Практика

Творческий тандем: режиссер Тим Бертон и художник по костюмам Коллин Этвуд

28 марта состоится премьера фильма «Дамбо» — очередного  римейка диснеевской киноклассики. Режиссер Тим Бертон превратил анимационную картину в художественный фильм, и помогла ему в этом художник по костюмам Коллин Этвуд. О давнем сотрудничестве этих двух ярких художников рассказывает Ирина Жигмунд

  • 27 марта
  • 2792
Ирина Жигмунд

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

На съемках фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney
На съемках фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Известный киносказочник Тим Бертон снял более 30-ти картин, и в 12-ти из них он работал вместе с Коллин Этвуд. Над верностью режиссера к некоторым актерам и членам съемочной группы давно посмеиваются, но всегда лучше работается с теми, в ком ты уверен, кто помогает тебе выстраивать твой собственный визуальный мир. «Когда работаешь с кем-то больше одного раза, возникают доверительные отношения, — говорит Бертон. — Это замечательно, не нужно всякий раз облекать свои мысли в слова, обговаривать каждую мелочь». Актеры и художники сами с удовольствием возвращаются к Бертону: «У Тима на площадке всегда царит творческая свобода, он позволяет всем безумства. И он ценит чужой труд, поэтому для него всегда хочется сделать что-то особенное», — говорит Коллин Этвуд.

На премьере фильма «Дамбо» (2019) в Лос-Анджелесе / Фото: Disney
На премьере фильма «Дамбо» (2019) в Лос-Анджелесе / Фото: Disney
 

«Эдвард Руки-ножницы» (1990)


Судьбоносная встреча двух творцов произошла на подготовке фильма «Эдвард Руки-ножницы». Художник по костюмам предыдущего фильма Бертона («Бэтмен», 1989 г) Боб Рингвуд не смог принять участие в новом проекте, поэтому художник-постановщик Бо Уэлш посоветовал режиссеру Коллин Этвуд, с которой он работал на фильме «Джо против вулкана» (1990). «Так мы с Тимом начали наш собственный путь, и до сих пор получаем удовольствие от работы друг с другом», — говорит Коллин.

Кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990) / Рисунок Тима Бертона к фильму «Эдвард руки-ножницы» (1990) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Эдвард Руки-ножницы» (1990) / Рисунок Тима Бертона к фильму «Эдвард Руки-ножницы» (1990) / Фото: 20th Century Fox

Персонаж Эдвард Руки-ножницы — это альтер-эго режиссера, поэтому костюм делали по его школьному рисунку. Но Коллин сразу проявила свою художественную индивидуальность— уникальное умение сочетать различные фактуры в одном костюме. Так, комбинезон исполнителя главной роли Джонни Деппа был сшит из кусков разных видов черной кожи, купленной в магазинах на Орчард-стрит в Нью-Йорке. Получилось очень эффектно, поскольку они неодинаково отражают свет, создавая ощущение человека, собранного из фрагментов, что отсылает нас к «Франкенштейну» — излюбленной теме Бертона. Единственное, чего не учла Коллин, — что съемки происходили в жаркой Калифорнии, и во время одной из сцен от перегрева Джонни упал в обморок.
 

«Сонная Лощина» (1999)


После «Эдварда Руки-ножницы» Тим с Коллин вместе поработали на фильмах «Марс атакует!» (1996) и «Эд Вуд» (1994). В первом, фантастическо-ироническом фильме костюмы вновь следовали рисункам режиссера, во втором, черно-белом байопике о «худшем режиссере всех времен и народов» Эдварде Вуде-младшем, Коллин работала с документальными фото и видеоматериалами.
 
Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures  
Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures  

А вот атмосферная и элегантная готическая сказка «Сонная лощина» располагала к смелым экспериментам. И, несмотря на то, что действие фильма происходит в Америке XVIII-го века в городке голландских поселенцев, художник работала под девизом «Больше фантазии — меньше исторической правды». Она старалась настроиться на новый стиль Бертона и не разрушить хрупкости и акварельной призрачности фильма. Даже черный цвет костюма главного героя Икабода Крейна (актер Джонни Депп), эффектно подчеркивающий белизну его лица, на самом деле имеет не черный, а темный сине-зеленый оттенок.

Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures  
Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures 

Этвуд знает, что черный цвет на пленке смотрится дырой, поэтому она сделала костюм из тусклого сукна и обшила его по краю тонким кантом. Также она ввела в гардероб героя жилеты из атласа и бархата, чтобы добавить костюму глубину. «Костюм — это скорлупа персонажа, первый и главный шаг к пониманию того, как он себя ведёт, как движется, — объясняет Депп. — Коллин всегда невероятно точна в таких вещах. Она начинает думать, как персонаж, и подбирает ему внешнюю оболочку».
 

«Планета обезьян» (2001)


Этот фильм Коллин считает самым тяжелым в своей карьере. «Я пытался выдержать серьезную ноту, ведь говорящие обезьяны сами по себе весьма нелепы», — вспоминал Бертон. Поэтому для фильма пришлось разрабатывать убедительный грим и костюмы.
Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox

«Самыми дорогими в моей карьере были костюмы в „Планете обезьян“. Я старалась уменьшить их стоимость, но их создание было очень трудозатратным. В костюм входили: внешняя часть из шерсти, каркас, трикотажные детали, толщинки, нижняя и верхняя одежда, шлемы, обувь, перчатки. Все должно было работать на фильм и создавать ощущение, что перед вами настоящие обезьяны».

Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Создавая военную форму, Коллин вдохновлялась изображениями самурайских доспехов раннего периода, турецких лат второго века и даже позаимствовала кое-какие детали из культуры инков. «„Планета обезьян“ была для меня гигантским испытанием, поскольку эту одежду нужно было разработать так, чтобы выполнять трюки и активно двигаться. Я многому научилась на этом фильме», — говорит Этвуд.
 

«Крупная рыба» (2003)


Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

По словам Тима Бертона, этот фильм — «попытка выразить образами непередаваемое». «Крупная рыба» рассказывает про сложные взаимоотношения отца и сына. Поскольку незадолго до этого у режиссера умер отец, то фильм получился очень личным, эмоциональным.

Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

В «Крупной рыбе» показаны разные миры героев, и для каждого из них Этвуд нашла свой ключик. Она разделила всю историю на современную и аллегорическую часть, 1950-е и 1970-е годы, цирк и другие. «В каждой части были свои нюансы, но я связала их всех вместе цветом и текстурой. И чтобы визуально объединить, сделала костюмы чуточку сверхреальными».

 Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

«Коллин всегда думает с точки зрения персонажа, — говорит актриса Хелена Бонэм Картер. — Играть кого-то — это как примерить чужую кожу. И наш костюм — это еще одна новая кожа, еще один слой характера. Поскольку в городе Мираж все призрачно, то я ношу эту прозрачную кремовую штуковину. Но мой любимый костюм — это наряд ведьмы. Не пять часов макияжа, а платье, туфли и трость».


«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)


Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.

Самый мрачный из всех фильмов Бертона о кровожадном парикмахере и его безумной подруге требовал соответствующей визуализации. Кровь стала единственным ярким пятном в почти черно-белой монохромной картинке, обозначавшей, по словам Этвуд, «самое темное время викторианской эпохи». Для костюмов героев она искала старинные ткани, в которых уже были заметны распад и гниение. После того, как из них сшили костюмы, текстиль снова состаривали. «Я включала в костюмы много разных фактур, чтобы это чувствовалось на экране. Тьма викторианской эпохи происходила от грязи, — говорит Этвуд. — На улицах было очень грязно, поэтому я хотела добавить в костюмы немного неряшливости».

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.

Сцены, в которых миссис Ловетт (Хелена Бонэм Картер) мечтает о браке с Суини (Джонни Депп) — самые сочные в фильме. «Когда я делала костюмы для Джонни, то думала, что было бы забавно, если бы в этот период Суини одевала миссис Ловетт. Но это же ее мечта, а не его. Когда Джонни увидел полосатый купальник, он занервничал, поэтому в каждом костюме из „мечты“ я оставила кое-что из обычного костюма героя».

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) / Фото: Warner Bros.
 

«Алиса в Стране чудес» (2010)


За работу над этим фильмом Коллин получила свой третий «Оскар» (первые два были за «Чикаго» и «Мемуары гейши»).

Коллин Этвуд на на 83-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Hahn Lionel / Abaca Press / TASS
Коллин Этвуд на на 83-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Hahn Lionel / Abaca Press / TASS

«Каждый фильм труден по-своему, — говорит Этвуд. — В „Алисе“ есть два мира: тот, в который проваливается героиня (актриса Миа Васиковска) и так называемый реальный мир наверху. Главное было — понять, чем эти миры отличаются друг от друга и в чем они схожи. Цилиндр Шляпника взят из первых иллюстраций к книгам Кэррола, но весь остальной гардероб придуман нами. Мы больше руководствовались вдохновением, чем известными иллюстрациями.

Постер к фильму «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Постер к фильму «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Пришлось поломать голову над разными фактурами тканей для большой и маленькой Алисы. Когда она маленькая, полоски на ткани должны быть толще, а когда большая — тоньше. Ее одежда должна была быть разной в длину и ширину. Мы сделали одно огромное платье, такое, чтобы оно соответствовало трехметровой героине. А когда она „уменьшалась“, мы подхватывали ткань поясами, чтобы было похоже на то, что платье становилось меньше».
Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

Но по-настоящему культовыми стали образы Шляпника (в исполнении Джонни Деппа) и Красной королевы (актриса Хелена Бонэм Картер), без них сегодня не обходится ни один Хэллоуин. «Каждый раз, когда мы встречались с Джонни, он фонтанировал идеями. Мы придумали, что его рабочие инструменты всегда должны быть под рукой и сделали их частью костюма. Всё это делает Шляпника человеком хоть и не от мира сего, но вполне реальным. Джонни — большой выдумщик и очень помогает нашей работе. Создание костюма для него — весёлая игра. И он умеет его носить, как никто другой».

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney

За идею костюма Красной королевы Этвуд взяла игральную карту червовой масти. «В этом костюме я работала с традиционными цветами игральных карт. Красная королева — барышня довольно дурных вкусов, поэтому на платье повсюду нашиты золотые сердечки из фольги». Пришлось помучиться с воротником, потому что голову актрисы впоследствии увеличивали на компьютере. «Мы сделали высокий воротник из органзы, что оптически вытянуло шею Королевы. И сжали корсетом талию, чтобы голова, увеличенная компьютером, выглядела еще больше».
К сожалению, продолжение истории про Алису Этвуд делала уже с другим режиссером.

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010) / Фото: Disney
 

После «Алисы»


Позже они с Бертоном снимали ремейк сериала «Мрачные тени» (2012), действие которого происходило в 1970-х гг, байопик о художнице Маргарет Кин «Большие глаза» (2014) и картину «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016).
Кадр из фильма «Мрачные тени» (2012) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Мрачные тени» (2012) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Большие глаза» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Кадр из фильма «Большие глаза» (2014) / Фото: The Weinstein Company

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016) / Фото: 20th Century Fox

И вот теперь на экраны выходит «Дамбо».
 
Трейлер мультфильма «Дамбо» (2019)

По этому поводу Коллин уже дала интервью некоторым изданиям. «В этот раз я вышла за рамки эстетики Тима Бертона, но он остался доволен цветом и моими идеями.
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Тим — сам чудесный художник, и всем кажется, что он способен придумывать только темных персонажей. Но это заблуждение, потому что на самом деле он очень светлый человек и деликатный художник. Когда вы смотрите на его картины, то видите, что они очень легкие, в них много света. Для меня работа с ним — это всегда вызов. Я никогда не знаю, чего он хочет, потому что он все время меняется. Я просто стараюсь изо всех сил. Когда я попадаю в фильм Тима Бертона, я каждый раз чувствую, что могу себе позволить творить, как художник».

Тим Бертон на съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
Тим Бертон на съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
 

Обложка: Коллин Этвуд на съемках фильма «Дамбо» (2019) /  Disney

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9047
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4728
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3859
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2069
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1822
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1668
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее