способен вызвать у зрителя зависит от нескольких значений:
 
  • оттенка — выбора тона на цветовой палитре;
  • насыщенности — интенсивности цвета;
  • сочетания с другими цветами — контраст (светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов и др.).

При выборе цветового решения в кино ориентируются на общие ассоциации, связанные у большинства с тем или иным цветом, однако всегда остается вариант субъективного прочтения, который зависит от личной предрасположенности к цвету и предпочтениях гармоничных сочетаний.
 
О цвете в кино
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Amazon Studios

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее