Практика

Саунд-дизайн «Очень странных дел». Как звуками передать аутентичность

Приближение монстра, альтернативная реальность и связь между двумя мирами. Как показать это с помощью звуков. Разбираемся в особенностях саунд-дизайна одного из самых популярных сериалов Netflix

  • 5 июля
  • 932
Павел Новиков

Съемочной команде сериала «Очень странные дела» удалось воплотить в жизнь огромное количество интересных творческих идей. И сеттинг сериала вполне располагает к этому. Маленький американский город в 1983 году, группа детей, которые вечно ищут приключений и, конечно же, злой монстр. Мы это видели уже много раз, но что с точки зрения звукового оформления выделяет сериал серди других и делает его по-настоящему уникальным в 2019?
 

Главная тема


Мы уже писали о том, как важно правильно подобрать главную тему к сериалу. Создатели сериала братья Даффер с этой задачей справились отлично. Услышав композицию музыкантов Кайла Диксона и Майкла Стейна, братья сразу же оценили этот скетч. Затем они решили доработать его и использовать в качестве главной темы.

Кайл ДиксонКайл Диксон: «Братья Даффер обратились к нам в июле прошлого года с трейлером, который они создали с использованием одной из наших песен. Это песня под названием «Dirge». Это последний трек нашего первого альбома. Они выбрали его, чтобы рассказать свою концепцию Netflix, и, как только им дали «зеленый свет», они поинтересовались, были ли мы все еще доступны для работы. Мы, очевидно, были заинтересованы и послали им кучу неизданных вещей для прослушивания. И затем мы начали весь процесс, предоставляя им кое-что, чтобы показать продюсерам. Они рассматривали и других композиторов. Так что у нас был небольшой испытательный срок, но в итоге все получилось».

Отлично подходящая по настроению композиция заслуженно «открывает» каждый эпизод сериала, а загадочное арпеджио на аналоговом синтезаторе еще более вовлекает зрителя в атмосферу новых приключений.
 
Открывающая сцена сериала « Очень странные дела»
 

Аутентичные ретро-звуки


Звуковому департаменту досталось много работы, так как все звуки должны были соответствовать нужной эпохе восьмидесятых. Фоли-звуки старых автомобилей, звуки радиоприемников и телевизоров, — все это требовало детальной проработки. Как утверждает саунд-дизайн Крэйг Хэниган, именно адаптация звуков под 1980-е и была одной из самых трудных задач на проекте.

Крэйг Хэниган«Самая большая проблема заключалась в том, чтобы привести звуки в соответствие с тем периодом 1980-х годов, который имеет выраженное аналоговое звучание. Но это время также является и начальным этапом цифрового развития».

 

Уникальные звуки


Также звукорежиссеры создали уникальные акустические ландшафты, которые не похожи ни на что другое. Монстр из «изнанки» (The Upside Down) звучит страшно. По словам Крэйга, референсом этого звука был не менее ужасающий персонаж.

Крэйг Хэниган«Я хотел придумать что-то похожее на „Хищника“, с точки зрения наличия идентифицируемого голоса, потому что изначально вы не видите монстра».

Работа с монстром заслуживает полноценного анализа. Он начинает звучать раньше, чем появляется. Мы слышим едва слышимый звон и некоторые шумы, которые почти невозможно уловить среди прочих. Создавая классический саспенс, эти звуки постепенно становятся громче, подготавливая нас к появлению монстра. Вот, что об этом сказал Брэд Норт, который также работал над звуковыми эффектами:

Брэд Норт«Круто, что у монстра нет лица. Он просто большое бурное, темное присутствие. У него нет рта, который открывается. Это просто сумасшедший крик, который хорошо подходит для этого, ведь монстр не делает ничего, кроме того, что пугает Уилла».

 
Сцена из сериала «Очень странные дела»

Звуковое оформление мира «изнанки» создавалось Крэйгом не менее захватывающе:

Крэйг Хэниган«Я знал, что „Изнанка“ будет звучать мрачно, но я не видел никаких визуальных эффектов. В моих первых беседах с Мэттом и Россом я пытался выяснить, на что будет похожа эта альтернативная реальность. Здесь должна быть реверберация? Или все должно быть глухим? Я пытался понять законы того, что пытаюсь создать. Они сказали, что „изнанка“ должна звучать „мокро“, но не как болото. Это должно было быть пугающим и напряженным, но в то же время быть знакомым. Я использовал сэмплы лесных записей со скрипом деревьев.

По части эффектов в итоге я использовал нечто среднее между реверберацией и delay. Я записывал лупы, затем повторно сэмплировал их, а затем еще раз. Во второй или третий раз и возникла основа звука „Изнанки“».

 
Сцена из сериала «Очень странные дела»

Отдельно стоит выделить находку звукорежиссера в сцене с лампочками. Едва слышимые в реальном мире лампы стали настоящим средством связи между двумя мирами в сериале. Их необходимо озвучить, чтобы акцентировать на них внимание, и вот, как Крэйг создал эти звуки:

Крэйг Хэниган«Они на самом деле довольно простые. Для большинства электрических звуков я записывал маленькие электрические устройства вокруг своего дома и вещи, которые были у меня в гараже. Я никогда не выбрасываю старые электрические вещи, которые издают звуки. Вообще у меня есть мусорные баки со старыми зубными щетками, бритвами, телефонам и так далее. Для этих звуков я использовал зарядное устройство для батареи, на котором установлено 50-амперное напряжение. Я записал это, а затем разрезал на маленькие кусочки, к которым я добавил звуки лампочки накаливания.

Когда вы режете и создаете звук, вы думаете: „Как я могу заставить это работать тематически и сделать его несколько музыкальным?“ Я хотел, чтобы это было просто. Лампы не издают громкие звуки в реальной жизни, поэтому я должен был найти способ усилить эти звуки, но так, чтобы они не стали слишком синтетическиим. Я пытаюсь внедрить свой звуковой дизайн в настоящие звуки. Это была хорошая возможность записать настоящие звуки, а затем дать им музыкальность».

 
Сцена сериала « Очень странные дела»

Классические истории о странностях, происходящих в небольших городках, всегда приковывали внимание многомиллионной аудитории. «Stranger Things» — отличный пример вечного сюжета, умело адаптированного для современной аудитории. Звуковое оформление здесь играет важную роль. Хоть звуковой департамент и подражает прошлой эпохе по антуражу, используя звуки прошлого века, технологии и средства создания звуков с тех пор все же сильно шагнули вперед. Это дает нам возможность ностальгировать по старым картинам, но при этом погружаться в атмосферу еще сильнее, чем при просмотре похожих картин прошлого века. И наслаждаться  более качественным и современным звуковым дизайном.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из сериала «Очень странные дела» / Netflix

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее