Репортаж

От Первого канала до блогеров: Как живет телекомплекс «Энтузиаст»

Посетили одну из крупнейших съемочных площадок Москвы, где работают телеканалы и небольшие продакшны. Пять студий, аренда оборудования, персональный менеджмент: что мы узнали об «Энтузиасте» — в репортаже tvkinoradio.ru   

  • 2 июля
  • 1380
Артур Кулаков , Елена Волобуева

В прошлом году на востоке столицы в районе Перово прошла реконструкция телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст». В результате его площадь увеличилась в два раза, а технологическая база была полностью обновлена. Чтобы понять, что изменилось и какие возможности теперь комплекс предоставляет съемочным группам, — мы отправились по адресу 2-я улица Энтузиастов, 5 корпус 5.

Основные студии, с высотой потолков 15,5 метров, находятся на первом этаже, еще на четырех — вспомогательные помещения: 30 гримерок, костюмерные, технические и режиссерские аппаратные, комнаты ведущих и звезд. Для массовки также предусмотрено пространство — на первом этаже рядом с кафе, в котором можно попить кофе или перекусить.

Зона отдыха для зрителей в студийном комплексе «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина   
Зона отдыха для зрителей в студийном комплексе «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина   

Мы попали в «Энтузиаст» в разгар съемок нескольких проектов для Первого канала, и, конечно, не могли пройти мимо. Что здесь происходит, узнали у продакшн-менеджера компании «Красный Квадрат» Алексея Нефедова.

Продакшн-менеджер компании «Красный Квадрат» Алексей Нефедов— В трех студиях «Энтузиаста» мы снимаем программы «Сегодня. День начинается» и «Три аккорда». Шоу «Три аккорда» мы пишем сезонами, заезжая на три месяца. А «Сегодня. День начинается» снимаем вот уже практически год, занимая студию на постоянной основе.



На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
— Что можете сказать о комплексе? Насколько комфортно тут работать?

— Вполне рабочая площадка, отвечает всем требованиям телепроизводства. Безусловно плюс, что здесь можно взять в аренду оборудование — для наших проектов мы практически все арендуем. Это удобно. Можно рассчитать все технические конфигурации заранее и ничего не возить с собой. И команду можно нанять тут же, если появляется срочная необходимость в людях, — на «Энтузиасте» есть свои специалисты.

На съемках программы Первого канала «Сегодня. День начинается» / Фото: Ольга Наседкина  
На съемках программы Первого канала «Сегодня. День начинается» / Фото: Ольга Наседкина  

Нам разрешили ненадолго и тихо заглянуть в студию, в которой как раз шли съемки программы «Сегодня. День начинается». Позже обсудили с директором площадки Александром Борщевым, как важна тишина в студии, особенно когда твой сосед по павильону — громкое музыкальное шоу.

— Хорошая шумоизоляция — не самое частое явление на подобных площадках, но тут она есть. Здесь просторно и тихо. Если в соседнем помещении будут петь и плясать, мы в нашей студии спокойно сможем на чистовую записывать речь.



На еще одной площадке комплекса не было рабочей суеты — зачехленные декорации проекта «Мальцева» на НТВ ждали своих зрителей и новых героев. В перерывах между съемочными пулами их не разбирают — телекомпания арендует студию сразу на несколько месяцев. 

Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина
Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина

Гримерки, костюмерные, редакторские комнаты расположились на втором и третьем этажах комплекса.
Костюмерная телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Костюмерная телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Гримерка телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Гримерка телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Костюмерная телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Костюмерная телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Прогуливаясь по комплексу, мы дошли до кабинета генерального директора «Энтузиаста» Дмитрия Волова. Он рассказал и об истории возникновения такой площадки, и о глобальных планах ее развития.

— Как появилась идея создать «Энтузиаст»?

— Остро чувствовалась необходимость. На момент создания в Москве сокращалось количество студийных площадок. Людям приходилось снимать проекты на складах и в других непрофильных пространствах, поэтому потребность в специализированном комплексе росла с каждым днем.

Генеральный директор телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» Дмитрий Волов / Фото: Ольга Наседкина
Генеральный директор телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» Дмитрий Волов / Фото: Ольга Наседкина

Мы решили создать место, в котором можно работать с комфортом и за вменяемые деньги. Я много лет в этой сфере, знаю все нюансы, проблемы и особенности индустрии. Было четкое понимание — что нужно, когда, в каком количестве, сколько это должно стоить и так далее.

— Отслеживаете ли вы изменения на рынке и технологические тенденции?

— Мир телевидения в своей основе не меняется. Меняется оборудование, а сама схема съемки остается той же самой. Да, есть весьма консервативные передачи, которые годами остаются прежними. А есть проекты, про которые 10 лет назад даже подумать нельзя было, что такое может иметь успех.

Что касается тем — людям всегда интересны: здоровье, секс, еда, скандалы. Все самые популярные передачи крутятся вокруг этого.

На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
Так как мы открылись относительно недавно, все оборудование у нас новое. Но мы следим за его износом и, конечно, за новинками.

Сейчас особо актуальна потребность в маленьких студиях для видеоблогеров и прочих проектов, которые не укладываются в стандартный телевизионный формат. По сути, это примерно то же оборудование, только в меньших масштабах.

— Когда арендаторы приезжают к вам в поисках нужного помещения, какие вопросы задают чаще всего?

— Первый вопрос, традиционно, стоимость. Второй по популярности — про электричество. В «Энтузиасте» часто проводятся прямоэфирные передачи, которым нужна 100% уверенность, что вещание не прервется. Поэтому мы сделали резервную сеть. А еще у нас за забором шикарный сосед — ТЭЦ. Поэтому проблем с электричеством нет вообще.

На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
Всегда много технических вопросов. Спрашивают про нагрузку на потолок, ведь на него подвешивают свет, декорации и технологическое оборудование. Из опыта других кинокомплексов мы знаем результаты неправильного расчета нагрузки — можно и потолок обвалить. Мы заранее продумываем все, чтобы не идти на такой риск.

Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина
Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина

Хорошего продюсера всегда интересует, что люди будут есть. Еда должна быть свежей, качественной, вкусной. Иначе съемочной группе придется разбегаться в перерывах в поисках обеда. Это отвлекает от рабочего процесса, и мы этот вопрос решили — на территории «Энтузиаста» есть кафе с хорошим меню и приятными ценами. Мы всегда знаем, кто и в каком количестве к нам прибудет на съемки, и готовы накормить всех — от массовки до звезд.

Кафе на территории телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
Кафе на территории телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

Одно из наших глобальных отличий от других подобных площадок — взаимодействие по системе «одного окна». Вам не придется бегать по комплексу и согласовывать технические решения со всеми службами, разыскивая то осветителя, то главного инженера. Достаточно связаться с менеджером вашего проекта или с администратором. На ваш вопрос ответят и оперативно помогут его решить.

Мы предусмотрели множество других нюансов. Например, в наших гримерках есть мойки для головы, в некоторых — душ. Это не просто «для хорошей жизни» — это адекватная необходимость. Ведущие снимаются пулами по 12-14 часов, в нескольких передачах сразу. Иногда необходимо сделать перегрим, переодеться, сменить прическу и так далее. Все условия для этого есть.

Гримерка телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
Гримерка телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

— Прислушиваетесь ли вы к мнению арендаторов и учитываете ли их пожелания?

— Вот смотрите — есть жесткие правила техники безопасности. Их нужно соблюдать. Поверьте — они многим не нравятся. Кто-то искренне удивляется: «Почему нельзя курить в помещении?». Нас часто просят ослабить эти правила, но это исключено. Они созданы для общей безопасности.

Остальное касается видения создателей программ или личных предпочтений участников съемок. И вот тут — мы всегда идем навстречу. Ведь чем комфортней людям, тем больше у нас поводов, встретившись вне работы, улыбнуться друг другу или попить вместе кофе.

В телевизионно-студийном комплексе «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
В телевизионно-студийном комплексе «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
Бывает, что нас просят поставить мегаватт света или подвесить тонну груза на одну точку на потолке — то есть сделать что-то технически сложное. Тут мы разговариваем, начинаем вместе считать. И чаще оказывается, что нужно гораздо меньше, можно легко уложиться во все нормативы. Мы не отказываем сразу, а берем время «на подумать» и предлагаем решения вопроса.

Готовы обсуждать все что угодно. Конечно, просьбы вроде: «У нас на съемках будет звезда, которая хочет, чтобы душ лился не сверху, а снизу», — еще не было, но и к такому мы тоже готовы. Нас сложно удивить (смеется).

На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
На съемках программы Первого канала «Три аккорда» / Фото: Ольга Наседкина
— В «Энтузиасте» есть свой парк оборудования, которое вы даете в аренду. Насколько эта услуга востребована?

— Бизнес, основанный исключительно на аренде площадей, — весьма сомнительная затея. Обслуживание и поддержание студий в надлежащем виде съедают все арендные платежи. Прибыль удается получить при оказании технических услуг. В это входит и аренда видеооборудования, операторской техники, звука, света и так далее. Все находится в комплексе, и если что-то вдруг выходит из строя или же проекту нужно масштабироваться в большую или меньшую сторону, вопрос решается не более чем за 3 часа. Весь обслуживающий персонал у нас свой и находится здесь. Это дает возможность быстро усилить команду дополнительными специалистами, если появляется такая необходимость.

Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина
Студийный павильон программы НТВ «Мальцева» / Фото: Ольга Наседкина

— В комплексе есть и небольшая хромакейная студия, так?

— У нас есть маленькая студия, в которой можно снимать на хромакее, но мы не затачивали ее только под это. Поэтому в ней можно снимать все, что не требует большого помещения, например рекламу. Ведь студия в первую очередь должна быть универсальной.

Необычным пространствам мы тоже находим место. Например, сейчас на этапе создания аквастудия — для съемок сцен в воде.

— Какие еще планы на будущее?

— Планов очень много. Мы готовим второй корпус комплекса с большими съемочными павильонами (1000 — 1500 кв²), высота потолка будет 12 метров. Если все пойдет по плану, он начнет работу осенью 2020 года.

Генеральный директор телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» Дмитрий Волов / Фото: Ольга Наседкина
Генеральный директор телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» Дмитрий Волов / Фото: Ольга Наседкина

Там будут и офисные помещения. При этом стоимость аренды планируем сделать на 30-40% ниже рыночной, что позволит нам выбирать, кого мы к себе пустим. Ну и конечно, сдавать эти офисы мы будем исключительно профильным предприятиям.

Еще одним бонусом для арендаторов, кроме цены, будет возможность масштабирования. Например, продакшн-компания делает новый проект и расширяет свой штат, а по завершении съемок — штат снова уменьшается. В таком случае и пространство компании понадобится разное. Считаю, что это не должно требовать неимоверных усилий и трат. У нас это можно будет сделать очень просто, условия аренды будут гибкими.

Также хотим открыть вторую проходную, ведущую к станции МЦК Андроновка, до нее будет всего 100 метров. Обязательно расширим парковку. Это нужно для людей и их удобства.

Телевизионно-студийный комплекс «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
Телевизионно-студийный комплекс «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина

На территории комплекса будут размещены склады предприятий по аренде оборудования — осветительного, операторского, телевизионного, светодиодных экранов, звука и так далее. Сейчас уже действует предприятие по производству декораций.

Будем привлекать молодежь. Для этого хотим и дальше создавать небольшие студии, в которых любой начинающий блогер мог бы снимать свое шоу за адекватные деньги с почасовой оплатой.

Съемочный павильон телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
Съемочный павильон телевизионно-студийного комплекса «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина
И вишенкой на торте — мы задумали сделать небольшое учебное заведение для подготовки кадров среднего профессионального звена. В отличие от других учебных заведений у нас есть глобальное преимущество — самые лучшие точно не останутся без работы. Люди нужны всегда!

В итоге «Энтузиаст» должен стать неким телевизионно-технологическим парком. Многие именитые площадки — это очень закрытые пространства для людей «с улицы». Я не хочу, чтобы «Энтузиаст» был чем-то недостижимым. Здесь должна быть не только производственная площадка, но и место для общения. Мы сможем проводить форумы, выставки и другие подобные мероприятия. Ведь сегодня к нам приходит студент, а завтра он уже может стать нашим начальником. В жизни бывает все — нужно давать людям возможность расти и развиваться.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: телевизионно-студийный комплекс «Энтузиаст» / Фото: Ольга Наседкина   

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9968
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2355
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2156
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2051
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1835
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1809
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее